Лесозаготовительная техника: виды, назначение

Лесозаготовительная техника: виды, назначение

Лесозаготовительная техника: виды, назначение

 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

 

 Лесозаготовительные работы направлены на вывозку древесины с лесных участок. В настоящее время широко развито лесопильное производство на уровне малого и частного бизнеса. Частный бизнес по вывозке древесины представляет важное звено в цепочке производства пиломатериалов. Лесопильное предприятие, размещенное непосредственно в местах лесозаготовительных работ более рентабельно и значительно сокращает издержки на транспортировку сортиментов. Плохая доступность дорог и слаборазвитая инфраструктура в местах лесозаготовительных работ делает лесопильный бизнес непосредственно в местах лесозаготовки наиболее привлекательным.

 

 

 Последовательные операции лесозаготовительных работ в основном состоят из валки деревьев и дальнейшего срезания сучьев и кроны деревьев. Затем происходит удаление коры со ствола дерева, после чего лесозаготовителями осуществляется трелевка, раскряжевка или распиловка древесины. Последняя стадия лесозаготовительной деятельности заключается в обмере и сортировке заготовленной древесины.   Завершением лесозаготовительного процесса древесины является укладка деревьев в штабели, погрузка и транспортировка.

 Лесозаготовка представляет собой трудоемкий процесс. Сегодня лесозаготовка полностью механизирована. На лесосеках можно увидеть разнообразную лесозаготовительную технику – от валочно-пакетирующных машин до харвестеров, от трелёвочного трактора – до форвардера.

 

 

 МУЛЬЧЕРЫ

 После выделения лесного участка и закрепления его в аренду или собственность лесозаготовители приступают к мульчированию участка леса.

 Мульчирование леса с целью очистки леса от низкорослых деревьев и кустарников осуществляется с помощью мульчирующей машины. Мульчирующая машина, предназначенная для лесного хозяйства называется «мульчирователь» или «мульчер».

 Основной механизмом мульчирователя — вращающийся барабан. Посредством стального рубильного инструмента («зубьев») мульчирователь удаляет низкорослую растительность, очищая тем самым участок лесных земель для дальнейших лесозаготовительных работ.

 Сегодня среди лесозаготовителей широко известна многофункциональная машина-мульчер ТЛП-4М-037. С помощью этого мульчера можно расчистить площадку для лесозаготовительных работ и работ по переработке лесоматериалов, а также осуществлять уход за лесными участками. Для этой цели с  помощью мульчера возможно уничтожать старые деревья и древесно-кустарниковую растительность. Мульчер расчищает лесосеки от пней и порубочных остатков, а также создает противопожарные полосы в лесных массивах.

 

 БУЛЬДОЗЕРЫ

 С помощью бульдозеров выкорчевывают лес, но такой способ применяется, только если земля с вырубкой предназначена для сельскохозяйственных угодий, строительства дорог или жилья.

 Бульдозеры представляют собой гусеничный или колесный трактор-тягач, который также часто используется в лесозаготовительной деятельности. Это самоходная машина, у которой навесное рабочее приспособление расположено вне базы ходовой части машины.

 В лесозаготовительной деятельности Бульдозеры служат для перемещения древесины на расстояние от 10 до 200 метров. С помощью бульдозера лесозаготовители расчищают площадку для транспортировки сортиментов, а также для дальнейшей обработки лесоматериалов. Важная часть работы, которую можно осуществлять с помощью бульдозера состоит в валке отдельных деревьев. Также бульдозеры используются для срезки кустарников, корчевки пней, удалению камней для расчистки лесозаготовительного участка.  С помощью бульдозера лесозаготовители освобождают площадку для лесопереработки от снега и мусора и осуществляют подготовку подъездных дорог для транспортировки сортиментов.

 

 ДРЕВОВАЛЫ

 Древовал ранее называли «лесной черт». Это приспособление для валки дерева состоит и деревянного рычага длиной в несколько метров. Это рычаг прикрепляется с помощью короткой цепи к пню, находящемуся вблизи дерева, которое планируется к валке. Другая цепь прикрепляется к стволу дерева. Рычаг должен быть закреплен к длинной цепи двумя короткими цепями с помощью крючков. Перемещая рыча вперед и назад, лесорубы натягивают цепь и дерево оказывается перевернутым.

 

 ВАЛОЧНО-ПАКЕТИРУЮЩИЕМАШИНЫ

 

 Процесс лесозаготовительных работ после мульчирования лесного участка начинается с валки леса (или что тоже самое — рубки леса). Самый простой инструмент, применяемый при рубке леса — бензопила.  На смену топорам и пилам, которые были распространены ранее в процессе валки деревьев сегодня пришла современная лесозаготовительная техника, снабженная автоматизированными устройствами.

В настоящее время в процессе лесозаготовки применяют два способа валки деревьев: Первый – выкорчевывание. Второй способ наиболее распространенныйи называется бескорневая валка. Такой вид лесозаготовительных работ осуществляется при помощи переносных моторных пил или валочных машин. Стволы могут спиливаться либо на уровне земли, либо у корня или с оставлением пней.

 При механизированной рубке валка, удаление сучков и раскряжёвка производится с помощью валочной машины. Валочной машиной называется комбайн, осуществляющий только четыре операции на лесозаготовке. В лесозаготовительной деятельности применяются валочно-пакетирующие машины, которые кроме валки деревьев осуществляет также и пакетирование бревен. В основе механизма валочно-пакетирующей машины находится цепная пила. С помощью этой валочной машины можно спиливать деревья диаметром до 90 см. Дальнейшее использование валочно-пакетирующей машины заключается в укладывании поваленных деревьев в штабеля для последующей трелёвки трелевочным трактором.

 

 ХАРВЕСТЕР – ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КОМБАЙН

 В настоящее время в лесозаготовительной деятельности широко используются комбайны, которые выполняют более четырех видов работ в процессе валки и сортировки древесины. Такой многофункциональный лесозаготовительный комбайн называется харвестер (от английского названия «harvest” —  «собирать урожай»). В перечень работ, которые можно осуществлять с помощью харвестера входит валка леса, очистка ствола от сучьев и верхушки, а также раскряжевка (освобождение дерева от коры).  Заключительным этапом выступает сортировка хлыстов на сортименты. С помощью харвестера также может, осуществляется трелёвка древесины.

 Автоматическая валочная машина харвестер способна не только спилить дерево, ободрать сучья, срезать верхушку дерева, но и разделить его на части заданного размера всего за минуту. При этом оператор всё это время находится в комфортных условиях кабины и с помощью джойстика управляет процессом. Еще одно преимущество харвестера заключается в том, что компьютер, установленный в кабине оператора не только программирует резку хлыстов на заданные параметра, но и архивирует информацию по замера и размерам отсортированной древесины.

 

 ФОРВАРДЕР – ТЯГАЧ-ПОГРУЗЧИК

 Харвестер работает «в паре» с тягачом-погрузчиком – форвардером. Умные «напарники» способны заменить бригаду лесорубов, работающих «ручным» способом, обеспечив при этом высокую производительность лесозаготовки. Данные машины способны выполнять множество операций. Они осуществляют весь основной цикл лесозаготовительных работ: как валка, раскряжевка, выравнивание бревен, после их спила, погрузка, вытягивание бревен с труднодоступных мест, транспортировка бревен.

 На лесозаготовительном участке форвардер используют для сбора древесины, дальнейшей сортировки, и, главное, для транспортировки сортиментов древесины от лесозаготовительного участка до проезжей дороги или же до нижнего склада.

 Форвардер состоит из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Следуя за харвестером форвардер погружает на грузовую тележку бревна, которые затем трелюются на склад. На последней стадии работ по лесозаготовке древесины с помощью форвардера осуществляют погрузку сортиментов  на лесовозы.

 

 ТРЕЛЁВОЧНЫЙ ТРАКТОР

 Наиболее распространенный механический способ транспортировки древесины осуществляется также трелёвочными тракторами.

 Кроме форвардера на лесозаготовке может быть использован трелевочный трактор, который подтягивает стволы древесины в виде «хластов» к разделочной площадке.Трелевочными тракторами осуществляется распространенный механический способ транспортировки бревен  в полу-подвешенном или подвешенном состоянии.

 После валки леса, обрубки сучьев трелёвочные тракторы начинают потрелёвку, чтобы доставить хлысты для сортировки на сортименты и на раскряжевку. Сортированная древесина трелюются и транспортируются чокерными трелевочными тракторами или бесчокерными тракторами.

 Отсортированные в соответствии с параметрами хлысты представляет собой сортименты. Далее сортименты формируются в пачки, грузятся и перемещаются к лесовозной дороге, где находится промежуточный склад, с которого происходит погрузка в лесовозы. В качестве погрузчика могут быть использованы различного вида тягачи, лесовозы и погрузчики.

 

 МАШИНЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СОРТИМЕНТОВ

 Транспортировка бревен может быть сложной и дорогостоящей, поскольку деревья часто находятся далеко от дорог или водотоков. Дорожное строительство и техническое обслуживание могут быть ограничены в национальных лесах или в других районах пустыни, поскольку это может привести к эрозии в прибрежных зонах. Когда вырубленные бревен находятся рядом с дорогой, тяжелая техника может просто поднять бревна на грузовики. Чаще всего специальное тяжелое оборудование используется для сбора бревен с площадки и перемещения их близко к дороге, которая должна быть поднята на грузовиках. Существует множество способов транспортировки срубленных бревен, лежащих далеко от дорог.

 

 ЛЕСОВОЗЫ – АВТОМОБИЛЬ-СОРТИМЕНТОВОЗ

 Лесовозом называется грузовой автомобиль, либо самоходная машина, либо железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки бревен и пиломатериалов.

 Лесовоз, предназначенный для транспортировки бревен дорожным способом называется также – автомобиль-сортиментовоз. Такой лесовоз снабжен специальной конструкцией для укладки бревен в штабеля (пачки). Конструкция представляет собой стальные каркасы с пилообразной нарезкой, которая располагается снизу, что позволяет лучше удерживать груз.

 Спецификой лесовозов является серийное грузовое шасси, а также дополнительная надстройка к нему.

Лесовоз, который используется для  перевалки сортиментов по бездорожью непосредственно в лесу должен иметь повышенную проходимость.

 Под повышенной проходимостью лесовоза необходимо понимать такие характеристики, как полный привод, блокировка дифференциалов, а также большой дорожный просвет. Также для лесовозов, перевозящих тяжеловесные грузы необходимо наличие лебедки и системы управления давлением в шинах.

 В случаях, если лесовоз занимается вывозкой сортиментов с лесных делянок по дорогам, которые на три четверти представляют собой трассу, то необходимость в полном приводе отпадает. Если лесовоз осуществляет вывозку сортиментов с нижних складов, к которым есть дорога с твердым покрытием, или перевозкой леса или пиломатериалов без заезда в лес, то необходимость в повышенных внедорожных требованиях к шасси отпадает.

 

 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ-ЛЕСОВОЗЫ

 При больших расстояниях для транспортировки сортиментов и пиломатериалов широко используется перевозка древесины по железной дороге в вагонах-лесовозах. При этом транспортировка древесины по узкоколейной железной дороге производится как в виде хлыстов, так и в виде сортиментов. Для перевозки сортиментов требуется наличие платформы, на которую устанавливают металлические сетки. Для транспортировки хлыстовой древесины необходимо использовать вагона-сцепы. Вагон-сцеп состоит из двух полу-сцепов, соединенных между собой тягой. Причем, длина тяги соответствует длине хлыста.

 Как было отмечено выше перевозка сортиментов предусматривает наличие платформы, на которую устанавливают металлические сетки.

 Для транспортировки грузов определенного вида используют специализированные платформы. Такие платформы не имеют бортов, а некоторые также не имеют настила полов. Платформы должны быть оборудованы специальными приспособлениями для крепления лесоматериалов. Например, типовыми ходовыми частями, автосцепами и различными автоматизированными устройствами. Размеры пола стандартной платформы достигают площади до 36,8 кв. метров.

Ссылка на promplace.ru обязательна

Похожие статьи

 Сколько стоит пиловочник?

Наибольший объем производства пиломатериалов в России составляют хвойные породы древесины. Заготовка и реализация круглых лесоматериалов для производства пиломатериалов из ели и сосны, реже – лиственницы, которые предназначены для продаже на внутреннем рынке, осуществляется практически во всех федеральных округах России, кроме Южного федерального округа….

Основные виды лесозаготовительной техники

Лесозаготовка представляет собой трудоемкий процесс. Сегодня лесозаготовка полностью механизирована. На лесосеках можно увидеть разнообразную лесозаготовительную технику – от валочно-пакетирующных машин до харвестеров, от трелёвочного трактора – до форвардера….

Этапы лесозаготовительной деятельности

Последовательность лесозаготовительных работ состоит в выборе лесного участка и юридическом закреплении лесосеки для коммерческой вырубки. На выделенном участке леса производится валка (рубка) леса. Поваленный лес подлежит очистке от сучьев и верхушки – такая древесина называется «хлыст». Следующим этапом начинается разработка древесины (хлыстов) на сортименты определенной длины. …

Валочные машины и комбайны для очистки древесины

Созданию и совершенствованию валочно-пакетирующих машин уделяют постоянное внимание. От их работоспособности, возможности реализовывать свои технические параметры во многом зависит весь процесс лесозаготовок, настрой и стимулы трудовых коллективов….

Источник

Лесозаготовительная техника Volvo в условиях Крайнего Севера

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Повышение интереса государственных структур к лесопромышленному комплексу, разработки стратегии развития отрасли до 2020 г. исключительно положительные факторы, свидетельствующие о стремлении государства не только оптимизировать процессы заготовки и переработки древесины, но и создать условия для развития отечественной промышленности для обеспечения растущего спроса на машины и оборудование.

Масштабы и условия лесосырьевых территорий нашей страны предъявляют особые требования к технике и наряду с состоянием региональных профильных предприятий определяют ситуацию на рынке. На рынке идет жесткая конкуренция отечественных производителей и импортеров специализированной и универсальной лесозаготовительной техники. За последнее время в мире заметно увеличился парк лесозаготовительных тракторов и машин, в нем большое разнообразие типов и моделей.

В России продолжается практика применения ограниченной номенклатуры и типоразмеров специализированных гусеничных тракторов и машин для хлыстовой технологии заготовки древесины. Основное преимущество отечественной техники – относительно низкая цена. Спрос на технику зарубежного производства определяется широкой номенклатурой специальных колесных и универсальных гусеничных тракторов и машин с различными потребительскими и функциональными возможностями для работы по хлыстовой и сортиментной технологиям заготовки древесины, а также высокой производительностью, надежностью и ресурсом. Отдельные российские производители используют зарубежные технологии, отдельные агрегаты и комплектующие. Качество такой техники и оборудования становится сравнимо с качеством зарубежной, а цена на 20…30% ниже цены импортных аналогов.

К 2010 г. зарубежные фирмы и заводы стран СНГ (Россия, Белоруссия, Украина) предложили 318 моделей лесозаготовительных тракторов и машин, из них 67 скиддеров, 43 валочно-пакетирующие машины, по 3 модели валочно-трелевочных и сучкорезных машин, 5 моделей сучкорезно-раскряжевочных машин (процессоров), 114 харвестеров и 83 модели форвардеров. Из общего числа моделей 115 предназначены для хлыстовой и 203 для сортиментной технологии заготовки древесины. Заводы стран СНГ предлагают 54 модели (Россия – 33 модели), из них скиддеров 24 (Россия – 16 ед.), валочно-пакетирующих машин 2 модели (Россия – 2 ед.), валочно-трелевочных машин 3 модели, (Россия – 3 ед.), процессоров 2 модели (Россия – 2 ед.), харвестеров 9 моделей (Россия – 3 ед.) и форвардеров 12 моделей (Россия – 4 ед., табл. 1).

Представленные данные свидетельствуют о том, что предназначенных для сортиментной технологии заготовки древесины моделей больше – 202, причем на гусеничном шасси они составляют 30% и на колесном шасси – 70%. Для хлыстовой технологии (116 моделей) это соотношение составляет 47% и 53% соответственно.

Наиболее массовыми моделями тракторов и машин являются скиддеры для хлыстовой технологии и харвестеры для сортиментной технологии, причем 75% скиддеров и 53% харвестеров предлагаются на колесных шасси. Зарубежные фирмы предлагают 30 моделей валочно-пакетирующих машин на гусеничной и экскаваторной базе и 2 модели на тракторной базе – предприятия России (ООО «Лестехком» и ОАО «Абаканский опытно-механический завод»). ООО «Ковровский экскаваторный завод» прекратил выпуск лесозаготовительных машин.

Погрузочно-транспортные машины (форвардеры) для транспортировки сортиментов к погрузочной площадке представлены 83 моделями, из них на шасси 4х4 – 5 моделей, на шасси 6х6 – 38 моделей и на шасси 8х8 – 40 моделей. Основная номенклатура форвардеров предлагается зарубежными фирмами (85,5%). Доля российских предприятий незначительна и составляет 4,8%.

Тракторы и машины легкого класса (массой 5…10 т) представлены 23 моделями, из них 8 скиддеров, 7 машин харвестерного типа и 8 форвардеров.

Тракторы и машины среднего класса (массой 10…15 т) представлены 98 моделями, из них 37 скиддеров, 24 машины харвестерного типа и 37 форвардеров.

Тракторы и машины тяжелого класса (массой свыше 15 т) представлены 197 моделями, из них 22 скиддера, 137 машин харвестерного типа и 38 форвардеров.

    В общее число моделей лесозаготовительных тракторов и машин включены:

  • тракторы (скиддеры) с тросочокерным оборудованием, пачковым захватом, гидроманипулятором и коником, гидроманипулятором и тросочокерным оборудованием;
  • машины харвестерного типа включают валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные, сучкорезные, сучкорезно-раскряжевочные и валочно-сучкорезно-раскряжевочные (харвестеры);
  • лесозаготовительные машины (форвардеры) прогрузочно-транспортного типа представлены на колесном, колесно-гусеничном и гусеничном шасси.

Наибольшее число моделей представлено в среднем и тяжелом классах (98 и 197 моделей соответственно, а российские заводы предлагают 33 модели (12 и 21 модель соответственно).

Модельный ряд машин зарубежных фирм включает 43 скиддера (39 колесных и 4 гусеничных), 148 машин харвестерного типа (65 колесных и 83 гусеничных) и 71 форвардер только на колесном шасси массой от 4,1 до 43,6 т и с двигателями мощностью 18…260 кВт. Из этого числа 84 модели предназначены для хлыстовой и 183 для сортиментной технологии заготовки древесины. За последние годы отмечается увеличение числа моделей машин на гусеничной экскаваторной базе.

Ведущие позиции на рынке лесозаготовительных тракторов и машин удерживают три ведущие фирмы, определяющие технический уровень и политику в этой области машиностроения: John Deere, Caterpillar и Tigercat.

Сегодня лучшие показатели по производству такого вида техники у американской компании John Deere, которая предлагает покупателям 46 моделей тракторов и машин массой от 10,35 до 43,6 т, с двигателями мощностью от 82 до 224 кВт. Из них 16 моделей – валочно-пакетирующие и валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины на экскаваторной базе. Отмечается широкое применение в конструкциях машин на колесном и гусеничном шасси системы горизонтального выравнивания верхней вращающейся платформы с кабиной, что позволяет работать на уклоне до 27°, расширяет функциональные возможности машин и улучшает условия труда оператора при работе на пересеченной местности. Модельный ряд колесных харвестеров и форвардеров формируется из серий D и Е, что наилучшим образом отвечает требованиям потребителя для эффективной работы в различных условиях лесозаготовки. Харвестеры и форвардеры серии Е обладают лучшими в своем классе техническими решениями, наиболее значимое из которых – использование одинаковой по конструктивному исполнению поворотной и саморегулирующейся комфортабельной кабины, обеспечивающей 360-градусный обзор рабочей зоны. Это достигается за счет оснащения кабины с одинаковой системой управления функциями вращения и наклона в стороны до 17°, вперед и назад – до 10°. Механизм выравнивания кабины быстро и плавно реагирует на изменение рельефа местности, что позволяет увеличить скорость движения и производительность машины. Это позволило совершить революцию в создании комплекса колесных лесозаготовительных машин нового поколения для сортиментной технологии заготовки древесины.

Компания Caterpillar предлагает 31 модель массой от 16,3 до 36 т с двигателями мощностью 89,5…210 кВт. Из них 5 моделей скиддеров на гусеничном и колесном шасси, 20 моделей валочно-пакетирующих машин и харвестеров на экскаваторной базе и шасси 4х4, а также 6 моделей форвардеров на шасси 4х4, 6х6 и 8х8.

В последнее время на рынке лесозаготовительной техники проявляет активность канадская компания Tigercat, предлагая широкую номенклатуру специальных и универсальных машин для лесозаготовок, фокусируясь на создании многофункциональных машин. В ее модельном ряду 30 моделей массой от 11,2 до 37,9 т с двигателями мощностью 125…223 кВт. Из этого числа 19 моделей машин предназначено для хлыстовой и 11 моделей для сортиментной технологии заготовки древесины. В продуктовой линейке преобладают машины для хлыстовой технологии, из них 47% машин на экскаваторной базе и 53% на колесном шасси. Все несущие элементы машин – рама, ходовая часть, кабина и технологическое оборудование, а также особенно нагруженные соединения узлов изготовлены из высокопрочных сталей и имеют увеличенные сечения. Фирма считает, что дополнительные затраты на усиление конструкции машин окупятся за счет повышения надежности в эксплуатации.

Фирма Valmet расширила модельный ряд до 27 моделей за счет обновления программы продукции концерна Komatsu Forest в части ассортимента валочно-пакетирующих машин и харвестеров на гусеничной экскаваторной базе. В ее программе 8 моделей на колесном и 15 моделей на гусеничном шасси массой от 14,5 до 39,7 т и с двигателями мощностью от 107 до 223 кВт, из которых 6 моделей валочно-пакетирующих машин используют для хлыстовой и 21 модель для сортиментной технологии. Представление на рынок такого ассортимента продукции стало возможным за счет увеличения ресурсов, направленных на исследования по усовершенствованию продукции, и использования японских методов повышения качества.

Фирма Ponsse в последние годы несколько снизила активность по расширению модельного ряда машин на колесном шасси для сортиментной технологии и сегодня предлагает 12 моделей, из них 6 харвестеров и 6 форвардеров массой от 13,4 до 23,5 т, с двигателями мощностью от 29 до 240 кВт.

Германская фирма HSМ за счет увеличения номенклатуры лесозаготовительных тракторов и машин до 24 моделей также претендует на расширение сегмента рынка. У HSМ 9 моделей скиддеров, 6 харвестеров и 9 форвардеров массой от 10,3 до 23 т с двигателями мощностью от 136 до 260 кВт.

Технология лесозаготовок Тип техники Диапазон мощности, кВт Число моделей гусеничных/ колесных
ед. %
Хлыстовая Валочно-пакетирующие

97…224

33/ 10

77/ 23

Валочно-трелевочные

96…223

2/ 1

67/ 33

Сучкорезные

88…96

3/ –

100/ –

Скиддеры

37…220

17/ 50

25/ 75

Сортиментная Сучкорезно-раскряжевочные

96…147

5/ –

100/ –

Харвестеры

44,5…260

54/ 60

47/ 53

Форвардеры

18…223

2/ 81

3/ 97

В последние годы на российском рынке активизировались мелкие европейские фирмы – производители колесной техники для хлыстовой и сортиментной технологий заготовки древесины. Шведские фирмы Rottne, Eco Log, Gremo и Vimek предлагают модельный ряд харвестеров и форвардеров из 23 моделей массой от 2,96 до 21 т с двигателями мощностью от 18 до 187 кВт, а финские фирмы Logset, Logman, Sampo Rosenlew, Harvy, Foresteri – 16 моделей харвестеров и форвардеров массой от 8,5 до 22 т с двигателями мощностью от 73,5 до 220 кВт. Австрийская фирма MHT предлагает 5 моделей харвестеров на экскаваторной базе массой от 11 до 24,7 т с двигателями мощностью от 74 до 168 кВт. Фирма ZTC (Словакия) сохранила номенклатуру тракторов и машин из 6 моделей машин, из них 4 скиддера и по одной модели харвестера и форвардера, массой от 7,2 до 15,1 т, с двигателями мощностью от 75 до 112 кВт. Фирма Новотный (Чехия) впервые вышла на европейский рынок с 3 моделями колесных машин легкого класса для сортиментной технологии, массой от 4,5 до 9 т, с двигателями мощностью 52…69 кВт. Фирма Metsis (Эстония) сохранила на рынке модельный ряд из 4 моделей колесных форвардеров массой от 12 до 17,5 т, с двигателями мощностью от 108 до 170 кВт. Все эти фирмы индивидуально работают с каждым клиентом в части совершенствования машин для конкретных условий лесозаготовок.

На международном рынке, в том числе российском, отмечается появление крупногабаритных универсальных машин для хлыстовой и сортиментной технологии, создаваемых на базе гусеничных экскаваторов и колесных шасси, для работы в тяжелых природно-климатических условиях. Номенклатура машин американских фирм Prentice и Timber Pro включает 3 модели скиддеров, 5 валочно-пакетирующих машин, 1 валочно-трелевочную машину, 9 харвестеров и 3 форвардера массой от 2,1 до 35,2 т, с двигателями мощностью от 117 до 223 кВт. Корейская Doosan-AFM предлагает 4 харвестера и 2 процессора на экскаваторной базе массой от 21,5 до 30,7 т, с двигателями мощностью 110…148 кВт.

Российские предприятия предлагают сегодня 32 модели тракторов и машин массой от 11,2 до 24,6 т, с двигателями мощностью 88…125 кВт, в том числе 5 моделей на колесном шасси. Из этого числа 8 моделей – для сортиментной технологии заготовки древесины. Отмечается прекращение выпуска лесозаготовительных машин ООО «Ковровский экскаваторный завод» и появление ЗАО «Транспорт» (Н. Новгород), специализирующегося на выпуске 2 моделей харвестеров на экскаваторной базе и форвардера на шасси 8х8.

Предприятия Белоруссии (РУП «Минский тракторный завод» и ОАО «Амкодор») предлагают лесозаготовительную технику на колесных шасси, в том числе 5 моделей скиддеров, 6 харвестеров и 8 форвардеров массой от 5 до 17,7 т, с двигателями мощностью от 60 до 154 кВт. Ведущие позиции в разработке и производстве колесной техники для сортиментной технологии занимает ОАО «Амкодор», предлагающее 4 модели харвестеров и 5 моделей форвардеров. ЗАТ «Радомышльский машиностроительный завод» (Украина) предлагает 2 модели колесных скиддеров массой 10,4 и 12 т с двигателями мощностью 130 кВт.

Классификация модельного ряда лесозаготовительной техники по видам, мощности и массе, предлагаемой потребителю зарубежными фирмами и заводами стран СНГ, приведена в табл. 2 и 3.

Параметр Диапазон мощности, кВт
до 80 80…120 120…160 свыше 160
Скиддеры
Число моделей

3

13

17

10

Диапазон мощности, кВт

37…75

85…119

128…152

163…220

Масса, т

7,2…8,7

7,6…21,4

9,3…18

16,1…27,5

Объем пачки деревьев, м3

5…10

5…14

5,7…9,5

8,5…18,5

Машины харвестерного типа
Число моделей

4

19

32

94

Диапазон мощности, кВт

44,5…77

82…118

122…160

164…260

Диапазон массы,т

4,1…9,1

8,5…29,9

11,0…33,5

12,3…43,6

Диаметр дерева при срезе (обработке), см

30…37

46…70

50…85

50…85

Форвардеры
Число моделей

6

17

30

18

Диапазон мощности, кВт

18…77

86…118

122…160

166…223

Масса, т

3,5…9,5

10,5…16,5

11,9…20,4

14,2…24,8

Грузоподъемность, т

4,5…7,5

9…12

10…17

11…20

Наибольший прирост остается среди тракторов и машин тяжелого класса, доля которых составляет 62% от общего числа моделей. Отмечено увеличение в 2 раза числа моделей валочно-пакетирующих машин и харвестеров зарубежного производства, созданных на гусеничной экскаваторной базе за последний период. Это объясняется тем, что лесосырьевая база наиболее развитых стран (США, Канада, Южная Америка, Россия) сосредоточена на территориях с тяжелыми природно-производственными условиями – каменистый грунт, заболоченные участки, пересеченная местность с большими уклонами, климатические условия, высота снежного покрова до 1,5 м. Их освоение требует использования тракторов и машин на гусеничном шасси. Наиболее массовыми моделями в этой линейке являются скиддеры на гусеничном и колесном шасси массой свыше 15 т, валочно-пакетирующие машины и харвестеры на гусеничном шасси массой 20…30 т и колесном шасси массой 14…20 т, форвардеры на колесном шасси 6х6/ 8х8 массой 15…20 т и грузоподъемностью 14…18 т. Спрос на тракторы и машины легкого класса удовлетворяется ограниченно: 7% от общего числа моделей, а российские предприятия не предлагают ни одной модели. Результаты исследований работы харвестеров легкого класса (Sumpo Rosenlew 1046) в производственных условиях Карелии показали, что при заготовке мелкотоварной древесины с объемом хлыста до 0,17 м3 их применение дает значительный экономический эффект по сравнению с использованием харвестеров среднего класса (удельные эксплуатационные и производственные затраты ниже на 30…35%).

Следует отметить, что совершенствование лесозаготовительной техники продолжается. Повышаются их эксплуатационные качества за счет оптимизации параметров базовых тракторов, машин и лесотехнологического оборудования, их оснащают двигателями широкого диапазона мощности. Это расширяет зоны их применения при заготовке древесины разной крупномерности для различных условий и технологий.

Параметр Диапазон мощности, кВт
до 80 80…120 120…160 свыше 160
Скиддеры
Число моделей

3

15

3

3

Диапазон мощности, кВт

60…77

88…109

130…132

173…184

Масса, т

5…12

11,2…16,8

10,4…14,5

10,4…19,0

Объем пачки деревьев, м3

4…5

7…14

6…7

6…7

Машины харвестерного типа
Число моделей

15

4

1

Диапазон мощности, кВт

88…114

125…154

205

Масса, т

11,0…21,7

17,7…24,8

18

Диаметр дерева при срезе (обработке), см

35…100

63…90

63,5

Форвардеры
Число моделей

3

5

3

1

Диапазон мощности, кВт

60…77

88…100

132…154

169

Масса, т

7,8…10,3

14,5…18,4

15,7…17,0

17,5

Грузоподъемность, т

5…9

10…11

14…15

14

Зарубежные фирмы широко используют дизельные двигатели с турбонаддувом и коэффициентом по запасу крутящего момента в пределах 1,2…1,45 с применением электронного оборудования, с обеспечением независимого выполнения системами функций и их диагностики. Зарубежные фирмы предлагают 28 типоразмеров захватно-срезающих устройств и харвестерных головок для срезания и обработки деревьев диаметром от 30 до 85 см, отечественные фирмы – только 7 типоразмеров (63,5…90 см). Зарубежные тракторы бесчокерного типа оснащают захватами (кониками) 24 типоразмера для трелевки пачки деревьев объемом от 3,2 до 18,5 м3, отечественные – 4 типоразмера для трелевки пачки деревьев объемом 7…14 м3. Для тракторов бесчокерного типа и харвестеров зарубежные фирмы предлагают от 2 до 10 типоразмеров захватно-срезающих устройств и харвестерных головок, отечественные – только 1 типоразмер. Это обеспечивает расширение зоны использования зарубежной техники при заготовке древесины разной крупномерности и обеспечивает снижение удельных затрат при эксплуатации тракторов и машин.

    Технологически необходимые системы лесозаготовительной техники должны определяться с решением основных задач:

  • оценка насыщенности лесопромышленного комплекса развитых стран и России мобильной техникой с учетом тенденций ее развития за последние 10 лет;
  • прогноз парка по номенклатуре и объемам закупок техники;
  • выработка рекомендаций по разработке и применению номенклатуры техники и лесотехнологического оборудования по массомощностным и массогеометрическим параметрам с учетом условий лесозаготовительных районов;
  • выработка рекомендаций по размещению производства лесозаготовительной техники и оборудования в регионах с детально продуманной тактикой сервисного обслуживания.

Отечественным производителям лесозаготовительной техники противостоит мощная конкуренция компаний передовых стран, которая вынуждает отечественные предприятия следовать тенденциям мирового технического прогресса.

Источник

УДИВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА! ТЕХНИКА ЛЕСА!

Основные виды лесозаготовительной техники

Типы лесозаготовительных машин. Трелевочная машина

Статьи

Экскурс в историю.

В СССР после окончания Второй Мировой войны крайне остро возникла необходимость в более больших объемах древесины для восстановления разрушенных сел, городов, фабрик и заводов, чем могла предложить на то время лесозаготовительная промышленность. Наиболее узким местом была гужевая трелевка. Даже применение сельскохозяйственных тракторов не давало должного эффекта, так как они были плохо приспособлены для движения по лесосеке. И за границей на то время не было техники, которая могла бы эффективно работать на лесосеке.

Известно, что одной из наиболее трудо- и энергоемкой операцией лесосечных работ является трелевка, и все попытки её механизировать не давали должного эффекта, нужен был специальный трелевочный трактор. Были определены основные технические требования. Его конструкция и все технические параметры должны обеспечивать маневрирование по лесосеке, свободное прохождение над пнями, движение по грунтам с низкой несущей способностью. Для этого привлекли военных, ведь они во время прошедшей войны приобрели громадный опыт создания и модернизации техники. И на Кировском заводе в 1948 г. был разработан и изготовлен менее чем за год первый в мире трелевочный трактор под руководством известного танкостроителя генерал-полковника, инженера Ж.Я. Котина. Над его созданием работали конструкторы ленинградского Кировского завода и института Гипролесмаш, а также коллективы ученых Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова и ЦНИИМЭ.

Трактор КТ-12(аббревиатура«КТ» означает«Кировский трелевочный») весил 5,8 тонны и имел удельное давление на грунт, как и рассчитывали конструкторы, 400 грамм на квадратный сантиметр(или 0,04 МПа в современном исчислении) и достаточно высоким дорожным просветом(расстояние от низшей точки корпуса до земли) – 50 сантиметров. Трактор имел двигатель с газогенераторной установкой, мощность которого была невелика – всего 37 лошадиных сил(27,2 КВт) и работал на древесной чурке. Применена нетрадиционная для тракторов трансмиссия, позаимствованная у боевых машин. Впервые опробована рычажно-балансирная подвеска, обеспечивавшая устойчивое движение трактора через пни и поваленные деревья. Средняя скорость трактора без нагрузки при движении по ровной местности составляла 10 км/ч. Для механизированного набора пачки хлыстов он был оснащен небольшой лебедкой с приводом от вала отбора мощности, расположенной за кабиной водителя. На задней части рамы имеется погрузочный щит, который при наборе пачки опускался на землю. Когда лебедка затаскивала канатом концы прицепленных хлыстов на щит, он поднимался на раму, и трактор перемещал пачку по лесосеке в полупогруженном положении. Для зацепки хлыстов и облегчения набора пачки были специальные приспособления – чокеры и скользящее оборудование.

Трактор КТ-12 обладал хорошей проходимостью, поэтому успешно справлялся со своими нелегкими обязанностями. Производительность КТ-12 была довольно высокой: при расстоянии трелевки 500 м она составляла 25…30 кубометров древесины в смену. Рабочие ласково называли его«котиком»… За разработку оригинальной конструкции трелевочного трактора Ж.Я. Котин, С.Ф. Орлов и А.В. Фролов были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР.

Сравнительные характеристики отечественных трелевочных тракторов и трактора FMC-180 приведены в таблице:

 

ТМ-96

КТ-12

ТТ-4М

FMC-180

Мощность, кВт

220,8

27,2

95,5

87

Максимальная скорость, км/ч

45

10

10,23

22,8

Длина опорной поверхности гусениц, мм

3 315

Дорожный просвет, мм

425

540

537

480

Грузоподъемность машины, кг

3 000

7 000

8 500

Полная масса буксируемого прицепа, кг

14 000

15 000

Габаритные размеры машины, мм:

— длина

6 280

4 505

6 070

5 692

— ширина

2 780

1 850

2 700

2 133

— высота

1 865

2 415

2 957

2 794

Ширина гусеницы, мм

560

340

550

406

Снаряженная масса, кг

13 750

6 000

13 900

8 844

По данным ЦНИИМЭ, сегодня в лесозаготовительной отрасли России работает порядка 20 тыс. ед. техники для хлыстовой технологии заготовки древесины. Из них около 4% импортной. В сегменте техники для сортиментной заготовки леса лидирующее положение принадлежит компании John Deere. Российские производители, работающие в этом сегменте рынка, не выдерживают конкурентной борьбы, а потому вынуждены приспосабливаться.

Заводы заняты не расширением модельного ряда, а поиском новых рынков для базовых шасси тракторов – возможности монтажа на шасси разнообразного рабочего оборудования: лесозаготовительного, кранового, бурильного, геологоразведочного, пожарного, для строительства трубопроводов, обслуживания трасс ЛЭП и др.

Еще один серьёзный недостаток низкой конкурентоспособности российских производителей – очень плохо налаженная(точнее – её отсутствие) сеть сервисного обслуживания техники.

Определения

Трелёвка – транспортировка поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов на погрузочную площадку(верхний склад).

Вывозка – транспортировка лесоматериалов за пределы лесосеки, погрузочной площадки, леса. Чаще всего производится на нижний склад или непосредственно покупателю, в зависимости от технологии лесосечных работ.

Необходимость этой операции очевидна, так как лесовозным автомобилям или узкоколейным транспортом нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке, её предварительно необходимо собрать.

Трелевка является транспортной операцией. Но она резко отличается от других видов транспортных операций. В связи с тем, что трелёвочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого времени, капитальные затраты на устройство пути не делаются. Трелёвка производится в исключительно трудных условиях при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по заснеженной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т.д.

Благодаря трелёвке достигается концентрация древесины в определённых местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев.

Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:

  • по виду трелёвки: за комли, за вершины;
  • по техническим средствам: гусеничные тракторы, колёсные тракторы, канатные установки, технически возможна трелёвка вертолётами, в редких случаях трелёвка производится лошадями;
  • по способу формирования пачки: чокерная, бесчокерная;
  • по характеру перемещения груза: волоком, в полупогружённом, полуподвешенном, погружённом и подвешенном состоянии.

Валочно-трелевочная машина(ВТМ) — лесозаготовительная машина для срезания и повала деревьев, формирования пачек и транспортирования(трелёвки) их к лесовозной дороге. ВТМ состоит из тягача(гусеничного или колёсного трактора) и навесного оборудования — цепного пильного механизма, манипулятора и коника. Наряду с ВТМ применяют валочно-пакетирующие и валочные машины, которые в отличие от ВТМ не производят трелёвку деревьев.

Felling-skidding machine – валочно-трелёвочная машина.

Feller-skidder – валочно-трелёвочная машина(с трелёвкой деревьев в полупогружённом положении).

Feller-forwarder – валочно-трелёвочная машина(с трелёвкой деревьев в полностью погружённом положении).

Трелёвочный трактор(Скиддер) – транспортное средство, используемое для лесозаготовительных работ. В технологические задачи трелёвочных тракторов входит сбор и доставка деревьев и хлыстов от места рубки до места промежуточного складирования(лесовозной дороги или верхнего склада). Транспортировка деревьев и хлыстов ведётся волоком(методом частичной погрузки).

Трелёвочные тракторы отличаются компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу либо захват(гидроманипулятор) для частичной погрузки(подвешивания) деревьев(хлыстов). Трелёвочные тракторы оборудуются лебёдками. Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает удельное давление на грунт.

Харвестер –(от harvest«собирать урожай») – многооперационная лесозаготовительная машина, предназначенная для валки, обрезки сучьев и раскряжевки сортиментов на лесосеке.

Установленный в кабине оператора компьютер позволяет управлять работой головки комбайна и задавать длины кряжуемых сортаментов. Программа имеет автоматический режим для достижения максимального выхода деловой древесины при раскрое, ведёт учёт количества заготовленной древесины и её породного состава.

Форвардер – транспортное средство, используемое для лесозаготовительных работ. В технологические задачи форвардеров входит сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада.

Конструктивно форвардер представляет собой самоходную двухмодульную машину, состоящую из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Форвардер вместе с лесозаготовительным комбайном используется при лесозаготовке по так называемой скандинавской технологии, при которой результатом работы на лесосеке является уже готовый к дальнейшей переработке сортимент.

Общее устройство валочно-трелёвочной машины(на примере валочно-трелёвочной машины ЛП-49).

Валочно-трелёвочная машина ЛП-49:

  1. базовый трактор;
  2. ходовая система;
  3. толкатель;
  4. кабина;
  5. колонна(манипулятор);
  6. стрела;
  7. рукоять;
  8. коник;
  9. захватно-срезающее устройство.

Классификация машин.

В зависимости от используемых для сбора и фиксации поваленных деревьев механизмов, различают:

  • Чокерные(англ. Cable skidder)(ТДТ-55, ТЛТ-100А, John Deere 640H), осуществляющими трелевку деревьев, срубленных вальщиками с бензопилами.
  • Безчокерные(англ. Grapple skidder)(с захватом, с гидроманипулятором) трелёвочные трактора(ЛТ-154, John Deere 648H), работающие в паре с валочно-пакетирующей машиной.

В зависимости от типа движителя различают:

  • колёсные(например Caterpillar 545C).
  • гусеничные(например Caterpillar 527).

Производители.

В СССР и России

В мире

  • Барнаульский завод«Леспожмаш»
  • Онежский тракторный завод
  • Алтайский тракторный завод
  • Сыктывкарский механический завод
  • Пермское производственное объединение«Коммунар»
  • Плесецкий ремонтно-механический завод
  • Харьковский тракторный завод – базовый трактор
  • Радомышльский машиностроительный завод им. Октябрьской Революции
  • Кировский завод – базовый трактор
  • John Deere
  • Caterpillar
  • Tigercat Forestry Equipment
  • LKT

Характеристики трелевочных тракторов ТЛТ-100А / ТЛТ-100-06.

Трелевочный трактор ТЛТ-100А(Онежец-120) разработан для выполнения комплекса лесозаготовительных работ. Он предназначен для трелевки деревьев, хлыстов и сортиментов. Трелевочник оборудован лебедкой и специальным устройством для формирования воза, погрузки его на щит трактора, транспортировки и разгрузки. С помощью толкателя выполняет работы по подготовке волоков, погрузочных площадок, по ремонту усов и дорог, по окучиванию пачек деревьев и хлыстов на погрузочных площадках.

Технические характеристики трелевочных тракторов ТЛТ-100-06.

При помощи толкателя выполняет работы по подготовке волоков, погрузочных площадок, по ремонту усов и дорог, по окучиванию пачек деревьев и хлыстов на погрузочных площадках.

Трелевочный трактор ТЛТ-100А-06(Онежец-110) является модификацией ТЛТ-100А(Онежец-120) сущность которой – оснащение его ходовой системой повышенной проходимости с более широкой гусеницей и двухступенчатыми бортовыми редукторами с приближенными к опорной поверхности ведущими колесами большого диаметра. Эти изменения позволяют увеличить длину и ширину рабочей поверхности трактора, что приводит к резкому повышению проходимости трактора на грунтах с низкой несущей способностью и при глубоком снежном покрове, а также к увеличению боковой устойчивости машины.

Звенья гусениц трелевочного трактора ТЛТ-100А-06 увеличенной ширины обеспечивают малую повреждаемость почвы при поворотах трактора, что уменьшает вредное воздействие на лесные грунты. За счёт лучших тягово-сцепных свойств, производительность ТЛТ-100-06, в сравнении с ТЛТ-100А возрастает в среднем на 30% при снижении удельного расхода топлива на единицу стрелеванной древесины более чем на 20%. При этом преимущество трелевочного трактора повышенной проходимости возрастает тем более чем тяжелее грунтовые условия. Трелевочный трактор ТЛТ-100А-06(Онежец-110) может быть оснащена гусеницей шириной 480 мм и шагом(в этом случае он получает обозначение ТЛТ-100А-04) для работы на плотных или каменистых грунтах.

ТЛТ-100-06 Онежец-110 является хорошей базой для лесозаготовительных машин, к которым предъявляются повышенные требования по их продольной и поперечной устойчивости(челюстной погрузчик, сучкорезная машина, пакетоподборщик).

Автор: менеджер коммерческого отдела М.С. Колосов.

Источники:

Источник
Комментировать
0
6 776 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит