В последнее время все механизмы современных авто полностью автоматизируются. Данная тенденция настигла датчики скорости, ставшие электронными, соответственно, получившими более широкий функционал, сложное строение. Датчик измеряет скорость транспортного средства во время движения. Данный узел очень важен, ведь именно режим активности движения позволяет контролировать автомобиль на дороге. Скорость грузовика контролировать необходимо вдвойне тщательно, ведь очень многие аспекты динамики движения связаны именно со скоростным режимом. Например, легковое авто «идет» стабильно, повышая, понижая показатели либо посредством КПП, либо АКПП (вообще самостоятельно без участия человека), поэтому ровность движения определяется автоматически. Конечно, многие тягачи оснащены автоматическими коробками передач, однако сложность грузовых перевозок, большие тоннажи определяют необходимость использования повышенных, пониженных передач, переключить которые можно на определенной скорости. Исправный датчик передает данные на спидометр, с которого водитель считывает информацию.
Особенности расположения
Датчики скорости имеют различное расположение в механизмах автомобилей. Однако, российские производители авто отличаются своей стабильностью, поэтому Камаз старого образца имеет практически идентичные компоненты, что и Камаз 5320 нового типа.
- Самый распространенный вариант — вхождение датчика в состав системы работы спидометра. Функционал простой: измерение текущей скорости, передача данных. Поэтому когда водитель говорит «не работает спидометр», скорее всего ситуация складывается непосредственно вокруг барахлящего датчика, неверно передающего сигналы.
- Система впрыска, зажигания, прочих систем двигателя может содержать скоростной определитель, чтобы корректировать систему работы двигателя внутреннего сгорания. Во время изменения динамики движения нагрузка на мотор соответственно меняется. Более современные тягачи устроены таким образом, чтобы усиление нагрузки корректировалось скоростным режимом. Таким образом достигается баланс между ходовыми качествами тягача и мощностью.
- Современные автомобили могут включать данный узел в системы сигнализации либо другие узлы безопасности. Подобный ход прекрасно помогает корректировать скорость движения за водителя. Яркий пример — круиз контроль. Современные модели Камаза также имеют круиз-контроли и органичители, чтобы водитель мог полностью сконцентрироваться на дороге.
- Самый редкий случай — гидроусилитель руля, либо другие системы повышенного комфорта. Гидравлика оказывает сильное влияние на определение скорости, поэтому иногда именно в данный узел устанавливаются определяющие механизмы. Однако гидравлическая система — только часть основного механизма, позволяющего автомобилю лучше держать дорогу, то есть является вспомогательной.
Словом, всего один компонент, имея один функционал, может служить частью совершенно разных систем. Каждая по-своему важна, однако передача данных спидометру пока остается самой популярной задачей, распространенной на восьмидесяти процентах современных отечественных тягачах Камаз. Зарубежные новые грузовики работают по более усовершенствованным системам, однако напичканные электроникой, они требуют постоянного технического профессионального обслуживания, в то время как владелец отечественного грузовика может обслужить во многом тягач самостоятельно.
ДСА — аббревиатура датчика скорости автомобиля, — являясь традиционным приводом спидометра, просто монтируется внутрь коробки передач, раздаточную коробку или редуктор ведущего моста, отслеживая скорость вторичного или промежуточного вала. Следующий этап процесса — передача данных на контроллер измерения скорости.
Видовые особенности
Современные двигатели имеют электронные блоки контроля, которые считывают информацию датчиков. Схема спидометра любой старой модели Камаза покажет непосредственное подключение. Первый вариант сейчас наиболее приоритетный, ведь возможность поместить датчик непосредственно в двигатель внутреннего сгорания дает больший объем информации о работе всех систем автомобиля. ДСА формирует импульсный сигнал, частота импульсов пропорциональна количеству оборотов вала, соответственно, скорости движения. Таким образом, измерение скорости — это подсчет контроллером частоты вращения за единицу времени.
Неисправность датчика определения скорости — комплексная проблема. На современном транспортном средстве редко встречаются системы, работающие совершенно автономно, поэтому дистрой одной неизбежно влечет ряд проблем, которые необходимо оперативно решить. Например, неисправный ДСА может спровоцировать потерю данных скоростного режима, пройденного километража (спидометры часто конструктивно связаны с одометрами), нарушить работу силового агрегата, влекущего нестабильный холостой ход, повышенный расход топлива, потерю мощности, нестабильную работу гидроусилителя руля.
Датчики подлежат обязательной замене, при чем устанавливать необходимо именно ту модель, которая была установлена ранее, либо аналогичную, рекомендованную производителем. Устанавливать китайские дешевые аналоги — очень рискованное дело, грозящее потерей данных, дальнейшими поломками остальных сопряженных систем. Неродной ДСА может просто «не встать» правильно, либо во время этапа тестирования выдавать некорректные данные.
Контактные датчики Камаза являются менее надежными ввиду взаимодействия нескольких запчастей. Однако именно такие компоненты устанавливаются наиболее часто, заменяя механический спидометр, модернизируя систему тормозов. Иногда вместо контактных агрегатов используются задающие диски либо роторы — бесконтактные модели. Современные Камазы оснащены именно ими.
- Контактные датчики представляют собой микросхему со специальной пластинкой, усилительной схемой. Небольшие разъемы магнита позволяют считывать показатели приборов. Данный принцип установлен на старой модели Камаза 5320.
- Бесконтактные модели работают на эффекте Холла (система частотных импульсов, подающихся определенными интервалами). Колеса вращаются, вырабатывая определенную импульсную амплитуду. Механика высчитывает показатели, отображая данные на приборной панели. Обычно расчет исходит из шести тысячи сигналов на пройденный километр. Самый сложный, точный считается ДСА Евро, заимствованный у зарубежных грузовиков. Строение данного механизма настолько непростое, что рекомендуется, например, Евро 3 ремонтировать только на специализированных сервисах.
Данные датчики служат достаточно долго, однако каждый механизм имеет свойство изнашиваться. Постепенно появляются проблемы холостого хода, внешние очевидные признаки поломки — коррозия контактов. После выявления наличия неисправности обязательно необходимо устранить ее, иначе можно нажить массу дополнительных проблем:
- Отсутствие информации о скорости, пройденном километраже.
- Ухудшение работы мотора (холостой ход, потребление топлива резко увеличивается, мощность падает).
- Ухудшение работы системы безопасности: гидроусилителя руля, АБС (если системы связаны).
Электронный датчик — маленькая деталь внутри большого тягача, может играть очень важную роль. Как правило, диагностика работы, замена ДСА производится только после возникновения первичных признаков некорректной работы. Заменить деталь необходимо оперативно, хотя во время движения поломка данной запчасти не нарушает жизненно важных функций.
[~DETAIL_TEXT] =>
В последнее время все механизмы современных авто полностью автоматизируются. Данная тенденция настигла датчики скорости, ставшие электронными, соответственно, получившими более широкий функционал, сложное строение. Датчик измеряет скорость транспортного средства во время движения. Данный узел очень важен, ведь именно режим активности движения позволяет контролировать автомобиль на дороге. Скорость грузовика контролировать необходимо вдвойне тщательно, ведь очень многие аспекты динамики движения связаны именно со скоростным режимом. Например, легковое авто «идет» стабильно, повышая, понижая показатели либо посредством КПП, либо АКПП (вообще самостоятельно без участия человека), поэтому ровность движения определяется автоматически. Конечно, многие тягачи оснащены автоматическими коробками передач, однако сложность грузовых перевозок, большие тоннажи определяют необходимость использования повышенных, пониженных передач, переключить которые можно на определенной скорости. Исправный датчик передает данные на спидометр, с которого водитель считывает информацию.
Особенности расположения
Датчики скорости имеют различное расположение в механизмах автомобилей. Однако, российские производители авто отличаются своей стабильностью, поэтому Камаз старого образца имеет практически идентичные компоненты, что и Камаз 5320 нового типа.
- Самый распространенный вариант — вхождение датчика в состав системы работы спидометра. Функционал простой: измерение текущей скорости, передача данных. Поэтому когда водитель говорит «не работает спидометр», скорее всего ситуация складывается непосредственно вокруг барахлящего датчика, неверно передающего сигналы.
- Система впрыска, зажигания, прочих систем двигателя может содержать скоростной определитель, чтобы корректировать систему работы двигателя внутреннего сгорания. Во время изменения динамики движения нагрузка на мотор соответственно меняется. Более современные тягачи устроены таким образом, чтобы усиление нагрузки корректировалось скоростным режимом. Таким образом достигается баланс между ходовыми качествами тягача и мощностью.
- Современные автомобили могут включать данный узел в системы сигнализации либо другие узлы безопасности. Подобный ход прекрасно помогает корректировать скорость движения за водителя. Яркий пример — круиз контроль. Современные модели Камаза также имеют круиз-контроли и органичители, чтобы водитель мог полностью сконцентрироваться на дороге.
- Самый редкий случай — гидроусилитель руля, либо другие системы повышенного комфорта. Гидравлика оказывает сильное влияние на определение скорости, поэтому иногда именно в данный узел устанавливаются определяющие механизмы. Однако гидравлическая система — только часть основного механизма, позволяющего автомобилю лучше держать дорогу, то есть является вспомогательной.
Словом, всего один компонент, имея один функционал, может служить частью совершенно разных систем. Каждая по-своему важна, однако передача данных спидометру пока остается самой популярной задачей, распространенной на восьмидесяти процентах современных отечественных тягачах Камаз. Зарубежные новые грузовики работают по более усовершенствованным системам, однако напичканные электроникой, они требуют постоянного технического профессионального обслуживания, в то время как владелец отечественного грузовика может обслужить во многом тягач самостоятельно.
ДСА — аббревиатура датчика скорости автомобиля, — являясь традиционным приводом спидометра, просто монтируется внутрь коробки передач, раздаточную коробку или редуктор ведущего моста, отслеживая скорость вторичного или промежуточного вала. Следующий этап процесса — передача данных на контроллер измерения скорости.
Видовые особенности
Современные двигатели имеют электронные блоки контроля, которые считывают информацию датчиков. Схема спидометра любой старой модели Камаза покажет непосредственное подключение. Первый вариант сейчас наиболее приоритетный, ведь возможность поместить датчик непосредственно в двигатель внутреннего сгорания дает больший объем информации о работе всех систем автомобиля. ДСА формирует импульсный сигнал, частота импульсов пропорциональна количеству оборотов вала, соответственно, скорости движения. Таким образом, измерение скорости — это подсчет контроллером частоты вращения за единицу времени.
Неисправность датчика определения скорости — комплексная проблема. На современном транспортном средстве редко встречаются системы, работающие совершенно автономно, поэтому дистрой одной неизбежно влечет ряд проблем, которые необходимо оперативно решить. Например, неисправный ДСА может спровоцировать потерю данных скоростного режима, пройденного километража (спидометры часто конструктивно связаны с одометрами), нарушить работу силового агрегата, влекущего нестабильный холостой ход, повышенный расход топлива, потерю мощности, нестабильную работу гидроусилителя руля.
Датчики подлежат обязательной замене, при чем устанавливать необходимо именно ту модель, которая была установлена ранее, либо аналогичную, рекомендованную производителем. Устанавливать китайские дешевые аналоги — очень рискованное дело, грозящее потерей данных, дальнейшими поломками остальных сопряженных систем. Неродной ДСА может просто «не встать» правильно, либо во время этапа тестирования выдавать некорректные данные.
Контактные датчики Камаза являются менее надежными ввиду взаимодействия нескольких запчастей. Однако именно такие компоненты устанавливаются наиболее часто, заменяя механический спидометр, модернизируя систему тормозов. Иногда вместо контактных агрегатов используются задающие диски либо роторы — бесконтактные модели. Современные Камазы оснащены именно ими.
- Контактные датчики представляют собой микросхему со специальной пластинкой, усилительной схемой. Небольшие разъемы магнита позволяют считывать показатели приборов. Данный принцип установлен на старой модели Камаза 5320.
- Бесконтактные модели работают на эффекте Холла (система частотных импульсов, подающихся определенными интервалами). Колеса вращаются, вырабатывая определенную импульсную амплитуду. Механика высчитывает показатели, отображая данные на приборной панели. Обычно расчет исходит из шести тысячи сигналов на пройденный километр. Самый сложный, точный считается ДСА Евро, заимствованный у зарубежных грузовиков. Строение данного механизма настолько непростое, что рекомендуется, например, Евро 3 ремонтировать только на специализированных сервисах.
Данные датчики служат достаточно долго, однако каждый механизм имеет свойство изнашиваться. Постепенно появляются проблемы холостого хода, внешние очевидные признаки поломки — коррозия контактов. После выявления наличия неисправности обязательно необходимо устранить ее, иначе можно нажить массу дополнительных проблем:
- Отсутствие информации о скорости, пройденном километраже.
- Ухудшение работы мотора (холостой ход, потребление топлива резко увеличивается, мощность падает).
- Ухудшение работы системы безопасности: гидроусилителя руля, АБС (если системы связаны).
Электронный датчик — маленькая деталь внутри большого тягача, может играть очень важную роль. Как правило, диагностика работы, замена ДСА производится только после возникновения первичных признаков некорректной работы. Заменить деталь необходимо оперативно, хотя во время движения поломка данной запчасти не нарушает жизненно важных функций.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>
В последнее время все механизмы современных авто полностью автоматизируются. Данная тенденция настигла датчики скорости, ставшие электронными, соответственно, получившими более широкий функционал, сложное строение. Датчик измеряет скорость транспортного средства во время движения. Данный узел очень важен, ведь именно режим активности движения позволяет контролировать автомобиль на дороге.
[~PREVIEW_TEXT] =>
В последнее время все механизмы современных авто полностью автоматизируются. Данная тенденция настигла датчики скорости, ставшие электронными, соответственно, получившими более широкий функционал, сложное строение. Датчик измеряет скорость транспортного средства во время движения. Данный узел очень важен, ведь именно режим активности движения позволяет контролировать автомобиль на дороге.
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 8627 [TIMESTAMP_X] => 16.04.2019 22:46:12 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 621 [WIDTH] => 930 [FILE_SIZE] => 36542 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/07c [FILE_NAME] => 07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [ORIGINAL_NAME] => datchik2.jpg . => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => cf3fdcd8eaac56a53f7adcd1dc4c9a1b [~src] => [SRC] => /upload/iblock/07c/07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/07c/07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/07c/07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [ALT] => Схема датчика скорости Камаза => Схема датчика скорости Камаза ) [~DETAIL_PICTURE] => 8627 [TIMESTAMP_X] => 16.04.2019 22:46:12 [~TIMESTAMP_X] => 16.04.2019 22:46:12 [ACTIVE_FROM] => 16.04.2019 20:26:00 [~ACTIVE_FROM] => 16.04.2019 20:26:00 [LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /press/articles/skhema-datchika-skorosti-kamaza/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /press/articles/skhema-datchika-skorosti-kamaza/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => skhema-datchika-skorosti-kamaza [~CODE] => skhema-datchika-skorosti-kamaza [EXTERNAL_ID] => 508501368 [~EXTERNAL_ID] => 508501368 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 16.04.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза [SECTION_META_KEYWORDS] => Схема датчика скорости Камаза [SECTION_META_DESCRIPTION] => Схема датчика скорости Камаза [SECTION_PAGE_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_META_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Схема датчика скорости Камаза [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Схема датчика скорости Камаза [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза ) [FIELDS] => Array ( [DATE_ACTIVE_FROM] => 16.04.2019 20:26:00 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 33 [~ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 05.03.2019 16:17:37 [~TIMESTAMP_X] => 05.03.2019 16:17:37 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#press/articles/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#press/articles/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => [~SECTION_PAGE_URL] => [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => . => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => N [~RSS_ACTIVE] => N [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 10 [~RSS_FILE_LIMIT] => 10 [RSS_FILE_DAYS] => 7 [~RSS_FILE_DAYS] => 7 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 2 [~VERSION] => 2 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.opex.ru [~SERVER_NAME] => www.opex.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( => Схема датчика скорости Камаза [ELEMENT_CHAIN] => Схема датчика скорости Камаза [BROWSER_TITLE] => Схема датчика скорости Камаза спидометр камаз и датчики скорости, схема распиновки => Схема датчика скорости Камаза . => Схема датчика скорости Камаза ) [IMAGES] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 8627 [TIMESTAMP_X] => 16.04.2019 22:46:12 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 621 [WIDTH] => 930 [FILE_SIZE] => 36542 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/07c [FILE_NAME] => 07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [ORIGINAL_NAME] => datchik2.jpg . => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => cf3fdcd8eaac56a53f7adcd1dc4c9a1b [~src] => [SRC] => /upload/iblock/07c/07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/07c/07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/07c/07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [ALT] => Схема датчика скорости Камаза => Схема датчика скорости Камаза [TMB] => Array ( [SRC] => /upload/resize_cache/iblock/07c/400_300_1/07cfcf7ec993e8eba20c98712237132a.jpg [WIDTH] => 0 [HEIGHT] => 0 [SIZE] => ) ) ) [FILES] => Array ( ) [VIDEO] => Array ( ) [LINKS] => Array ( ) [BUTTON] => Array ( [SHOW_BUTTON] => [BUTTON_ACTION] => [BUTTON_LINK] => [BUTTON_TARGET] => [BUTTON_JS_CLASS] => [BUTTON_TITLE] => ) )
Каждый водитель должен знать про этот простой способ проверки ДПКВ, проще просто не придумать!
Техническое описание спидометров
Введение
1.2. Основные определения
1.2.1. под «спидометром» подразумевается комплекс механизмов для измерения скорости, который указывает водителю скорость его транспортного средства в любой данный момент.
1.2.2. под «коэффициентом показывающего прибора спидометра (КППС)» подразумевается численная характеристика, которая выражает величину входного сигнала, требуемого для индикации и регистрации пройденного пути длинной в 1км; это КППС выражается либо в оборотах на километр (об/км), либо в импульсах на километр (имп./км).
1.2.3. под «кодом доступа» («пароль») подразумевается набор чисел, при вводе которых открывается доступ к настраиваемым параметрам спидометра и предназначенный для избежания несанкционированного изменения этих параметров.
1.2.4. под «пользовательским режимом» понимается режим спидометра, при котором происходит индикация параметров измеряемых спидометром.
1.2.5. под «режимом программирования» понимается режим спидометра, при котором возможен просмотр и изменение каких либо числовых параметров спидометра.
1.2.6. под «режимом самотестирования» понимается режим, при котором происходит опрос устройств спидометра для проверки их работоспособности.
1.2.7. под кнопкой «Управления» понимается кнопка, при помощи которой происходит настройка спидометра.
1.2.8. под «общим пробегом» понимается общее количество пути, пройденное автомобилем за время эксплуатации.
1.2.9. под «суточным пробегом» понимается общее количество пути, пройденное автомобилем за сутки.
1.2.10. под «предельной скоростью» понимается максимальная допустимая скорость движения автомобиля, связанная с правилами дорожного движения, транспортировки, эксплуатации и других факторов.
1.2.11. под «жидкокристаллическим индикатором (ЖКИ)» понимается дисплей, расположенный на шкале показывающего прибора спидометра.
2.1. Техническое описание спидометров применяемых на автомобилях «КамАЗ»
Спидометр предназначен для информирования водителя о скорости движения автомобиля, о пройденном пути и способствует повышению дорожной безопасности и экономичной эксплуатации автомобиля.
Показывающие приборы спидометров: ПА8090 (РУП «Витебский завод электроизмерительных приборов», г. Витебск), 81.3802 (ОАО «Завод «Автоприбор», г. Владимир), 83.3802 (ОАО «ЭЛАРА»), 1323 (ООО «Сименс ФДО Аутоматив», г. Москва изг. г. Чистополь) выполнены в посадочном диаметре 140мм и являются взаимозаменяемыми по габаритным и присоединительным размерам.
Показывающие приборы спидометров: 84.3802.000 — 01 ( ЗАО «ЗЭиМ — Лайн», г. Чебоксары), ПА8046-3 (РУП «Витебский завод электроизмерительных приборов»,г.Витебск), 87.3802(ОАО «Завод «Автоприбор», г. Владимир) выполнены в посадочном диаметре 100мм и являются взаимозаменяемыми по габаритным и присоединительным размерам.
Показывающие приборы спидометра рассчитаны на эксплуатацию в комплекте с датчиками 4222.3843 (ОАО «Завод «Автоприбор» г. Владимир), 4202.3843 (ОАО «Завод «Автоприбор», г. Владимир), 4402.3843 (ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир), 2159 (ООО «Сименс ФДО Аутоматив», г.Чистополь), 2159.50 (ООО «Сименс ФДО Аутоматив» г.Чистополь), ПД8093 (ДРУНПП «Точприбор», г. Витебск, Беларусь), 45.3843 (ОАО «ЭЛАРА», г. Чебоксары), ПД8089 (РУП «Витебский завод электроизмерительных приборов») или с аналогичными датчиками.
Все вышеуказанные датчики являются взаимозаменяемыми по параметрам выходных сигналов, но применяются в коробках передач различных конструкций.
Показывающие приборы спидометров предназначены для работы в бортсети с напряжением 24В.
Прибор показывающего спидометра предназначен для:
— измерения и отображения скорости движения автомобиля;
— измерения и отображения пройденного расстояния (общего и суточного пробега);
— отображения и корректировка текущего времени;
— сигнализации о превышении предельной скорости движения автомобиля;
— отображения коэффициента показывающего прибора спидометра (количество импульсов на 1км пройденного пути) после ввода кода доступа;
— измерения количества импульсов, поступающих с датчика скорости (после ввода кода доступа).
В «Руководстве по эксплуатации» представлены следующие виды показывающих приборов спидометров:
2.1.1.81.3802 (ОАО «Завод «Автоприбор», г. Владимир)
Рисунок 2.1 — Прибор показывающий спидометра 81.3802. Внешний вид передней панели
На рисунке 2.2 представлен ЖКИ ППС 81.3802
Рисунок 2.2 — ЖКИ ППС 81.3802
ЖКИ ППС в рабочем состоянии обеспечивает семь режимов индикации (1-3 — пользовательские режимы, 4-7 — режимы программирования) в соответствии с таблицей 2.1.
Смена пользовательского режима индикации возможна только при включенном замке зажигания и производиться путем однократного нажатия на кнопку «Управление». Пользовательские режимы переключаются в следующей последовательности: 1->2->3->1…
Обнуление счетчика суточного пробега возможно только во втором режиме индикации (режим индикации общего пробега и суточного пробега) и осуществляется длительным нажатием кнопки «Управление» (время удержания кнопки в нажатом состоянии не менее 3 с).
При включении замка зажигания ЖКИ ППС должен находиться в режиме 2.
Таблица 2.1
Номер режима |
Показание верхней строки |
Показание нижней строки |
Специальные символы |
1 |
Общий пробег |
Текущее время |
|
2 |
Общий пробег |
Суточный пробег |
km |
3 |
Общий пробег |
Предельная скорость |
km/h |
4 |
Слово «-CodE-» |
«0000» |
— |
5 |
Коэффициент ППС (индикация) |
— |
— |
6 |
Коэффициент ППС (настройка) |
— |
— |
7 |
Мигающее значение количества импульсов, поступивших с датчика |
— |
— |
2.1.2. 87.3802 (ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир)
Рисунок 2.3 — Прибор показывающий спидометра 87.3802. Внешний вид передней панели
На рисунке 2.4 представлен ЖКИ ППС 87.3802
Рисунок 2.4 — ЖКИ ППС 87.3802 ЖКИ ППС в рабочем состоянии обеспечивает семь режимов индикации (1-2 -пользовательские режимы, 3-7-режимы программирования) в соответствии с таблицей 2.2.
Смена пользовательского режима индикации возможна только при включенном замке зажигания и производиться путем однократного нажатия на кнопку «Управление». Пользовательские режимы переключаются в следующей последовательности: 1->2->1->2->1…
Обнуление счетчика суточного пробега возможно только в первом режиме индикации (режим индикации общего пробега и суточного пробега) и осуществляется длительным нажатием кнопки «Управление» (время удержания кнопки в нажатом состоянии не менее 3с).
При включении замка зажигания ЖКИ ППС должен находиться в режиме 1.
Таблица 2.2
Номер режима |
Показание верхней строки |
Показание нижней строки |
Специальные символы |
1 |
Общий пробег |
Суточный пробег |
km |
2 |
Общий пробег |
Предельная скорость |
km/h |
3 |
Общий пробег |
Мигающее значение предельной скорости |
km/h |
4 |
Слово «-CodE-» |
«0000» |
— |
5 |
Коэффициент ППС (индикация) |
— |
— |
6 |
Коэффициент ППС (настройка) |
— |
— |
7 |
Мигающее значение количества импульсов, поступивших с датчика |
— |
— |
2.1.3.83.3802 (ОАО «ЭЛАРА»)
Рисунок 2.5 — Прибор показывающий спидометра 83.3802. Внешний вид передней панели
Функционирование спидометра происходит в четырех режимах:
— режим «Самотестирование»;
— режим «Работа»;
— режим «Авария»;
— режим «Программирование».
Кнопка «Управление» имеет три градации управляющих воздействий:
«короткое нажатие» — длительность нажатия на кнопку «Управление» от 0,5 до 2,0с;
«среднее нажатие» — длительность нажатия на кнопку «Управление» от 2,0 до 4,0с;
«длинное нажатие» — длительность нажатия на кнопку «Управление» не менее 5,0с.
Режим «Самотестирование» предназначен для проверки работоспособности указателя показывающего прибора «Скорость» и ЖКИ. Данный режим запускается при включении выключателя приборов и стартера с одновременным «длинным нажатием» на кнопку управление.
Режим «Работа» является основным и позволяет индицировать параметры:
— скорость;
— общий пробег;
— суточный пробег.
В этом же режиме индицируется зоны превышения скорости движения автомобиля.
Режим «Работа» включает следующие подрежимы:
— «Работа 1»;
— «Работа 2».
В подрежиме «Работа 1» спидометр индицирует параметры:
— «скорость»;
— «общий пробег»;
— «суточный пробег».
Сброс параметра «суточный пробег» производиться через «среднее нажатие» кнопки «Управление».
Вид ЖКИ в подрежиме «Работа 1» соответствует рисунку 2.6.
Рисунок 2.6 — Вид ЖКИ в подрежиме «Работа 1» (значение параметров показаны условно).
В подрежиме «Работа 2» спидометр индицирует параметры:
— «скорость»;
— «текущее время суток»;
— «суточный пробег».
Вид ЖКИ в подрежиме «Работа 2» соответствует рисунку 2.7.
Рисунок 2.7 — Вид ЖКИ в подрежиме «Работа 2» (значение параметров показаны условно).
Переход между подрежимами «Работа 1» и «Работа 2» осуществляется посредством «короткого нажатия» на кнопку «Управление».
В режиме «Авария» блокируется вывод параметров на указатель «Скорость» показывающего устройства и на ЖКИ.
Режим «Программирование» предназначен для:
— ввода нижней границы превышения скорости;
— просмотра введенного значения коэффициента к;
— ввода кода доступа;
— ввода коэффициента к методом прямого измерения;
— ввода коэффициента к, полученного расчетным путем;
— изменения кода доступа.
Режим «Программирование» включает следующие подрежимы:
«S» — ввод нижней границы превышения скорости;
«L» — просмотр введенного значения;
«С» — ввод кода доступа;
«F» — ввод коэффициента к методом прямого измерения;
«Р» — ввод коэффициента к, полученного расчетным путем;
«G» — изменение кода доступа.
Подрежимы «F» и «Р» являются взаимоисключающими: если произведен ввод коэффициента «k» в подрежиме «F», то блокируется работа спидометра с коэффициентом «k» подрежима «Р»; или, если произведен ввод коэффициента «k» в подрежиме «Р», то блокируется работа спидометра с коэффициентом «k» подрежима «F».
В подрежиме «L» имеется возможность просмотра введенного значения.
Подрежим «С» предназначен для ввода кода доступа и получения разрешения на изменение значений коэффициента подрежима «F», подрежима «Р», а также изменения значения «кода доступа».
В подрежиме «F» коэффициент «k» вводится методом прямого измерения.
В подрежиме «Р» значение коэффициента «k» вводится после выполнения предварительного расчета.
2.1.4.1323 KIENZLE; VDO
Рисунок 2.8 — Прибор показывающий спидометра 1323. Внешний вид передней панели
Функционирование спидометра производиться в основном режиме и в режиме программирования.
Основной режим позволяет индицировать следующие параметры:
— «общий пробег»;
— «суточный пробег»;
— «текущее время».
Вид ЖКИ в основном режиме после включения зажигания соответствует рисунку 2.9.
Рисунок 2.9 — Вид ЖКИ в основном режиме после включения зажигания (значение параметров показаны условно).
Кратковременное нажатие на кнопку «Управление» установит индикацию в режиме суточного пробега. Вид ЖКИ в режиме суточного пробега соответствует рисунку 2.10.
Рисунок 2.10 — Вид ЖКИ в режиме суточного пробега (значение параметров показаны условно).
Сброс параметра «суточный пробег» производиться через удерживание кнопки «Управление» более 2-х секунд.
2.1.5. ПА8090 (РУП «Витебский завод электроизмерительных приборов»)
Рисунок 2.11 — Прибор показывающий спидометра 83.3802. Внешний вид передней панели
Вывод данных на дисплей прибора осуществляется в виде сообщений. На рисунках 2.12, 2.13 все сообщения, выводимые на ЖКИ, показаны в виде прямоугольников.
Данные, выводимые в сообщениях, представлены в виде числа.
Сообщения могут быть двух типов. Сообщения первого типа содержат данные, которые не могут быть изменены. Сообщения второго типа содержат данные, которые могут быть изменены. В таких сообщениях, данные, которые могут быть изменены, подчеркнуты.
Прибор имеет два режима основной и технологический (режим настройки).
В основном режиме на ЖКИ прибора могут быть выведены следующие сообщения (см. рисунок 2.12).
Рисунок 2.12 — Сообщения выводимые в основном режиме.
В верхней строке в этом режиме отображен общий пробег автомобиля, а в нижней может отображаться суточный пробег (1), текущее время (2) или значение предельно допустимой скорости (3), после превышения которой срабатывает светодиодный индикатор «превышение предельной скорости».
Переход между сообщениями 1, 2, 3 осуществляется коротким нажатием кнопки.
В основном режиме (в сообщении 1) возможен сброс показаний суточного пробега автомобиля, осуществляемый длительным (более 4-х секунд) нажатием кнопки.
В технологическом режиме возможны:
— ввод кода доступа (4);
— подсчет числа импульсов выдаваемых датчиком скорости (5);
— изменение и установка коэффициента ППС (6);
— ввод нового кода доступа (7).
В технологическом режиме на ЖКИ прибора могут быть выведены следующие сообщения (см. рисунок 2.13).
Рисунок 2.13 — Сообщения, выводимые в технологическом режиме.
2.1.6. 84.3802.000-01 (ЗАО «ЗЭиМ-Лайн», г. Чебоксары)
На рисунке 2.14 представлен ЖКИ ППС 84.3802.000 -01.
Рисунок 2.14 — Вид ЖКИ ППС 84.3802.000 — 01 в рабочем режиме.
Рисунок 2.15 — Прибор показывающий спидометра 84.3802.000-01 Внешний вид передней панели
Функционирование спидометра происходит в трех режимах:
— режим «Работа»;
— режим «Самотестирование»;
— режим «Программирование».
Режим «Работа» является основным и предназначен для визуального контроля текущей скорости, общего и суточного пробега автомобиля, а также превышения скорости и включения дальнего света фар автомобиля. Спидометр переходит в рабочий режим при включении выключателя приборов и стартера (подаче напряжения питания). Включение спидометра в рабочем режиме происходит следующим образом: на жидкокристаллическом индикаторе (далее — ЖКИ) спидометра появляются значения суточного и общего пробега, отличные от нулевых; стрелочный указатель спидометра устанавливается на отметку, соответствующую частоте входного сигнала, при наличии соответствующих значений входных сигналов включаются световые сигнализаторы превышения скорости и включения дальнего света фар, а также подсветка спидометра.
Обнуление счетчика суточного пробега возможно только в режиме «Работа» и осуществляется кратковременным нажатием на кнопку «Управление».
При включении замка зажигания ЖКИ ППС должен находиться в режиме «Работа».
Режим «Самотестирование» предназначен для проверки функционирования основных узлов спидометра, просмотра установленных значений параметров коэффициента ППС и скорости, при которой включается световой сигнализатор превышения скорости, используется тестовый режим работы.
Последовательность действий в режиме «Самотестирование»:
1. Включение спидометра в тестовом режиме осуществляется включением выключателя приборов и стартера (подачей напряжения питания на спидометр) при предварительно нажатой кнопке «Управление». После появления на ЖКИ версии программного обеспечения, например:
«ProG
2.7»,
кнопку необходимо немедленно отпустить. Время нажатого состояния кнопки не должно превышать 5с.
2. После того, как кнопка «Управление» отпущена на ЖКИ в течение 2 с выводится значение коэффициента ППС, например:
«F 4992».
Затем в течение 2с выводится значение скорости, при которой включается световой сигнализатор превышения скорости, например:
«S 80».
3. Затем следуют тестовые проверки:
при этом на все знакоместа ЖКИ последовательно выводятся цифры от «0» до «9»;
— стрелочного указателя скорости:
«test2»,
при этом стрелочный указатель скорости плавно движется от начальной до конечной отметки шкалы и обратно с остановкой на числовых отметках шкалы в течение (10-20) с;
— индикации напряжения бортовой сети:
«test3 » -> «U bort 27.0»,
при этом на ЖКИ в течение (2-3)с выводится значение напряжения бортовой сети.
4. После появления надписи:
«End»
спидометр в течение (1-3)с автоматически переходит в рабочий режим.
Режим «Программирование» предназначен для ввода изменений в установленные значения параметров спидометра.
Перевод спидометра в режим «Программирование» осуществляется включением выключателя приборов и стартера (подачей напряжения питания на спидометр) при предварительно нажатой кнопке «Управление». Кнопка удерживается до появления на нижней строке ЖКИ надписи:
«COdE»,
которая свидетельствует о переходе спидометра в режим «Программирование». После правильного ввода четырехзначного кода доступа получаем доступ к подрежимам режима «Программирование». Подрежимы представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Обозначение и наименование подрежима |
Диапазон изменения |
Шаг изменения |
Значение, установленное по умолчанию |
Примечание |
|
St 1 |
Режим ввода значения скорости V, при котором загорается сигнализатор превышения скорости. |
5-120 |
1 |
80 |
|
St 2 |
Режим индикации количества поступивших импульсов Р от датчика скорости. |
0-999999 |
1 |
000000 |
Значение 999999 — максимальное, далее счет останавливается |
St 3 |
Режим ввода коэффициента ППС |
1000-25000** |
1 |
4992 |
|
St 4 |
Ввод нового кода доступа NCOdE* |
0001-9999 |
1 |
Согласно сопроводительной документации |
Осторожно: Вводится без подтверждения!!! |
* Смена кода доступа должна производиться только при крайней необходимости и фиксироваться в журнале. При фиксации значения 0000 код доступа аналогичный состоянию поставки.
** Диапазон указан для импульсного датчика. Для индукционного датчика диапазон изменения коэффициента ППС от 1000 до 1500.
2.1.7. ПА8046-3 (РУП «Витебский завод электроизмерительных приборов»)
Вывод данных на дисплей прибора осуществляется в виде сообщений. На рисунках 2.16, 2.17 все сообщения, выводимые на ЖКИ, показаны в виде прямоугольников.
Данные, выводимые в сообщениях, представлены в виде числа.
Прибор имеет два режима — основной и технологический (режим настройки). Прибор имеет светодиодный итоговый счетчик пройденного пути емкостью 999999км (основной режим) (см. рисунок 2.16).
Рисунок 2.16 — Сообщения выводимые в основном режиме.
В технологическом режиме возможны:
— ввод кода доступа (1);
— ввод нового кода доступа (2);
— подсчет числа импульсов выдаваемых датчиком скорости (3);
— изменение и установка коэффициента ППС (4);
В технологическом режиме на ЖКИ прибора могут быть выведены следующие сообщения (см. рисунок 2.17).
Рисунок 2.17 — Сообщения, выводимые в технологическом режиме.
Рисунок 2.18 — Прибор показывающий спидометра ПА8046-3 Внешний вид передней панели
Рисунок 2.19 — Прибор показывающий спидометра ПА8046-3. Задняя панель
2.2. Схема установки спидометра
Схема установки спидометра на автомобиле приведена на рисунке 2.20.
Рисунок 2.20 — Схема установки спидометра на автомобиле: 1 — прибор показывающий спидометра(ППС),2 — соединительный провод электропитания, 3 — кабель импульсного датчика, 4 — импульсный датчик, 5 — механический привод, 6 — щиток приборов.
2.3. Опломбирование
С целью предотвращения несанкционированного вмешательства в показания спидометра на вашем автомобиле производится пломбировка следующих узлов (см. приложения 1,2):
— электрические элементы соединения ППС с датчиком и по цепи питания;
— электрические и механические элементы соединения датчика в месте установки;
— крышки и детали корпуса спидометра, препятствующие воздействию на достоверность его показаний, опломбированы заводом изготовителем.
Европанель схема подключения
Как делается подмотка спидометра на грузовых автомобилях КамАЗ
Описание
Монтажный комплект жгута (кабеля) датчика скорости предназначен для самостоятельной сборки жгута датчика скорости мастерской.
Данный комплект позволяет снизить затраты мастерской а так же, что не мало важно позволяет ускорить процесс установки тахографа за счет подбора наиболее удобной длины провода.
Распиновка стандартного жгута датчика скорости:
- Разъем датчика скорости
- 1) Питание датчика скорости +8В
- 2) Питание датчика скорости —
- 3) Сигнальный (импульс)
- 4) Информационный
- Разъем тахографа В (Желтый)
- 1) Питание датчика скорости +8В
- 2) Питание датчика скорости —
- 3) Сигнальный (импульс)
- 4) Информационный
Так же существует псевдостандарт на жгуты с которым Вы можте столкнуться, имеется ввиду цветовая гамма проводов. Как правило производители жгутов располагают распиновку по следующему правилу:
- Черный 1) Питание датчика скорости +8В
- Коричневый 2) Питание датчика скорости —
- Синий 3)Сигнальный (импульс)
- Желтый 4) Информационный
При сборке необходимо уделить внимание и качеству используемого провода. Обратите внимание на технические характеристики провода при покупке, обязательными условием являются:
- Сечение 4х0.75
- Витая пара
- Бензо-Масло стойкость
После окончательной сборке всех разъемов, кабель (провод) необходимо уложить в негорючую гофротрубу, также обращаем Ваше внимание что на данный момент негорючую гофротрубу найти сложно, связанно это с большим преобладанием китайских поставщиков на Российском рынке. Гофра проверяется очень просто, поджигаете и смотрите, не горючая само затухает, китайская горит чуть тише чем порох. Думаю объяснять почему рекомендовано использовать именно негорючую излишне.
При монтаже готового жгута датчика скорости на автомобиль обратите внимание, укладка производится в дали от всех нагревающихся элементов (коллектор, глушитель, радиаторы, автономный отопитель, пламя гаситель)
Жгут датчика скорости прокладывается рядом с основным жгут электропроводки автомобиля, крепление производится при помощи термо защищенных стяжек (для наружного уличного монтажа).
Все соединения пломбируются.