Регулировка вала отбора мощности на МТЗ-80

Регулировка вала отбора мощности на МТЗ-80

Регулировка вала отбора мощности на МТЗ-80

Для чего необходим вал отбора мощности? Как его отрегулировать и какие неполадки встречаются чаще всего?

Вал отбора мощности МТЗДля качественной работы любого навесного оборудования на белорусских тракторах марки МТЗ — 80, 82 одного наличия этих «навесов» мало, а точнее, просто недостаточно. Чтобы привести навесное оборудование в действие и заставить его двигаться (работать), выполняя своё функциональное предназначение, на тракторную технику устанавливается вал отбора мощности (ВОМ), занимающий в основном заднее (гораздо реже, боковое) расположение.

Будучи изделием комбинированным, вал отбора мощности может быть как зависимым — синхронным с движением самого трактора, так и независимым — повторяющим количество вращений дизельного двигателя. Последний, что не сложно предположить, тесно связан при помощи маховика с дизельным агрегатом и приводится в действие даже на холостом ходу трактора Беларусь.

Принцип действия ВОМ двух вариантов

Привод независимого вала отбора мощности двухскоростной, всего с двумя частотами вращения (на 540 оборотов в минуту и на 1000), при стандартной частоте вращения самого дизельного двигателя от 2100 оборотов в минуту.

Синхронный (зависимый) привод подключается непосредственно к ведущей шестерёнке на второй ступени редуктора КПП трактора МТЗ, что заставляет вал отбора мощности вращаться со скоростью 3,5 оборота на 1 метр пути, обусловленного движением трактора.

Подробное схематичное устройство заднего ВОМ на трактор МТЗ — 80, 82

Схема заднего вала отбора мощности

Задний вал отбора мощности трактора МТЗ-82:

1 — пружина; 2 — стакан; 3 — тяга; 4 — контргайка; 5 — упорный болт; 6 — рычаг валика управления; 7-стопорный болт; 8 — гайка; 9 -валик управления; 10 и 11 — регулировочные винты; 12 и 14 — тормозные ленты; 13 — барабан включения; 15 — вал; 16 — ось сателлита; 17 коронная шестерня; 18 — сателлит; 19 — солнечная шестерня; 20 — водило в сборе с тормозным барабаном; 21 — вал коронной шестерни; 22 — муфта переключения привода; 23 — ролик; 24 — стопорное кольцо; 25 — сменный хвостовик.

Возможные неполадки

Как и любая электромеханическая техника вал отбора мощности периодически ломается или выходит из строя по причине истечения срока эксплуатации.  Основными типами поломок бывают:

  1. Пробуксовка вала.
  2. Управляющий валом рычаг упирается в переднюю или заднюю часть пульта управления.
  3. Отсутствие щелчка при переходе с нейтрального положения, и появление при этом значительного усилия.
  4. Превышение усилия в 150 Н на рукояти управления.

В этих случаях необходимо проводить подготовительную (внешнюю) регулировку, регулировку всего управления (при ремонте ВОМ), либо регулировку муфты педали сцепления, а также менять некоторые детали на новые.

Подготовительная (внешняя) регулировка

Муфта ВОМПорядок подготовительной регулировки прост, но имеет свой лимит запаса, после чего порядок действий несколько меняется.

  1. Установив рычаг в нейтральное положение, нужно зафиксировать его 8 мм стрежнем.
  2. Снять с вала плиту и ограждение.
  3. Открутив крепёжный болт, снять с торца эксцентриковой оси стопорную пластину, провернув саму ось по ходу часовой стрелки до совпадения зазора между барабаном и тормозной лентой. Для проворачивания оси потребуется ключ на 13.

Внимание: Если лимит запаса регулировки превышен, то ось не остановится в необходимой точке. Тогда её вращение необходимо производить против часовой стрелки и лишь после совмещения зазоров выполнять дальнейшие (нижние) пункты регулировки.

  1. При помощи стопорного болта поставьте пластину.
  2. Удалите стопорный стержень из рычага.

При точном выполнении подготовительной регулировки рукоять будет стоять на Вкл/Выкл не более, чем на 30 мм от пазов пульта управления. К тому же, появится щелчок при переходе с нейтрального положения.

Основная регулировка (при ремонте вала)

При полном или частичном выходе вала из строя, в связи с истечением эксплуатационного срока, требуется после ремонтная регулировка. Осуществляется это действие в следующем порядке:

  1. Установив эксцентриковую ось в крайнее правое положение, зафиксируйте её болтом и пластиной.
  2. Обязательно повторите действие пункта 1. из подготовительной регулировки.
  3. Закрутив винты регулировки до 10 Н*м, отпустите их после закручивания на 2 — 2,5 оборота.
  4. Вкручивая в рычаг болт регулировки до 32 — 35 мм, зафиксируйте его положение контргайкой.
  5. Из заднего моста и рычага вытащите вспомогательный стержень.

Основная регулировка (при ремонте вала)

Дополнительные установки

На заказ иногда выполняют установку дополнительного оборудования, например, монтаж ходоуменьшителя на трактор, что способствует более качественной работе вала. Установка производится следующим образом:

  1. Из КПП сливается масло.
  2. Сборный механизм муфты сцепления отсоединяется.
  3. С коробки передач снимается левая крышка.
  4. При необходимости создаётся прорезь для установки ходоуменьшителя.
  5. С шестерёнки первой передачи и реверса из канавки в шпицевом валу выводится стопорное кольцо, освобождая пространство для перемещения шестерёнки в направлении оси.
  6. На левый люк КПП ставится ходоуменьшитель и затягивается семью крепёжными болтами. Под шляпки болтов устанавливаются шайбы (лучше медные).
  7. Производится точная обратная сборка и заливается масло в КПП.

Для обеспечения работоспособности используемого на тракторах МТЗ навесного оборудования необходимо наличие вала отбора мощности. Именно это приспособление позволяет «навесам» выполнять свои непосредственные функциональные обязанности, существенно расширяя возможности тракторной техники. О том, что являет из себя ВОМ МТЗ-80, его конструктивных особенностях, неполадках и вариантах регулировки мы и побеседуем сегодня.

Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения

Крышка вала отбора мощностиОснову данного механизма составляют следующие компоненты:

  • Независимый редуктор двухскоростного типа;
  • Переключатель, отвечающий за смену привода;
  • Редуктор планетарного типа, установленный в кожухе на заднем мосту.

Исходя из расположения ВОМа, различают его заднюю или боковую вариацию, при этом заднее выполнение имеет гораздо большую распространённость. Валы, отвечающие за отбор мощности в тракторах МТЗ, могут быть оснащены как независимым, так и синхронным (зависимым) приводом.

В первом случае агрегат связан непосредственно с двигательным маховиком, что позволяет скорости вращения ВОМа не зависеть от скорости движения трактора и работы сцепления. Подобный привод имеет две скорости вращения — 540 и 1000 об/мин, а скорость вращения дизеля при этом составляет 2100 об/мин.

Во втором случае ВОМ МТЗ-80 подключается непосредственно к шестерне ведущего типа, которая установлена на одной из ступеней редуктора коробки передач. Это обеспечивает взаимосвязь скорости вращения ВОМа со скоростью перемещения трактора в пропорции 3,5 об/1 метр пройденного пути.

Возможные неполадки

Трактор МТЗ с навесным оборудованиемСреди основных поломок, которым данный агрегат подвержен более всего, стоит выделить следующие:

  • Пробуксовывание вала;
  • Рычаг, управляющий валом, упирается в заднюю или переднюю часть управляющего пульта;
  • Давления на управляющей рукоятке превышает усилие в 150 Н.

При наличии одной или нескольких из вышеперечисленных неисправностей, необходимо провести регулирование агрегата, а при невозможности выполнения или же его неэффективности, выполнить ремонт устройства и заменить неисправные детали на новые.

Внешняя регулировка

Данная операция достаточно проста и проводится в таком порядке:

  • Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
  • С ВОМа, снимается плита вместе с ограждением;
  • Снимается пластина стопорного типа, установленная на эксцентриковой оси. Ось, с расположенной на ней тормозной лентой, слегка проворачивается по направлению движения часовой стрелки, вплоть до совпадения зазоров на ленте и барабане;
  • Устанавливается пластина и фиксируется посредством болта;
  • Из рычага извлекается стопорный болт или стержень.

При правильно проведенной операции, расстояние рукоятки в положения «Вкл» или «Выкл» до края кромки не будет превышать 30 мм, а сама рукоятка будет чётко миновать нейтральную позицию.

Регулировка при ремонте вала

Барабан ВОМаПроводится послеремонтная регулировка следующим образом:

  • Ось эксцентрикового типа переводится в крайнюю правую позицию и стопорится болтом и пластиной;
  • Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
  • Винты регулировочные затягиваются с моментом в 10Н*м, после чего слегка отпускаются (примерно на 2-2,5 оборота);
  • Посредством регулировки длины тяг, рычаг переводится в среднюю позицию паза на пульте;
  • Болт регулировочный ввинчивается в рычаг до размера А — 32…35мм. после чего фиксируется контргайкой;
  • Из рычага и корпуса заднего моста извлекается вспомогательный болт или стержень.

Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82

Если Вы не знакомы с полным устройством или не понимаете принцип работы ВОМ для МТЗ-82 и 80, то рекомендуем Вам почитать предыдущий материал. Но если с этим «проблем» нет, то приступим.

Довольно часто (практически всегда) после замены своими лент нужно провести регулировку механизма управлением ВОМ в целом, для этого следуйте данной инструкции, но сначала напомним две схемы:

Управление задним валом отбора мощности.

Планетарный редуктор ВОМа.

Заметим! Если значение детали будем указывать со второй фотографии, то будет перед цифрой ставить 2. Например 2-1 – муфта переключения и т.д. Если с первой, то ничего добавлять не будем.

Теперь можно смело приступать:

1. Устанавливаем эксцентриковую ось (2 – 15), в исходное положение, так чтоб лыска «И» была вертикально справа. Фиксируем стопорной пластиной (2- 17) и болтами (2-16);

2. Отсоединяем тягу(4);

3. Выворачиваем болты (9) и тем самым освобождаем пружины (6);

Важно! В целях безопасности разборки, необходимо следить в момент выворачивания болтов (9) стакан (7) должен быть в постоянном контакте с ними до момента полного разжатия пружины.

4. Снимаем лючную руку заднего моста, это даст нам доступ к винту (13);

5. Фиксируем рычаг (11) в нейтральном положении, для этого необходимо ввести болт М10Х60 в отверстие на рычаге в корпусе заднего моста;

6. Снимаем стопорную пластину (2-26), и заворачиваем винт (2-21) до отказа;

7. Удаляем болт (10), который держит рычаг (11) в искомом положении;

8. Заворачиваем болт (9), направляя его в углублении стакана (7) до размеров «А» от 26 до 30 мм;

9. Выставляем положение рычага (11) в положение «включено»;

10. Ставим тягу (4);

11. Регулируя тяги 11 и 15 ставим необходимую зону качания рычага (1) в среднюю часть прорези пульта управления.

По окончанию регулировки ВОМ ставим на место платину (26), лючную крышку, контрим тяги (4, 15) и МТЗ-80 болты (9).

Регулировка ленточных тормозов МТЗ-82 и МТЗ-80

Если в момент эксплуатации Вы замечаете, что:

  • Происходит пробуксовка ВОМ;
  • В момент переключения рычага управления (1), он упирается в любую часть прорези;
  • Для его включения необходимо усилие более 15 кгс;
  • Идет «нечеткая» регулировка в самых крайних положениях или его ход неравномерный при вкл/выкл.

То нужно регулировать ленточные тормоза, для этого следуйте ниже указанной инструкции:

  1. Ставим рычаг (11) в нейтрально положение, при этом фиксируем его положения, как в предыдущем пункте 5;
  2. Выворачиваем боль (2-16) и снимаем пластину (17) с шлица хвостовика оси (15);
  3. Рожковым ключом на 13 поворачиваем ось (15) по ходу часовой стрелки до момента выбора зазора между лентой и барабаном ВОМа;
  4. Ставим пластину (17) на «своем» место и заворачиваем болты (16);
  5. Вынимаем из рычага (11) стопорящий болт.

Если провести пару наружных регулировок, то ось (2-15), может занять самой левой положение, это указывает что запас внешней регулировки израсходован. Тогда ставим её в исходное положение, поворачивая против часовой стрелки, и проводим вом как по инструкции выше.

Если регулировка проведена правильно, то рычаг (1), должен не доходить до положения (вкл или выкл) от края прорези не менее 3 см. и строго занимать центровое положение.

Источник: http://agromania.com.ua/regulirovka-vala-otbora-moshhnosti-mtz-82-i-mtz-80/

Заключение

ВОМ – необычайно полезное приспособление, которое, как и иные агрегаты трактора, требует к себе постоянного внимания. Профилактика и регулярные осмотры не только позволяют продлить срок его безопасного использования, но и обеспечивают трактору максимальную эффективность и продуктивность.

Схема ВОМ МТЗ 80 и 82

Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.

К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.

Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.

Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.

Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.

Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80

Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.

данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.

По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.

Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.

Как видите схема довольно проста к восприятию.

Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82

Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.

В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.

Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80

Одной из МТЗ-80 проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.

В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.

Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.

Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.

Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.

Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.

Источник: http://agromania.com.ua/val-otbora-moshhnosti-mtz-82-i-mtz-80-sxema-i-remont/

Статья по теме: ремонт рулевой колонки МТЗ-82

Комментировать
0
3 040 просмотров
Это интересно

Как  правильно отрегулировать плуг на МТЗ? Навесная система
0 комментариев

Отвал для трактора МТЗ-82: Выбираем правильно Навесная система
0 комментариев

КУН на МТЗ-80, 82: задняя навеска Навесная система
0 комментариев

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит