Какие элементы включает в себя электрическая проводка трактора? Схема устройства проводки.
Современные трактора оснащены множеством самого разного электрооборудования и устройств, обеспечивающих бесперебойную работу транспортного средства и выполнение всех поставленных перед ним задач. Но при этом ни один из агрегатов не может функционировать без качественной и надёжной электропроводки, особенности которой мы и рассмотрим ниже.
Электрическая проводка на тракторах МТЗ-80
Рассматривая электропроводку на тракторах марки МТЗ стоит заметить, что в её основе лежит электросхема однопроводного типа, использующая в качестве второго провода (массы) металлические компоненты и отдельные детали тракторного кузова. Внедрение подобной схемы позволило не только упростить электросхему, но и уменьшить общее число проводов, одновременно с этим усилив требования к качеству крепления и изоляции используемых компонентов – малейшее её повреждение может вызвать короткое замыкание в сети, вывести из строя предохранители, а в самом крайнем случае и спровоцировать возгорание всего трактора.
Для тракторной электросхемы используются провода серии ПГВА (с низким напряжением), цветная изоляция которых обеспечивает большее удобство и комфорт при проведении комплекса ремонтных и диагностических работ. Ещё больше данный процесс упрощает единство расцветки нескольких соединений в рамках единой цепи. Все провода скомпилированы в жгуты, крепление и соединение которых между собой осуществляется посредством особых устройств монтажного типа – разъёмов штепсельных и панелей соединительных.
Задняя стенка кабины трактора оборудована штепсельной розеткой семиштырьковой вариации, главное предназначение которой – подача электротока на прицепное и навесное оборудование, используемое для проведения работ самого разного типа. Соединение осуществляется посредством штепсельной вилки, с заделанным в неё жгутом проводов от сельскохозяйственного агрегата. Внутренняя поверхность розеточной крышки, как и изоляционная основа колодок вилки и розетки покрыта особыми маркерами, на основании которых и следует проводить соединение.
Техническое обслуживание и ремонт
Несмотря на всю свою надёжность и отказоустойчивость, электропроводка по мере эксплуатации или же под влиянием внешних негативных факторов может прийти в негодность. Именно поэтому, её периодический осмотр и профилактика имеют столь важное значение. Работа эта отличается повышенной опасностью, а для её качественного выполнения необходимы не только теоретические познания, но и практический опыт. Что же касается поломок с которыми приходится сталкиваться наиболее часто, то особо среди них можно выделить такие:
- Из строя вышел конечный потребитель электроэнергии;
- Контакт отсутствует там, где ему быть положено и присутствует там, где его априори быть не может;
- Контакты окислились, вследствие чего имеет место падение напряжения и чрезмерный нагрев проблемных контактов;
- Подгорают контакты, установленные на тяговом реле в стартере;
- Контакты на переключателях вышли из строя.
Монтажная схема электрооборудования трактора МТЗ-50:
1 — звуковой сигнал, 2 — генератор, 3 — свеча накаливания, 4 — реле-регулятор, 5 — амперметр, 6 — сигнализатор поворота, 7 — включатель звукового сигнала, 8 — переключатель сигналов поворота, 9 — фонарь, 10 — фонарь освещения номерного знака, 11 — штепсельная розетка, 12 — включатель «массы», 13 — включатель стоп-сигнала, 14 — стартер, 15 — коробка предохранителей.
Электрическая схема электрооборудования трактора ЮМЗ-6М:
1 — стартер, 2 — лампы освещения щитка приборов, 3 — переключатель поворотов, 4 — передний правый подфарник, 5 — задний правый фонарь и стоп-сигнал. 6 — указатель правого поворота, 7 — штепсельная розетка подключения приборов прицепа и прицепных сельскохозяйственных орудий, 8 – фонарь освещения номерного знака, 9 – стеклоочиститель, 10 – включатель стартера, 11 – центральный переключатель света, 12 – звуковой сигнал, 13 – включатель «массы», 14 – переносная лампа, 15 – генератор, 16 – реле – регулятор, 17 – реле блокировки РБ – 1.
Заключение
Электрическая проводка в тракторах МТЗ – компонент, требующий к себе усиленного внимания и постоянного контроля. Малейшие проблемы и нарушения в работе могут иметь самые непредсказуемые последствия, неся опасность, как для транспортного средства, так и для работающего в нём водителя.