Конструкция и функции раздаточной коробки МТЗ-82

Евгений Токарев
Евгений Токарев

Сохраните сейчас

Как устроен раздаточный узел трактора Беларусь? Для чего нужна раздаточная коробка?

Тракторный двигатель – необычайно сложное устройство, состоящее из огромного количества узлов и деталей, выполняющих свои, строго определённые функции. Особенностью двигателей подобного типа является их способность работать в тяжёлых условиях на протяжении длительного промежутка времени без потери своих эксплуатационных параметров и характеристик. Один из основных элементов двигательной системы — раздаточная коробка МТЗ-82 и именно о ней и пойдёт речь в рамках этой статьи.

Функции раздаточного узла

Кронштейн привода раздаткаРаздаточная коробка – элемент, который отвечает за передачу момента силы от двигателя на имеющиеся приводные механизмы и его распределение между ними. Что касается функций этого агрегата в тракторах МТЗ, то они заключаются в следующем:

  • Распределение момента силы между ведущими мостами для достижения наилучшей проходимости транспортного средства, причём без формирования в трансмиссии негативного явления, именуемого «циркуляция мощности»;
  • Увеличение значения вертящего момента на каждом из ведущих колёс, что позволяет без особых проблем преодолевать крутые подъёмы и сопротивляться качению колёс при движении по бездорожью;
  • Обеспечение максимально устойчивого передвижения на малых скоростях, но с наибольшим вращающим моментом.

Конструкция раздаточной коробки

Данный узел включает в себя следующие компоненты:

  • Ведущий вал;
  • Межосевой дифференциал, имеющий блокировочный механизм;
  • Понижающая и зубчатая (цепная) передачи;
  • Вал, отвечающий за привод задней и передней оси.

Раздаточные коробки МТЗРассмотрим предназначение и принцип работы каждого узла. Итак, с помощью ведущего вала вращательный момент отправляется непосредственно на раздатку, где в действие вступает межосевой дифференциал, распределяющий его между осями и обеспечивающий их непрерывное вращение при разных угловых скоростных режимах. Он может быть симметричным и несимметричным. Первый обеспечивает равномерное распределение вертящего момента между осями, второй – раздаёт его в определённом соотношении. Чтобы в полной мере реализовать полноприводные возможности трактора МТЗ-82 предусмотрен блокировочный механизм, предлагающий частичное или полное выключение дифференциала. Это обеспечивает жёсткое взаимное соединение передней и задней оси. Блокировка может проводиться как в автоматическом, так и в ручном режимах. Что касается цепной передачи, то она выполнена в форме редуктора планетарного типа и отвечает за увеличение вертящего момента при езде по пересечённой местности. Передача цепного типа состоит из приводной цепи, ведомого и ведущего колеса. Помимо неё, раздаточная коробка может быть оснащена и зубчатой передачей, а отвечают они за доставку вращательного момента на переднюю ось. Вал задней оси установлен соосно по отношению к ведущему валу. В зависимости от ситуации, передняя ось может быть активирована в авторежиме (при пробуксовывании передних колёс), принудительно включена или выключена.

Схема раздаточной коробки МТЗ

Схема раздаточной коробки МТЗ

1 — шестерня промежуточная; 2 — подшипник; 3 — шестерня КПП; 4 -ось; 5 — гайка; 6 — внутренняя обойма; 7 — пружина поджима ролика; 8 — штифт; 9 — ролик; 10 — шестерня; 11 — зубчатая муфта; 12 — фланец; 13 — вилка; 14 — корпус; 15 — пружина; 16 — вал; 17 — подшипник; 18 — гайка; 19 — упор тяги; 20 — стойка; 21 — тяга управления.

Основные неисправности раздаточной коробки МТЗ-82

Трактор МТЗ-82.1Рассматривая основные неполадки, которые могут возникнуть в этом агрегате, стоит выделить такие из них:

  • Снижение упругости в прижимных пружинах. В этом случае рекомендуется провести замену пришедших в негодность элементов;
  • Износ роликов или обгонной муфты. Здесь следует разобрать раздаточную коробку, после чего провести внимательный осмотр деталей на предмет их износа и провести замеры всех имеющихся посадочных мест. Если имеют место дефекты, пусть и незначительные, деталь подлежит замене;
  • Неработающий передний мост при пробуксовывании задних колёс. Виной всему неисправность вилки зубчатой муфты или её износ. Решение проблемы следующее – вилка снимается, осматривается и проводится замер толщины её щёк. Если результат показывает отклонение от нормы, деталь подлежит ремонту или замене.

Сохраните, чтоб не потерять