Для легкого управления трактором, устойчивого его движения, нормального износа шин необходимо, чтобы шкворни, вокруг которых поворачиваются управляемые колеса, а также сами колеса имели определенные углы наклона к остову трактора.
Установка передних колес характеризуется развалом в вертикальной плоскости и схождением в горизонтальной, а также наклоном шкворней в поперечной и продольной плоскостях (рис. 53).
Углы установки передних колес:
a- угол развала; b- угол наклона шкворня вбок; y — угол наклона шкворня вперед; h — плечо обката.
Угол развала а образуется плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси трактора. Развал колес способствует появлению при движении трактора силы, заставляющей колесо прижиматься к внутреннему подшипнику ступицы. Если бы этой силы не было, то колесо даже при небольшом осевом зазоре в подшипниках находилось в неустойчивом положении, прижимаясь то к внутреннему, то к наружному подшипнику. Передвижение колеса вдоль своей оси вызывало бы раскачивание верхней части трактора и вследствие этого повышенный износ подшипников колес, а также ухудшение устойчивости движения.
Кроме того, наклонное положение колес облегчает усилие, необходимое для поворота трактора. Угол развала для трактора МТЗ-80 равен 2°, а для МТЗ-82 -3,5°.
Поперечный наклон шкворня определяется углом b между осью шкворня и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси трактора. Поперечный наклон шкворня способствует устойчивому прямолинейному движению колес. При повороте колеса, поворачиваясь вокруг шкворней, наклонных относительно вертикальной плоскости трактора, приподнимают его переднюю часть. Поэтому повернутые колеса всегда будут стремиться возвратиться в среднее положение.
Угол b для трактора МТЗ-80 равен 5°, а для МТЗ-82 -7°.
Продольный наклон шкворня определяется углом у между осью шкворня и плоскостью, перпендикулярной продольной плоскости трактора. Если нижний конец шкворня наклонен вперед, то угол Y называется положительным, если он наклонен назад-отрицательным. Увеличение положительного угла наклона приводит к повышению сопротивления повороту и к увеличению стремления колес возвратиться в среднее положение. Увеличение отрицательного угла приводит к обратному.
Сходимость колес (см. рис. 47) определяется разностью расстояний между боковинами шин сзади и спереди, если смотреть сверху, на высоте центров колес (L1>L2), наличие сходимости вызывает у колес стремление катиться внутрь трактора, что повышает устойчивость движения и способствует равномерному износу шин.
При эксплуатации трактора сходимость может нарушаться вследствие деформации и износа деталей рулевой трапеции, при изменении колеи передних колес или после разборки переднего моста.
Перед проверкой следует убедиться в отсутствии зазоров в рулевом управлении, для чего проверяют затяжку гаек, труб и шаровых пальцев рулевых тяг, гайки сошки вала гидроусилителя рулевого управления, а также болтов и гаек поворотных рычагов, контролируют осевое перемещение подшипников колес и давление в шинах.
Трактор устанавливают на ровной площадке в положение, соответствующее прямолинейному движению, и штангой с мерной линейкой (рис. 54) замеряют расстояние между задними внутренними закраинами ободов колес на высоте центров. Штанга устанавливается горизонтально, а точки ее касания к ободам отмечаются мелом. Затем трактор перекатывают вперед до проворачивания колес на 180°С (примерно 1,5 м), чтобы отмеченные точки на ободах оказались спереди на той же высоте, и замер повторяют. Расстояние между отмеченными точками на ободах сзади (L1) должно быть больше, чем спереди (L2), на 4 мм. Если сходимость окажется большей, то рулевые тяги необходимо укоротить, а если меньше — удлинить одинаково с каждой стороны.
Штанга-линейка для замера сходимости передних колес.