Длительная и продуктивная работа двигательной системы трактора во многом зависит от качественного и эффективного функционирования системы охлаждения. Она являет собой достаточно сложный агрегат со множеством деталей и компонентов, среди которых термостат МТЗ-80, несмотря на свои миниатюрные размеры, играет достаточно важную роль. Именно об особенностях данного агрегата и пойдёт речь в этом материале.
Термостат и его устройство
В функции термостата входит поддержка оптимального температурного режима жидкости, циркулирующей внутри системы, а также ускорение прогрева дизельной установки после её пуска. Устройство агрегата достаточно простое и включает в себя такие компоненты: сам корпус, выполненный из латуни, контрольный датчик с твёрдым заполнителем, основной (верхний) и дополнительный (нижний) клапаны. На боковых поверхностях сделано два «окошка». Верхний торец корпуса выступает в роли седла под основной клапан, а отбортовка, выполненная по нижнему торцу позволяет фиксировать устройство в коробке термостата. На верхнюю часть датчика крепится рычаг вспомогательного клапана и основной клапан.
Ставится прибор между радиатором и дизелем, как раз там, где рубашка выступает из охлаждающего блока цилиндров. Стоит заметить, что термостаты с твёрдым наполнителем, применяемые в тракторах МТЗ отличаются меньшей чувствительностью, нежели их аналоги, с сильфонным заполнителем.
У детали с наполнителем предусмотрена следующая конструкция:
- Стрежень;
- Прочный корпус;
- Клапаны (предусмотрено две модели — перепускной и основной);
- Вставка;
- Пружины;
- Цилиндр;
- Скоба и несколько наполнителей;
- Компрессионная пружина и шток.
Радиатор системы охлаждения и термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82
70У-1301010 Радиатор в сборе
70-1301009 Узлы системы охлаждения
1 — 70У-1301257 Пластина левая
2 — 70У-1301255 Накладка угловая
3 — 70У-1301256 Накладка
4 — 70У-1301169 Прокладка
5 — Шайба 8Н ГОСТ 6402-70
6 — Гайка М8.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
7 — 70У-1301055-А7 Бак
8 — 50-1301158 Трубка
9 — А21.01.270 Крышка тип 1
10 — 70У-1301126 Стойка
11 — ХС-46-П29 Хомут
12 — 70-1303001 Шланг
13 — Болт М8-6gх16.88.35.019 ГОСТ 7795-70
14 — 80-1302013 Втулка
15 — 70У-1301254 Пластина правая
16 — Шплинт 3,2х18.016 ГОСТ 397-66
17 — Шайба 8 ГОСТ 11371-80
18 — 80-1302021 Растяжка
19 — 80-1302011 Кронштейн
20 — 80-1302022 Растяжка
21 — 80-1302012 Кронштейн
22 — 70-1309080 Кожух
23 — Шайба 8 ГОСТ 11371-78
24 — 48-1104016 Хомутик
25 — Краник Кр2
26 — 70У-1301180 Опора
27 — Болт М8-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70
28 — Шплинт 3,2х20.019 ГОСТ 397-66
29 — Гайка М12.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70
30 — Шайба 12Т. ГОСТ 6402-70
31 — Шайба 12 ГОСТ 11371-78
32 — 70У-1302018 Амортизатор
33 — 70У-1302015 Втулка
34 — 70У-1302016 Планка
35 — 50-1303062-Б2 Шланг
36 — 70У-1301190 Опора
37 — 70У-1301075 Бак
38 — 70-1301233 Уплотнитель
39 — 70У-1301020 Сердцевина
70У-1301010, 70-1301009, 70У-1301257, 70У-1301255, 70У-1301256, 70У-1301169, 70У-1301055-А7, 50-1301158, А21.01.270, 70У-1301126, ХС-46-П29, 70-1303001, 80-1302013, 70У-1301254, 80-1302021, 80-1302011, 80-1302022, 80-1302012, 70-1309080, 70У-1301180, 70У-1302018, 70У-1302015, 70У-1302016, 50-1303062-Б2, 70У-1301190, 70У-1301075, 70-1301233, 70У-1301020
Термостат двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80/82
1 — 50-1306025-02 Корпус
2 — Кольцо 037-041-25-2-1
3 — ТС-109-1306100 Термостат
4 — 50-1306026 Прокладка
5 — 50-1306028-Б2 Шланг
6 — ХС-26-019 Хомутик
7 — Шайба 8 ГОСТ 6402-70
8 — Болт М8-6gх50.88.35.019 ГОСТ 7795-70
50-1306025-02, 037-041-25-2-1, ТС-109-1306100, 50-1306026, 50-1306028-Б2, ХС-26-019
Радиатор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Вода, проходя через радиатор, отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных пластин.
Трубки и пластины сердцевины изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним (основным) более толстым пластинам и несколько выступают над их поверхностью. Улучшению условий теплоотдачи способствует ступенчатое (коридорное) расположение трубок по глубине радиатора.
К крайним пластинам радиатора Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 на болтах прикреплены верхний и нижний латунные бачки. Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. По обеим сторонам сердцевины проходят стойки, соединяющие бачки радиатора.
К задней стенке верхнего бачка присоединен водоподводящий патрубок. На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрытая пробкой с паровоздушным клапаном. К задней стенке нижнего бачка присоединены водоотводящий патрубок и сливной краник.
Крепление радиатора на тракторе МТЗ-80/82 эластичное: к переднему брусу при помощи опоры с резиновыми амортизаторами, а в верхней части — растяжками к головке блока цилиндров.
Термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 автоматически поддерживает температуру воды в заданных пределах и ускоряет прогрев дизеля после пуска. Он состоит из корпуса, датчика термостата с твердым наполнителем, верхнего основного и нижнего вспомогательного клапанов.
Корпус термостата Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 отштампован из латуни. В боковой его поверхности сделано два окна. Верхний торец корпуса служит седлом для основного клапана, а отбортовка нижнего — для закрепления корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика прикреплены основной клапан и рычаг вспомогательного клапана.
Термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 помещен в корпус и установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров. Термостат с твердым наполнителем имеет меньшую чувствительность к изменению давления в системе и большие перестановочные усилия в сравнении с сильфонным.
Когда температура охлаждающей жидкости меньше 70°С, основной клапан закрыт, и жидкость через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блока. Следовательно, жидкость не проходит через радиатор и поэтому быстро нагревается.
Когда же температура охлаждающей жидкости больше 70°С, увеличивается объем смеси церезина с алюминиевой пудрой, выдвигается поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается проход охлаждающей жидкости в радиатор. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.
Принцип действия
Принцип работы данного устройства построен на основе маленького цилиндра, установленного на той стороне, которая обращена к двигателю. Внутри он полностью заполнен искусственным воском, который по достижении отметки в 82 градуса по Цельсию начинает плавиться. В качестве рабочего материала воск был выбран благодаря своему уникальному свойству расширяться при увеличении температуры и переходе в жидкое состояние из твёрдого.
Контрольный штырь вдавливается в воск с одной стороны и соединяется с клапаном со второй. При плавлении воск расширяется, выдавливая штырь из цилиндра и открывая клапан, что позволяет охлаждающей жидкости пройти сквозь термостат.
Основные неисправности устройства
Основными признаками того, что агрегат вышел из строя являются следующие:
- Дизель долго нагревается до оптимальной температуры, а его перегрев происходит очень быстро;
- Показатели температуры силовой установки в процессе движения падают, а при остановке поднимаются;
- Нижний патрубок при прогреве двигателя остаётся тёплым на протяжении нескольких минут;
- Двигатель очень горячий, а нижний патрубок стабильно холодный, даже при прогретом дизеле.
Когда менять термостат?
Необходимо заменить термостат на МТЗ 82, если:
- Мотор долго нагревается;
- Ускорен перегрев дизеля;
- При остановке температура установки поднимается, при движении наоборот, резко снижается;
- Даже при прогретом дизеле мотор горячий, нижний патрубок холодный.
Термостат МТЗ не подлежит ремонту. При поломке запчасти рекомендуем заменить агрегат.
В нашем каталоге вы найдете все необходимое для двигателя вашего трактора.
Если вы правильно поставили термостат на МТЗ 82, деталь прослужит долго. Однако большинство специалистов советуют периодически проверять деталь следующим образом:
- Термостат МТЗ закрыт.
- Запускаете мотор, через пару минут проверьте патрубок, который присоединяется с радиатором.
- Патрубок должен быть обязательно холодным. При теплом патрубке в системе есть неплотное закрытие.
- Следовательно, для прогрева мотора необходимо больше времени. Также повышается расход горючего;
- При нагреве до 90 градусов, термостат должен стать горячим. Если температура детали не повышается, значит, термостат МТЗ заклинивает.
Как проверить термостат
Чтобы проверить прибор в полевых условиях, достаточно проделать следующее:
- Запускаем мотор, следя за тем, чтобы термостат был закрыт и через пару минут после этого проверяем патрубок, идущий на радиатор — он должен быть холодным. Если он тёплый, значит, имеет место неплотное закрытие, что увеличивает время прогрева двигателя и повышает расход топлива;
- Как только охлаждающая жидкость прогреется до 85-90 градусов, патрубок должен стать горячим. Если этого не происходит, значит налицо заклинивание термостата.
Подводя итоги
Исправное состояние термостата способно уберечь двигатель от перегрева, продлив срок его эксплуатации и избавив от проведения внепланового, а зачастую и весьма дорогостоящего ремонта. Своевременная проверка и диагностика агрегата, а также его плановая замена, позволит обезопасить себя и своё транспортное средство от неприятных ситуаций на дороге, позволив полностью сосредоточиться на выполнении поставленных задач.
См. также: Рулевой дозатор