Как установить насос-дозатор рулевого управления на трактор Беларусь?

Евгений Токарев
Евгений Токарев

Сохраните сейчас

Принцип работы дозатора на МТЗ. Рекомендации по самостоятельной установке дозатора.

Рулевое управление современных тракторов не только обеспечивает прямолинейное движение техники, но и позволяет проводить разнообразные маневры в ту или иную сторону, например повороты или развороты. В зависимости от своей модификации, рулевое управление может быть как гидромеханическим, так и гидрообъёмным, причём в последнее время намечается всё более устойчивая тенденция на выбор второго варианта. Тому, что из себя являет дозатор рулевого управления, каков принцип его действия и можно ли установить его самостоятельно, и посвящена данная статья.

Конструкция насоса-дозатора

Внешний вид дозатора рулевого управленияДозатор на рулевом управлении это не что иное, как насос, отвечающий за точную дозировку рабочей жидкости, идущей к гидронасосу и пропорциональной углу поворота направляющих колёс, в том числе и в ситуациях, когда дизель не работает.

Конструкция насоса-дозатора на тракторах МТЗ отличается своей простотой, что позволяет добиться высоких показателей отказоустойчивости и длительного срока активной эксплуатации, а сам он включает в себя следующие компоненты:

  • Корпус с системой клапанов;
  • Узел качающегося типа;
  • Распределитель рабочей жидкости.

Качающийся узел оснащён стопором и вращающимся ротором, который напрямую связан с золотником. Тот, в свою очередь, взаимодействует с рулевым валом, смещаясь по своему осевому положению в соответствии с его вращением, благодаря чему масло и попадает в дозатор. Фиксаторы пружинного типа позволяют придать золотнику нейтральное положение.

Обратный клапан позволяет перекрыть сливную магистраль при неработающем двигателе, а комплекс клапанов предохранительных контролирует наибольшее давление внутри нагнетательных маслопроводов – оно не должно превышать 14 МПа.

Установленные противоударные клапаны ограничивают давление в масляных магистралях на отметке в 20 Мпа, а антивакуумные клапаны обеспечивают подачу масла по системе при форс-мажорной ситуации и отказе клапанов из противоударной группы.

Принцип действия гидрообъемного управления

Рулевой механизм трактора БеларусьСам насос-дозатор установлен на кронштейне рулевой колонки и подсоединён к гидроаккумулятору посредством маслопроводной системы. Его поворотные элементы установлены на переднем брусе, в то время как силовой агрегат служит основой для питающего насоса. Они также соединены между собой за счёт определённых маслопроводных элементов.

Масло из насоса отправляется в дозатор (минуя также гидроаккумулятор) и попадает в гидробак. При отсутствии поворота руля, то есть при прямолинейном перемещении, компоненты рулевого механизма закрыты посредством особых золотников. Это позволяет не расходовать масло, а перенаправлять его в маслобак. Поворот руля вызывает смещение золотника, с последующей подачей масла в цилиндр силового типа, установленный на рулевом механизме. При этом его объём пропорционален углу поворота направляющих колес.

Если дизель не работает, дозатор выступает в роли обычного насоса, перекачивающего масло на силовой цилиндр, способствуя вращению направляющих колёс.

Установка насоса-дозатора на рулевую колонку своими силами

Трехмерная модель насоса-дозатораЗдесь необходимо сразу же заметить, что процедура эта пусть и не отличается особой сложностью, но требует к себе повышенного внимания, а также наличия специфических навыков и познаний. Впрочем, невыполнимых задач не существует, поэтому при нужном терпении и правильном подходе, работу вполне можно выполнить и в домашних условиях.

При монтаже рекомендуется использовать специальный установочный комплект, что позволит сэкономить на покупке гидробака, в роли которого будет выступать корпус самого ГУРа. На нём же будет закреплён и сам насос. Помимо всего прочего, такое решение позволит сохранить в неприкосновенности систему блокировки дифференциала. Работа же проводится в следующей очерёдности:

  • С ГУРа демонтируется распределитель;
  • Выполняется замена всех необходимых подшипников;
  • Снимается червяк и ставится на место новый вал;
  • На плашку крепится НД, для чего используется особый болт с потаем;
  • Собранный агрегат устанавливается на место и подключается к системе.

Подводя итоги

Использование насоса-дозатора обладает несомненными преимуществами, позволяя сделать процесс вождения более комфортным, лёгким и приятным, а его монтаж может быть выполнен самостоятельно, что помимо морального удовлетворения, принесёт ещё и определённую финансовую экономию.

Сохраните, чтоб не потерять