Трактора МТЗ оснащаются раздельно-агрегатной гидравлической системой, которая необходима для обеспечения работы трактора с навесными и полунавесными агрегатами, а также с прицепными машинами, оборудованными гидравлическими механизмами.
Основу гидросистемы составляют следующие компоненты:
1. Гидравлический насос — создает в гидравлической системе давление потока масла, которое необходимо для управления гидравлическими органами управления прицепных и навесных сельхозмашин.
Он крепится к корпусу гидроагрегатов на шпильках и центрируется посредством специального стакана. Привод осуществляется с помощью промежуточной шестерни ВОМ. Включается насос только на малых оборотах двигателя.
Масло поступает в насос благодаря разрежению, которое создается в зоне всасывания вследствие вращения шестерен, после чего между зубьями и корпусом выбрасывается в нагнетательное отверстие. За счет разницы диаметров нагнетательного и всасывающего отверстий создается необходимое давление.
2. Распределитель — этот механизм выполняет несколько важнейших функций в работе гидросистемы:
- Направляет масло от гидронасоса к подключенному потребителю (силовой циллиндр, гидромотор прицепной машины).
- Переключает систему в режим холостого хода путем перенаправления масла в бак.
- При перегрузках в гидравлической системе ограничивает давление.
Трактора МТЗ преимущественно использовались с распределителями Р75-33. Управление им идет из кабины оператора.
Работа распределителя предусмотрена в четырех основных положениях:
- «Нейтральное». В этом режиме работы золотники удерживаются пружинами, препятствуя прохождению масла в основной цилиндр, поэтому его поршень фиксируется. Разгрузка гидросистемы при работающем насосе осуществляется за счет перепускного клапана, который срабатывает от нарастающего давления.
- «Подъем». После открытия предохранительного клапана под давлением отжимается пружина золотника и он открывает доступ рабочей жидкости в нижнюю полость гидроцилиндра. Механизм начинает подниматься.
- «Опускание». Управляющий клапан перекрывается золотником и давление в распределителе выравнивается. Опускается перепускной клапан и масло перестает заходить в цилиндр.
- «Плавающее». Это принудительный способ опускания механизмов, который используют в особых случаях. Позволяет заглубить сельхозмашину с силой, которая превосходит собственный вес орудия.
При долгой работе гидравлической системы возможны различные перегрузки. Для того, чтобы уберечь элементы системы от перепадов давления в состав распределителя внедрен предохранительный клапан, который срабатывает при превышении давления в 135 кгс/см2. Этот показатель устанавливается заводом-изготовителем, после чего клапан пломбируется.
В случае, когда трактор оснащен системой силового (позиционного) регулирования, используются распределители с литерой «Р» в обозначении. Например, Р75-33Р. Устанавливать его в систему без регулятора допустимо только в крайних случаях. При этом необходимо предусмотреть соединение управляющего канала распределителя с масляным баком. Перекрывать управляющий канал нельзя, так как в этом случае возрастет давление на предохранительный клапан, и система будет перегреваться от постоянных нагрузок.
Распределитель включается в систему просто. На схеме обозначены позиции:
- Подвод масла от шестеренчатого насоса.
- Подключение к потребителям для положения «Подъем».
- Подключение к потребителям для положения «Опускание».
- Отверстие для слива масла.
- Канал регулятора (догружателя).
В настоящее время помимо гидрораспределителей серии Р75 в различных тракторах МТЗ используются следующие модели:
Гидрораспределитель | Марка трактора |
Р80-3/1-222 Р80-3/1-222Г (с гидрозамком) |
МТЗ-50, МТЗ-80 и модификации |
Р80-3/4-222 Р80-3/4-222Г (с гидрозамком) |
МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-570, МТЗ-572, МТЗ-80 и модификации, МТЗ-82 и модификации, МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-1221. Используется только на технике с силовым регулированием |
РП70-1221 РП70-1221С |
МТЗ-100, МТЗ-1221, МТЗ-1521 |
РП70-822 | МТЗ-1221, МТЗ-921 |
РП70-923 (РП70.000-01) | МТЗ-1522/1523 |
РП70-921 | МТЗ-1221 |
РП70-890 | МТЗ 80.1, 82.1, 892.2 без регулятора и гидравлического подъемника |
Силовые гидравлические цилиндры
Используются для управления подъемом, опусканием и удержанием навесных и прицепных сельхозмашин. В тракторах МТЗ нашли применение два вида силовых цилиндров. Основной цилиндр – диаметр внутренней полости 100 мм (Ц100) используется для управления задней навеской. В качестве дополнительного оборудования применяют два выносных цилиндра внутренним диаметром 75 мм (Ц75) с замедлительными клапанами. Их ставят на прицепное или навесное оборудование и соединяют с гидросистемой шлангами и трубопроводами.
Гидроувеличитель сцепного веса с гидроаккумулятором
ГСВ необходим для точной регулировки веса, приложенного к задним колесам трактора. Это достигается путем нагнетания давления подпора масла в основном силовом цилиндре и компенсации нагрузок на аналогичных органах навесной сельхозмашины. Увеличивая нагрузку на ведущие колеса трактора, например, при пахоте тяжелых почв, можно уменьшить эффект пробуксовывания. Исходя из этого, ГСВ называют еще и догружателем ведущих колес. ГСВ комплектуется гидроаккумулятором, назначение которого в накоплении и поддержании давления масла, компенсация гидроударов в системе.
Позиционно-силовой регулятор
Этот механизм объединяет в себе устройства для осуществления как силового регулирования, так и позиционного. Необходимо оно для управления с места оператора положением сельхозмашин и приспособлений. Данный регулятор позволяет увеличивать и уменьшать догрузку на задние колеса трактора, изменять величину заглубления в землю сельхозорудий, поддерживать эту глубину постоянной.
Применение механизма дает прирост в производительности и уменьшение расхода дизельного топлива примерно на 10% по сравнению с применением ГСВ.
Масляный бак
Служит одновременно емкостью для рабочей жидкости и корпусом для крепления гидроагрегатов. Оборудован фильтром, не позволяющим попадать в бак посторонним примесям.
Оснащение погрузчиком и экскаватором
Трактора МТЗ могут оборудоваться различными типами погрузчиков.
Существуют погрузчики с гидравлическим питанием от гидросистемы трактора. Они подключаются маслопроводами высокого давления к соответствующим выходам гидрораспределителя через разрывные муфты. Также выпускаются варианты погрузчиков с собственными гидрораспределителями. Такие модели подключаются непосредственно к масляному насосу, при этом гидравлические выходы распределителя трактора остаются свободными и могут использоваться с другими механизмами.
В случае необходимости комплектования трактора экскаватором необходимо учесть следующее:
- Вероятнее всего придется заменить штатный распределитель трактора на более мощный, в случае, если оборудование не укомплектовано автономной гидросистемой. Это защитит гидравлическую систему от резких скачков давления и перегрева масла.
- Если экскаватор оборудован своей гидросистемой, то она подключается непосредственно к валу отбора мощности.
- На трактор устанавливается специальная навеска, которая позволяет сместить центр тяжести машины в сторону стрелы, что дает большую устойчивость.
- Монтируются гидравлические опоры, которые также обеспечивают устойчивость трактора при проведении экскаваторных работ.
Основные неисправности гидросистемы тракторов МТЗ и ремонт
- Первой причиной того, что навесное оборудование отказывается подниматься или опускаться, является недостаточный уровень масла в баке. В таком случае его необходимо долить. Во-вторых, проверить, включен ли насос. Также возможно масло не прогрелось – необходимо с включенным насосом несколько раз дать поработать гидроцилиндру – масло прогреется до 30 градусов.
- Самопроизвольное опускание орудия может быть вызвано износом уплотнительного кольца поршня основного цилиндра. Его необходимо заменить. Если есть протечка масла через запорный клапан регулятора, нужно проверить регулировку тяги управления.
- Если масло в системе перегревается. После проверки уровня масла в баке необходимо убедиться в том, что не засорен масляный фильтр. При необходимости – промыть его. Возможно, повреждены маслопроводы. В таком случае их либо распрямляют, либо меняют в зависимости от повреждения.
- Масло в баке пенится или переливается через горловину. Вероятнее всего во всасывающую магистраль попал воздух. Это решается путем затягивания крепления всасывающего маслопровода и заменой резиновых уплотнителей в патрубке.
Замена масла
Масло в гидросистеме обычно меняют ежесезонно при ТО либо каждые 2000 моточасов. Однако, при использовании некачественных масел, либо при загрязнении может понадобиться внеплановая замена.
Материал по теме: Масло для гидравлики: какое бывает и на что обратить внимание при выборе
Эта процедура состоит из нескольких важных этапов:
- Включают шестеренчатый насос.
- Запускают двигатель.
- Прогревают масло, находящееся в гидросистеме до 20-30 градусов.
- Глушат двигатель.
- Масло сливается через сливное отверстие гидробака после откручивания заливной горловины.
- Снимают фильтр с корпусом и промывают его в солярке.
- Устанавливают обратно фильтр.
- Закрывают сливную пробку.
- Через заливную горловину заливают масло до уровня «П» в контрольном окошке.
- Запускают двигатель и прокачивают гидросистему путем поднимания и опускания навески.
- При необходимости доливают масло в бак.
Источник: https://traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/gidravlicheskaja-sistema.html
Читайте дополнительно: схема электропроводки на МТЗ-80
Гидросистема трактора
МТЗ-80 «Беларус» относится к знаменитой 800 серии универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время. Трактор тягового класса 1,4 представляет собой мощную и многофункциональную машину, которая широко используется на фермах, стройплощадках и в частном бизнесе. Как и в случаях с другими узлами, схема гидравлики МТЗ 82 устроена достаточно просто и при необходимости может быть отремонтирована своими руками.
Устройство и принцип гидросистемы
Преимущества трактора перед другой техникой хорошо известны: универсальность, способность работать с разным навесным оборудованием и прицепами. Именно гидравлическая система позволяет агрегатировать, т. е. объединять трактор с навесным и полунавесным рабочим оборудованием, различными прицепами и полуприцепами, оборудованными гидравлическими механизмами. За счет давления масла — рабочей жидкости системы — обеспечиваются манипуляции всем навесным оборудованием: бульдозерными отвалами, ковшами, плугами и боронами, органами для посадки и уборки урожая. Основу гидросистемы составляют гидронасос и распределитель.
Насос создает в системе необходимое давление, за счет которого делается возможным управление дополнительным оборудованием и прицепами. Во избежание перегрузки работает только на малых оборотах двигателя. Располагается насос на корпусе гидроагрегатов, зафиксирован шпильками, центровку обеспечивает специальный стакан. Привод соединен с промежуточной шестерней вала отбора мощности (ВОМ).
Гидравлика обеспечивает работу навесного оборудования
Принцип работы:
- Вследствие вращения шестерен насос создает в зоне всасывания разрежение.
- Разреженный воздух выбрасывается в нагнетательное отверстие, расположенное между зубьями шестерни и корпусом насоса.
- Необходимое давление создается за счет разницы диаметров нагнетательного и всасывающего отверстий.
Распределитель выполняет следующие функции:
- Направляет масло от гидронасоса к потребителю (оборудованию или прицепу).
- Обеспечивает перевод системы в режим холостого хода за счет перенаправления масла в бак.
- Ограничивает давление, тем самым защищая гидравлическую систему от перегрузок.
Предохранительный клапан срабатывает, когда давление в гидросистеме МТЗ 82 увеличивается до 135 кгс/см².
Режимы работа гидрораспределителя:
- Нейтральный (разгрузка системы за счет перепускного клапана).
- Подъем — предохранительный клапан открывается, отжимается пружина золотника и масло из бака поступает в нижнюю часть цилиндров. В результате навесное оборудование переходит в верхнее положение.
- Принудительное опускание — клапан закрывается, из-за чего масло не поступает в цилиндр, и оборудование опускается.
- Плавающее — рабочий орган опускается под действием собственного веса.
Гидробак МТЗ 82 представляет собой чугунный корпус с одной верхней и двумя боковыми крышками. К нижней части присоединены насос с приводом. Объем бака — 6 л, заправляется универсальными сезонными маслами. Уровень масла проверяется масломером по трем отметкам: О — минимальный допустимый уровень, П — верхний, С — верхний уровень для работе с самосвальными прицепами и стогометателями.
Общее устройство гидравлики организовано по раздельно-агрегатному типу. Это значит, что навесная гидросистема и система гидроусилителя руля (ГУР) управляются отдельно. Это обеспечивает одинаковую легкость управления независимо от вида и режима работы навески или прицепа.
Схема гидравлической системы
Схема гидросистемы
Общее устройство системы включает в себя:
- шестеренчатый насос на гидравлику НШ-32-2;
- распределитель Р75-33-Р;
- цилиндры основной Ц100 и два выносных Ц75;
- силовой регулятор, обеспечивающий четыре режима работы;
- гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ), снижающий пробуксовку колес и облегчающий работу оборудования;
- гидроаккумулятор, служащий для поддержания давления и восполнения возможных утечек масла;
- запорные устройства;
- разрывная муфта гидравлики МТЗ (2 шт);
- гидробак (масляный резервуар);
- масляный фильтр;
- крепежная арматура.
Насос соединен с баком, распределителем и силовым регулятором. К баку идет всасывающий патрубок, к распределителю и регулятору — нагнетательные маслопроводы. Поток масла направляется распределителем либо в бак, либо в ГСВ и далее через регулятор и силовой цилиндр подводится к гидроприводу прицепа или навесного оборудования. В результате рабочий орган (отвал, ковш, косилка) перемещается в соответствие с командами оператора.
Возможные неисправности
Исправная работа системы обеспечивается использованием подходящих деталей и расходников, а так же своевременным техническим обслуживанием. Техобслуживание сводится к регулярной замене масла, а также проверке состояния деталей, накладок и маслопроводов.
Замена масла производится раз в сезон или после каждых 2000 моточасов работы. Предварительно заводят двигатель, пока масло не прогреется до 30° С. Затем отключают мотор и сливают отработанное масло через сливное отверстие в днище картера. Масляный фильтр гидравлики снимают и промывают в дизельном топливе. Промытый фильтр ставят на место и заливают свежее масло до отметки «П». Рекомендуемая марка масла в гидравлику МТЗ 82 — М-8Г2К, М-10Г2К, М-10Г2. На заключительном этапе заводят мотор и несколько раз опускают и поднимают механизма задней навески, чтобы прокачать гидросистему.
Памятка по проведению ТО:
- каждые 10 моточасов — проверить уровень масла в баке и убедиться в отсутствии подтекания в уплотнениях и соединениях системы;
- каждые 60 м/ч — очистить ротор масляного фильтра;
- каждые 240 м/ч — заменить масло в ГУРе;
- каждые 960 м/ч — очистить и промыть сливные фильтры;
- каждые 2000 м/ч — заменить масло в ГУРе и промыть фильтры.
Одновременно выполняется регулировка включения шестерни привода, механизма блокировки рычагов управления ГСВ, распределителя, систем силового позиционного регулирования.
Наиболее распространенные неисправности:
- износ рычагов и шлангов;
- неверная регулировка;
- проблемы с тягой;
- утечка масла.
Способы устранения
Проблема: не поднимаются и не опускаются навесные рабочие органы.
Причина: нехватка масла в баке. Долить до отметки.
Проблема: повышенный нагрев масла.
Причина: неправильная регулировка сектора управления регулятором. Его необходимо отрегулировать.
Проблема: слишком медленный подъем навесного оборудования.
Причина: возможно, поврежден насос на гидравлику, что вызвало утечку масла. Поврежденный насос необходимо заменить.
Проблема: буксование колес при включении ГСВ.
Причина: нарушение длины тяги рычага, управляющего основным цилиндром. Необходимо отрегулировать длину тяги.
Знание этих основных неисправностей поможет разобраться, если не работает гидравлика на МТЗ 82, в чем причина и что делать. Большинство неполадок могут быть устранены своими руками, а для всех остальных есть форумы и профессиональная помощь.
Источник: https://traktoramira.ru/remont-i-obsluzhivanie/shema-gidrosistemy-mtz-82.html
Читайте также: Рычаг включения вом МТЗ-82
Раздельно-агрегатная гидравлическая система тркатора МТЗ-82/80
Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора МТЗ-82/80 с гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ) и силовым (позиционным) регулятором обеспечивает работу трактора с навесными орудиями как с опорными колесами, так и без. При агрегатировании трактора с орудиями без опорных колес может быть использован силовой или позиционный способ регулирования; при этом управление гидросистемой и положением орудия производится одной рукояткой регулятора (см. «Указания по работе трактора с использованием силового регулятора»). При агрегатировании трактора с орудиями, имеющими опорные колеса, используется высотный способ регулирования (с включенным или выключенным ГСВ); при этом управление гидросистемой производится рукоятками распределителя и ГСВ, а регулирование положения орудия — перестановкой по высоте опорных колес (см. «Указания по работе трактора с использованием ГСВ и без ГСВ»).
Рис. 62. Привод масляного насоса гидравлической системы:
1 — корпус гидроагрегатов; 2 и 5 — шарикоподшипники; 3 — шестерня привода насоса; 4 и S — стопорные кольца; 6 — стакан; 7 — кольцо уплотнительное; 9 — насос; 10 — всасывающий патрубок; 11 — промежуточная шестерня; 12 — стопорный болт; 13 — вилка; 14 — вал управления; 15 — пластина фиксатора; 16 — рукоятка включения; 17 — шлицевая втулка.
Масляный насос гидравлики
С навесными орудиями, имеющими опорные колеса, могут также использоваться комбинированные способы регулирования: высотный с силовым и высотный с позиционным. При использовании комбинированных способов, управление гидросистемой производится рукояткой регулятора, а регулирование положения орудия перестановкой по высоте опорных колес. Универсальная гидронавеспая система состоит из корпуса гидроагрегатов (масляного бака) с фильтром, насоса, распределителя, цилиндров, гидравлического увеличителя сцепного веса, силового (позиционного) регулятора, гидроаккумулятора, механизма для навески машин, запорных устройств, разрывных муфт.
Рис. 63. Масляный насос трактора МТЗ-82/80 гидравлической системы:
1 — корпус; 2 — манжеты уплотнения вала ведущей шестерни; 3 — центрирующая втулка; 4 — ведущая шестерня; 5 — уплотиительиое кольцо; 6 — крышка; 7 — манжеты торцового уплотнения; 8 — платики; 9 — ведомая шестерня; Б — всасывающее отверстие; А — нагнетательное отверстие.
Агрегаты гидросистемы размещены в различных местах трактора МТЗ-82/80 и соединены между собой металлическими трубопроводами и гибкими шлангами.
Масляный насос гидросистемы правого вращения (рис. 63) имеет привод от двигателя через вал привода ВОМ и промежуточную шестерню (рис. 62).
Распределитель (рис. 64) направляет поступающий от насоса поток масла в соответствующую полость силового цилиндра, автоматически переключает насос на холостой ход по окончании рабочей операции и предохраняет систему от перегрузок.
На тракторах без силового регулятора устанавливается распределитель, который имеет следующие отличия от показанного на рис. 64: отсутствует клапан 8 и пружина 9; вместо штуцера 31 установлена заглушка; в корпусе имеется отверстие, сообщающее каналы С и Д возле штуцера.
Следует иметь в виду, что на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 распределитель не имеет фиксации золотников в позиции «опускание». Для принудительного опускания рабочих органов сельскохозяйственной машины (навески) рычаги придерживайте рукой до окончания опускания.
Силовые цилиндры (рис. 65) служат для подъема или опускания навесных машин и управления рабочими органами прицепных гидрофицированных машин.
Распределитель
Рис. 64. Распределитель:
1 — нижняя крышка; 2 — рычаг золотника; 3— золотник; 4 — упор; 5 — уплотнптельное кольцо; б — направляющая перепускного клапана; 7 — пружина; 8 — клапан; 9 — пружина клапана; 10 — перепускной клапан; 11 — гнездо перепускного клапана; 12 — гнездо предохранительного клапана; 13 — предохранительный клапан; 14 — направляющая клапана; 15 — пружина; 16 — регулировочный вннт предохранительного клапана; 17 — колпачок; 18 — обойма фиксатора; 19 — фиксатор; 20 — фиксаторная втулка; 21 — пружина фиксатора; 22 — стакан; 23 — пробка; 24 — пружина золотника; 25 — верхняя крышка; 26 — корпус; 27 — гильза золотника; 28 — толкатель; 29— пробка; 30 — регулировочный виит; 31 — штуцер; 32 — пружина толкателя; 33 — направляющая клапана бустера; 34 — клапан; 35 —гнездо клапана; 36 — нижнее кольцо; 37 — верхнее кольцо; D, С — масляные каналы.
Трактор МТЗ-82/80 комплектуется силовыми цилиндрами двух типоразмеров: основной цилиндр с диаметром поршня 100 мм установлен в комплекте с механизмом навески; два выносных цилиндра с диаметром поршня 75 мм являются дополнительным рабочим оборудованием.
При работе с навесными машинами, не требующими ограничения хода штока, упор 17 основного цилиндра механизма навески необходимо установить в крайнее положение и развернуть так, чтобы он не нажимал на хвостовик клапана 14.
Рис. 65. Силовой цилиндр трактора МТЗ-82/80:
1 — палец; 2 — быстросъемный шплинт; 3 — гайка; 4 — шток; 5 — поршень; 6 — задняя крышка; 7 — шпилька; 8, 10, 11, 13 и 19 — резиновые уплотнительные кольца; 9 — маслопровод; 12 — корпус цилиндра; 14 — гидромеханический клапан; 15 — заглушка; 16 — вилка штока; 17 — упор; 18 — чистики; 20 — передняя крышка; А и Б — полости цилиндра.
Шланги силовых цилиндров подсоединяются к металлическим маслопроводам гидросистемы с помощью запорных устройств (см. рис. 74).
Запорное устройство предотвращает вытекание масла и попадание грязи при разъединении маслопроводов и шлангов.
Разрывные муфты (см. рис. 75) используют при работе трактора с прицепными машинами, имеющими гидравлическое управление.
Муфты вместе с кронштейном являются дополнительным рабочим оборудованием. Устанавливаются муфты на сельскохозяйственной машине и служат для автоматического разъединения шлангов без разрыва и потерь масла при возникновении случайных рывков (самопроизвольное отсоединение машины и т. п.).
Гидроувеличитель сцепного веса
Рис. 66. Гидроувеличитель сцепного веса:
1 — корпус; 2 — большой плунжер; 3 — предохранительный клапаи; 4 — золотник; 5 — пружина предохранительного клапана; 6 — гайка; 7 — малый плунжер; 8 — регулировочная пружина; 9 — фигурная гайка; 10 — болт; 11 — регулировочный болт; 12 — передняя крышка: 13 — уплотиительное кольцо; 14 — маховичок; 15 — наружный рычаг; 16 — внутренний рычаг; 17 — ось рычагов; 18 — сепаратор; 19 — шарик; 20— обойма фиксатора; 21 — пружина ползуна; 22 — ползун; 23 — шарик запорного клапана; 24 — пружина запорного клапана; 25 — штуцер; 26 — толкатель клапана; 27 — задняя крышка; 28 — обратный клапан.
Гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ) (рис. 66) с гидроаккумулятором позволяет повысить производительность тракторного агрегата и уменьшить расход горючего за счет снижения буксования задних колес трактора, особенно на влажных и рыхлых почвах.
Пользоваться ГСВ для увеличения сцепного веса необходимо при работе трактора с навесными почвообрабатывающими и посевными машинами, которые позволяют создать давление подпора в подъемной полости цилиндра механизма навески (пахота, сплошная культивация, сев, посадка картофеля, междурядная обработка и т. д.).
Рис. 67. Пружинный гидроаккумулятор:
1 — болт; 2 — передняя крышка; 3 — цилиндр; 4 — кожух; 5 — пружина; б — шток; 7 —защитное кольцо; 8 — поршень; 9 — уплотннтельное кольцо; 10 — пробка.
* Регулятор устанавливается иа трактор только по заказу потребителя.
ГСВ следует также использовать при переездах с навесными машинами и при работе с прицепными машинами с целью повышения герметичности гидросистемы и предотвращения самопроизвольного перемещения поршня в цилиндре механизма навески.
Гидроувеличитель установлен на корпусе гидроагрегатов рядом с распределителем. Работа ГСВ показана на рис. 68.
Рис. 68. Схема работы гидравлической системы с гидроувеличителем сцепиого веса:
1 — пружинный аккумулятор; 2 — гидроувеличитель; 3 — цилиндр; 4 — распределитель; 5 — насос; 6 — бак; I — «заперто»; II — «выключен»; III — «включен»; IV — «сброс давления».
Гидроаккумулятор (рис. 67) установлен на рукаве левого заднего колеса и предназначен для восполнения утечек масла и создания подпора в заднем цилиндре.
Силовой (позиционный) регулятор* 1 (рис. 69) установлен на кронштейне заднего цилиндра и соединен трубопроводами с распределителем и ГСВ и шлангами с гидроцилиндром. С левой (по ходу трактора) стороны регулятор через переключатель 2 соединен тягами 3 и 4 с датчиками регулирования.
Установка и управление силовым регулятором
Рис. 69. Установка и управление силовым (позиционным) регулятором:
а — вид сбоку; б — вид сзади (по стрелке К); 1 — регулятор; 2 — переключатель; 3 — тяга силового регулирования; 4 — тяга позиционного регулирования; 6 — рукоятка; 33 — рычаг силового регулирования; 34 — рычаг позиционного регулирования; 35 — зубчатая пластина; 36 — сектор управления; 37 — пластинчатая пружина; 38 — короткий рычаг; 39 — длинный рычаг; 40 — тяга; 41 — гайка; 42 — палец; 43 — муфта; 44 — гайка; 45 — муфта; 46 и 47 — гайки; 48 — маховичок-ограничитель; 49 — муфта; 50 — рычаг; 51 — фиксатор; 52 — фиксирующее устройство; 53 — пружина; 54 — левая крышка.
Управление регулятором производится рукояткой 6, расположенной справа от сиденья водителя. При силовом и позиционном регулировании рукоятка фиксируется зубчатой пластиной 35 на секторе управления 36 в заданном положении. Для выключения из работы регулятора рукоятка устанавливается на фиксатор 51.
Рис. 70. Силовой (позиционный) регулятор:
2—переключатель; 7 — корпус регулятора; 8—гильза; 9 — золотник; 10— гайка гильзы; 11 — винт гнльзы: 12 — гайка золотника; 13 — винт золотника; 14 — упорный подшипник; 15 — пружина; 17 — обратный клапан; 20 — кран; 21 — ручка крана; 24 — крышка; 25 — обратный клапан; 29 — стопорное кольцо; 30 — муфта; 31 — фиксатор; 32 — запорный клапан; 33 — рычаг силового регулирования; 34 — рычаг позиционного регулирования.
Конструкция регулятора показана на рис. 70. В корпусе 7 расположена подвижная гильза 8, а в гильзе, концентрично ей,— золотник 9. Гильза соединена стопорным кольцом 29 с ходовой гайкой 10, фиксированной от вращения выступами, заходящими в пазы корпуса. Ходовая гайка 10 установлена на винте 11, наружный конец которого рычажной передачей связан с рукояткой 6 (рис. 69). Золотник упирается торцом в ходовую гайку 12 Гидросистема. 70), также фиксированную от вращения и установленную на винте 13, на наружном конце которого находится переключатель 2. На обоих винтах расположены упорные подшипники 14 (рис. 70). Внутри золотника находится распорная пружина 15, поджимающая золотник к торцу ходовой гайки 12, а подшипники 14 через гайки 10 и 12 — к внутренним плоскостям крышек. В корпусе 7 находится обратный клапан 17, регулирующий кран 20, управляемый ручкой 21, и запорный клапан 32. Второй обратный клапан 25 расположен в крышке 24, закрепленной к корпусу 7 болтами.
Переключатель 2 состоит из муфты 30, жестко соединенной с винтом 13, и фиксатора 31. В среднем положении фиксатора рычаги 33 и 34 свободно вращаются на муфте МТЗ-80 при перемещении тяг 3 и 4 (рис. 69), не вызывая вращения, винта 13 (рис. 70). При повороте ручки фиксатора 31 влево или вправо (по ходу трактора) муфта 30 блокируется соответственно с рычагом 33 или с рычагом 34, передавая вращение соответствующего рычага на винт 13.
Работа регулятора показана на рис. 71. Золотник 9 под воздействием силовой тяги 3 или позиционной тяги 4 (в зависимости от включенного способа регулирования) устанавливается в нейтральное положение относительно гильзы 8. Положение гильзы задается рукояткой 6. В нейтральном положении золотника перепускной клапан 55 распределителя полностью открыт, и поток масла от насоса через распределитель направляется в масляный бак на слив. Полость подъема гидроцилиндра в этом положении заперта золотником 9 и обратными клапанами 17 и 25 — орудие находится в заданном положении.
Схема работы гидравлической системы
Р
Рис. 71. Схема работы гидравлической системы с силовым (позиционным) регулятором:
а — коррекция на подъем; б — коррекция на опускание; 3 — силовая тяга; 4 — позиционная тяга; 6 — рукоятка управления; В — гильза; 9 — золотник; 11 — обратный клапан; 20 — регулировочный кран; 25 — обратный клапан; 37 и 53 — пружины датчика; 55 — перепускной клапан; 56 — поворотный рычаг; 57 — полость подъема цилиндра!
При силовом регулировании отклонение положения орудия от заданного вызовет изменения тягового сопротивления орудия, а значит, и изменение деформации пружин датчика 37 и 53. Полученный сигнал через рычаги и тяги передается на золотник 9, который перемещается в ту или иную сторону от нейтрального, фиксированного рукояткой 6, положения гильзы. В одном случае перемещение золотника вызывает частичное или полное (в зависимости от регулировки крана 20) закрытие перепускного клапана 55 распределителя и направление потока масла от насоса через оба обратных клапана регулятора в полость подъема 57 гидроцилиндра — происходит коррекция на подъем (рис. 71, а); в другом случае перемещение золотника вызывает соединение полости подъема цилиндра со сливом— происходит коррекция на опускание (рис. 71, б). В обоих случаях движение поршня гидроцилиндра будет автоматически направлено в сторону, соответствующую исправлению отклонения фактического положения орудия от заданного.
При позиционном регулировании отклонение положения орудия от заданного вызовет вращение поворотного рычага 56; полученный сигнал передается на золотник 9, перемещение которого направлено, как и при силовом регулировании, в сторону исправления положения орудия.
Поворот ручки 21 (рис. 70) регулирующего крана 20 определяет положение перепускного клапана распределителя при коррекции на подъем. Чем больше закрыт кран, тем больший поток масла поступает на слив через распределитель при коррекции и тем меньше скорость коррекции.
При высотном регулировании рукоятка 6 (рис. 71) устанавливается на фиксатор 51 (рис. 69) (выключение регулятора).
Источник: http://traktor-mtz82.ru/gidronavesnaya-sistema-traktora-mtz-82-80/64-gidronavesnaya-sistema-traktora-mtz-82-80