Устройство смазочной системы трактора. Функции всех элементов системы
Современные трактора отличаются достаточно высокими показателями надёжности и отказоустойчивости, а используемые в них детали и агрегаты обеспечивают длительный период безопасного использования без потери своих эксплуатационных параметров. Во многом это становится возможным благодаря эффективной системе смазки основных узлов и компонентов о чём, собственно, и пойдёт речь в этом материале.
Система смазки – её особенности и строение
Используемый в тракторах МТЗ смазочный комплекс представлен в комбинированной вариации. Это означает, что смазывание одних деталей проходит под действием разбрызгивания, а вторых – под влиянием высокого давления, идущего от насоса шестерённого типа.
Основными компонентами, которые включает в себя система смазки, являются масляный насос, маслоприёмник, центробежный масляный фильтр полнопоточного типа и масляный радиатор. Сюда же относится и комплекс маслопроводов, элементы соединительной арматуры, клапаны предохранительные и приборы, на которые возложены контролирующие функции.
Кроме этого, имеется также и определённый набор составляющих двигательной системы, не имеющих отношения к основному комплексу, смазка которых проходит по автономной схеме (пусковой двигатель и передаточный механизм к нему, водяной и топливный насос).
Принцип действия смазочного комплекса
Принцип функционирования прост и эффективен одновременно – насос всасывает масло из маслосборника и нагнетает его в центрифугу, откуда оно поступает в блок-картерную магистраль к подшипникам распред- и коленвала и продолжает свой путь к подшипникам шатунным, продвигаясь от шейки распредвала к оси коромысел, а затем и их втулкам, после чего, посредством особых каналов заполняет сферические поверхности в штангах толкателей.
Встроенный предохранительный клапан отвечает за регулировку давления, которое на входе в фильтр не должно превышать 0,7 МПа. За счёт клапана-термостата холодное масло минуя радиатор поступает в магистраль, что ускоряет процесс прогрева не только масла, но и двигателя. Клапан сливного типа ограничивает действующее в главной магистрали рабочее давление. Общий же контроль давления масла в системе осуществляется посредством манометра.
Техническое обслуживание
Здесь всё достаточно просто – трактор, примерно раз в месяц нуждается в проведении замеров по давлению масла в картере. Оно должно находиться в районе верхней отметки на щупе, а замену масла следует проводить каждые 480 часов работы, сливая его с прогретого дизеля и заливая свежее лишь после очистки ротора на центробежном фильтре.
Важно также следить и за рабочим давлением, которое должно варьироваться в диапазоне 0,2-0,3 МПа. Отклонение от данного параметра однозначно свидетельствует о неисправности системы и требует к себе незамедлительного внимания.
Заключение
Как вы сами могли убедиться, переоценить значение смазочной системы в тракторной технике весьма и весьма проблематично. Грамотно составленная карта смазки, позволяет проводить своевременное обслуживание всех узлов и агрегатов, что не только продлевает срок их эффективного использования, но и позволяет избежать различных внештатных ситуаций на дороге.