Органы управления трактором

Евгений Токарев
Евгений Токарев

Сохраните сейчас

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp

В этой и последующих статьях мы рассмотрим расположение органов управления трактором.

1 — блоки плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме (рис. 7).

Органы управления трактором

Рис. 7. Схема электроцепей, защищаемых плавящимися предохранителями: 

  • 1 — задние фары; 2 — стоп — сигнал; 3 — указатели поворотов; 4 — звуковой сигнал; .5 — указатель темпе­ратуры воды, стеклоомыпатель, указатель уровня топлива; 6 — электродвигатель вентилятора блока отопле­ния и охлаждения; 7 — плафон и стеклоочиститель; 8 — дальний свет; 9 — ближний свет левой фары; 10 — ближний свет правой фары; 11 — левые габаритные огни; 12 — правые габаритные огни. 

2 — рукоятка троса аварийного останова дизеля. При вытяги­вании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и дизель останавливается. При отпускании последняя автоматически возвращается в исходное положение.

3 — рычаг (рис. 8) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ — 80Л и МТЗ — 82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного дизеля, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтральное по­ложение рычага — вертикальное.

Органы управления трактором

Рис. 8. Контрольные приборы и органы управления трактором

4 — рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора Пускового двигателя (МТЗ — 80Л и МТЗ — 82Л). При вытягивании рукоятки на себя с помощью троса воздушная заслонка открывается, при возвращении рукоятки в исходное положение — закрывается.

5 — рычаг и 47 — педаль управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует нулевой подаче топлива, при перемещении рычага вниз подача топлива увеличивается. Педаль управления совершает аналогичную работу.

6 — рукоятка управления краником топливного бака пускового двигателя (только для МТЗ — 80Л и МТЗ — 82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при возвращении рукоятки в исходное положение — закрывается.

7 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, про­тив часовой стрелки — опускается; при опускании шторки температура охлаждающей жидкости понижается.

8 — рукоятка (рис. 8) управления блокировкой дифференциала. Рукоятка имеет три положения: I — «блокирование дифференциала выключено»; II — «автоматическое блокирование»; III — «прину­дительное блокирование».

9 — выключатель магнето пускового двигателя (только для МТЗ — 80Л и МТЗ — 82Л). После нажатия на кнопку прекращается подача тока на искровую свечу пускового двигателя;

11 — выключатель звукового сигнала.

15 — переключатель указателей поворота. Переключатель имеет три положения: правое — включены указатели правого поворота, левое — включены указатели левого поворота, среднее — выключено.

19 — переключатель ближнего и дальнего света, имеющий два положения: левое — «дальний свет», правое — «ближний свет».

21 — выключатель стеклоомывателя.

22 — рулевое колесо поворота трактора. Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда водителя предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регулировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в разделе «Привод рулевого механизма».

26 — выключатель стартера (для МТЗ — 80Л и МТЗ — 82Л); выклю­чатель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя дизеля Д — 240 (для МТЗ — 80 и МТЗ — 82). Для МТЗ — 80Л и МТЗ — 82Л включатель имеет два положения: I — «выключено», II — «вклю­чен электростартер пускового двигателя». Поворот включателя осу­ществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается сам — автоматически под действием пружины;

для МТЗ — 80 и МТЗ — 82 выключатель имеет три положения: ней­тральное — «выключено», второе — «включена спираль накалива­ния электрофакельного подогревателя», третье — «включены элект­ромагнитный клапан (при включенной спирали накаливания элект­рофакельного подогревателя) и стартер».

Поворот выключателя осуществляется с помощью ключа по часо­вой стрелке, в нейтральное положение выключатель возвращается под действием пружины.

27 — рукоятка фиксатора рулевого колеса. Ручка может находиться в двух положениях: нижнее — фиксатор защелкнут и постоянно удерживается в этом положении с помощью пружины и верхнее — принудительно перемещается и удерживается рукой для обеспечения возможности откидывания рулевого колеса при входе и выходе из кабины.
28, 29, 31 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 28 — правым выносным цилиндром, 29 — левым выносным цилиндром и 31 — задним цилиндром. Каждый рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее — «плавающее», среднее нижнее — «нейтральное», нижнее — «подъем» и одно нефиксируемое — среднее верхнее положение — «опускание принудительное», при использовании этой позиции рычаг удерживайте рукой.
30 — рычаг управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее — «заперт», среднее верхнее — «выключен», среднее нижнее — «включен», нижнее — «сброс давления» — не фиксируется, рычаг следует удерживать рукой.
Схема управления рычагами 28, 29, 30 и 31, а также маховичком 49 показана на рис. 9.

Управление гидросистемой трактора

Рис. 9. Схема управления гидросистемой трактора.

32 — рычаг управления задним валом отбора мощности (ВОМ).
Рычаг имеет два положения: нижнее — «ВОМ выключен», верхнее — «ВОМ включен».
33 — рычаг управления стояночно — запасным тормозом. При перемещении рычага на себя происходит торможение, от себя (предварительно нажав на кнопку рукоятки) — растормаживание.
34 — рукоятка управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок — ограничитель орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение на секторе орудие поднимается. Рукоятку удер-живайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку, и она автоматически установится на фиксатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в подразделе 7.5.
35 — рычаг включения блокировки навесного устройства.
36 — тяга управления раздаточной коробкой (только для МТЗ — 82 и МТЗ — 82Л). Тяга имеет три положения: крайнее нижнее с фиксацией упором в нижнем пазу стойки — «муфта свободного хода отключена»; среднее с фиксацией в среднем пазу стойки (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) — «муфта свободного хода включена»; крайнее верхнее с фиксацией упором в верхнем пазу стойки — «принудительно включен передний ведущий мост».
37 — выключатель «массы» батарей аккумулятора. «Масса»выключается при нажатии на горизонтальный шток и включается нажатием на вертикальный шток.
38 — выключатель задних фар (справа от сиденья на боковой
стенке).
39, 42 — педали тормозов. Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 39 правого тормоза включается пневматический привод тормозов прицепа.
40 — соединительная планка тормозных педалей. Планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами.
41 — переключатель силового (позиционного) регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается позиционное регулирование, влево — силовое регулирование.

43 — рычаг переключения передач. Сначала рычагом включите I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включите нужную передачу, как показано на рис. 10.

 

Управление коробкой передач трактора

Рис. 10. Схема управления рычагом коробки передач.

44 — крышка смотрового люка для доступа к переключателю 41 и ручке 6 регулирующего крана силового регулятора.
При перемещении ручки назад кран закрывается, при переме — щении вперед — открывается.
Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в разделе «Силовой (позиционный) регулятор».
45 — поводок переключения заднего ВОМ с — независимого на синхронный привод. При повороте поводка против часовой стрелки включается синхронный привод, при повороте по часовой стрелке — независимый; среднее положение соответствует нейтрали.
46 — выключатель блока отопления (охлаждения) кабины.
48 — рукоятка тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки — «захваты освобождены от нагрузки», нижнее положение — «захваты под нагрузкой».
49 — маховичок ГСВ для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, при повороте против часовой стрелки — увеличивается.
50 — педаль муфты сцепления. При нажатии на педаль вниз муфта сцепления выключается. При снятии ноги с педали муфта сцепления включается автоматически под действием пружин.

51 — рычаг переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: крайнее заднее — «прямая передача», крайнее пе­реднее — «понижающая передача».

52 -центральный переключатель, имеет три положения: I — «выключено» (находится в крайнем переднем положении); II — «включены передние и задние габаритные огни, освещение номер­ного знака и контрольно — измерительных приборов на щитке, допол­нительные фары на прицепной машине» (находится в среднем положении); III — «включены все потребители положения II и пе­редние фары» (занимает крайнее выдвинутое положение).

53 — маховичок механизма фиксации регулировки рулевого ко­леса по высоте.

54 — рукоятка (рис. 11) регулирования сиденья по весу води­теля. При вращении рукоятки по часов.ой стрелке грузоподъем­ность увеличивается, против часовой — уменьшается.

Органы управления сиденьем

Рис. 11. Органы управления сиденьем.

55, 56 — болт.

57 — фиксатор механизма наклона спинки сиденья. Регулировка наклона производится поворотом спинки сиденья из крайнего зад­него положения вперед до выбранного водителем положения. Пред­варительно необходимо повернуть спинку сиденья вперед до упора (при этом фиксатор остается в открытом положении), а затем пе­ревести в крайнее заднее положение. Фиксаторы при этом закры­ваются с обеих сторон.

58 — кнопка для разъединения замка ремня безопасности.

59 — рычаг блокировки механизма передвижения сиденья. При переводе рукоятки влево сиденье может перемещаться вперед или назад.

60 — рукоятка регулировки сиденья по высоте и наклону в сто­рону.

При переводе рукоятки вверх снимается блокировка на пере­мещение правой (левой) стороны сиденья. После выбора положе­ния необходимо заблокировать сиденье переводом рукоятки в преж­нее положение.

61 — рукоятка (рис. 12) включения (выключения) привода ком­прессора. Рукоятка имеет два положения: у компрессора А29.01 горизонтальное левое — «выключен», горизонтальное правое — «включен»; у компрессора 60.113 горизонтальное левое — «вклю­чен», горизонтальное правое — «выключен».

Привод компрессора

Рис. 12. Привод компрессора.

61 — рукоятка включения привода.

62 — рычаг (рис. 13) и рукоятка 63 — включения насоса гидро­системы. Рычаг имеет два положения: верхнее — «насос включен», нижнее — «нассс выключен». Для перемещения рычага оттяните рукоятку 63 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.

Управление насосом гидросистемы

Рис. 13. Управление насосом гидросистемы:

62 рычаг включения насоса; 63 рукоятка рычага.

64 — поводок (рис. 14) переключения независимого двухскоростного ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке до упора (положение I) включается I скорость (n=540 об/мин), при пово­роте против часовой стрелки (положение И) — II скорость (n=1000 об/мин); перед переключением отвинтите на один оборот болт 65, после переключения завинтите его до отказа.

Переключение привода

Рис. 14. Переключение привода двухскоростного ВОМ

64 валик переключения двухскоростного ВОМ; 65 болт.

Сохраните, чтоб не потерять

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram