Гидравлика МТЗ-82 Беларус является важной составляющей в конструкции универсально-пропашного колесного трактора тягового класса 1,4 тс, предназначенного для выполнения самых разных сельскохозяйственных работ с навесным, полуприцепным и гидрофицированным прицепным оборудованием. Гидравлическая система позволяет выполнять трудоемкие работы в агрегате с бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками, ямокопателями, а также используется для привода стационарных сельхозмашин.
В корпус ГУР (гидроусилителя рулевого управления) трактора МТЗ-80,82 заливается моторное масло следующих марок: летом М10Г2 либо М10В2, зимой М8Г2 либо М8В2 (ГОСТ 8581-78).
Устройство и принцип действия гидравлики МТЗ-82
Машина МТЗ-82 оборудована гидросистемой с управлением раздельно-агрегатного типа, подразделяющейся на навесную гидросистему и систему гидроусилителя руля (ГУР). Сборочные узлы работают от одного гидропривода и выполняют разные функции.
Гидронавесная система отвечает за работу вспомогательных МТЗ-82, присоединенных к механизму. Система рулевого управления трактора обеспечивает снижение усилий на рулевом колесе, прикладываемых машинистом при поворотах.
В устройство гидравлики входят:
- шестеренчатый насос;
- распределитель;
- основной Ц-100 и 2 выносных Ц-75 цилиндра;
- силовой позиционный регулятор;
- гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ);
- гидроаккумулятор;
- запорные устройства;
- разрывные муфты;
- корпус гидроагрегатов с фильтром;
- присоединительная арматура.
Происходит сборка всех узлов гидравлики и их соединение на Минском тракторном заводе, для подключения клапанно-золотниковой раздельно-агрегатной гидросистемы используют схему.
Насос присоединен всасывающим патрубком к баку, нагнетательными маслопроводами — к распределителю и силовым регуляторам. Распределитель направляет масло по сливной трубке в бак или по промежуточной в ГСВ, от ГСВ — в силовой регулятор, по рукаву высокого давления — в силовой цилиндр или через боковые выводы к приводу машины. Левый боковой и задний выводы дублированы.
На регуляторе и гидроаккумуляторе имеются металлические трубопроводы, прикрепленные с помощью кронштейнов и резиновых прокладок к крышке коробки переключения передач. Трубопроводы задних выводов присоединяются к кронштейнам кабины. Управление силовым регулятором осуществляется рукояткой, расположенной справа от рабочего места оператора.
Для привода гидросистемы применяют насос НШ-32-2 с вращением вправо.
Он включается на малых оборотах двигателя трактора и приводится от промежуточной шестерни привода заднего вала отбора мощности.
Основные задачи гидрораспределителя МТЗ-82:
- направление поступающей рабочей жидкости в полость цилиндра;
- автоматический механизм переключения потока масла в бак на безнапорный режим;
- ограничение давления в системе;
- удержание дополнительного оборудования.
Для защиты гидросистемы от перегрузок предусмотрен предохранительный клапан, который срабатывает при масле давления до 135 кгс/см².
В корпусе распределителя сделаны 3 сквозных отверстия для золотников и 1 для перепускного клапана. В каждом золотнике отрегулирована автоматика возврата механизма в нейтральное состояние после рабочей операции.
Работа гидрораспределителя предусмотрена в 4 положениях:
- Нейтральное. Разгрузка системы осуществляется за счет перепускного клапана.
- Подъем. После открытия предохранительного клапана отжимается пружина золотника, масло поступает в нижнюю часть цилиндров. Механизм выдвигается в верхнее положение.
- Позиция «Принудительное опускание». При опускании клапана масло не поступает в цилиндр.
- Плавающее. Орудие опускается под действием собственного веса.
При комплектации привода силовым регулятором применяют только распределители Р75-33Р.
Резервуаром для масла служит корпус гидроагрегатов, который также применяют для монтажа всех узлов гидравлики.
Жидкость поступает от гидрораспределителя в бак. Сливной масляный фильтр пропускает ее, клапан фильтра срабатывает и очищает от механических примесей.
Запорное устройство предотвращает вытекание масла из маслопроводов и рукавов высокого давления. На тракторе предусмотрено 4 запорных механизма для присоединения шлангов правого и левого выносных цилиндров.
ГСВ отвечает за точную регулировку веса, прикладываемого к задним колесам, комплектуется гидроаккумуляторами, накапливающими и поддерживающими давление рабочей жидкости.
Возможные неисправности и способы их устранения
В процессе эксплуатации трактора МТЗ-82 могут быть выявлены неисправности и дефекты в гидравлической системе машины: рычаги и шланги изношены, плохо настроены регулировки, проблемы недостаточно работающей тяги, не работает навесное сельскохозяйственное орудие.
Рассмотрим основные неисправности, причины и методы их устранения:
- С помощью гидравлики не поднимаются и не опускаются навесные механизмы. Причина состоит в недостаточном уровне жидкости в баке. Поэтому ее при необходимости надо долить. Установите рукоятку на фиксатор, если нарушена регулировка гидравлика поршня силового цилиндра.
- Повышенный нагрев масла появляется в результате неправильной регулировки сектора управления регулятором. Отрегулируйте положение сектора. Если рукоятка управления регулятором не установлена на фиксатор, установите ее в положение «Регулятор выключен».
- Медленный подъем навески с сельхозорудием связан с повышенной утечкой масла в насосе. Необходимо заменить насос.
- При включении ГСВ происходит буксование колес. Отрегулируйте длину тяги рычага, управляющего основным цилиндром, т.к. нарушена регулировка тягового усилия.
- Навесное оборудование поднимается медленно. Не работают насосы правого вращения — насос приводится в исправное состояние или меняется на новый.
- Орудие не удерживается в транспортном состоянии. Происходит утечка рабочей жидкости. Необходимо заменить уплотнительные кольца, распределитель или ГСВ.
- Не обеспечивается оптимальная глубина пахоты. Замените или заточите лемеха плуга.
Замена масла
Статья по теме: МТЗ-80 как сделать 82
Основные заправочные объемы МТЗ-82 и МТЗ-80
Для каждого вида заправочных материалов в конструкции трактора предусмотрены отдельные емкости, объем и место установки заправочных емкостей МТЗ рассчитаны с учетом различных режимов эксплуатации, удобства обслуживания и снижения его трудоемкости.
Место установки и размер баков проработаны для удобства обслуживания и эксплуатации МТЗ.
Данные об объеме емкостей тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 приведены в таблице и не отличаются для обеих модификаций:
Заправочная емкость | Объем, л |
Сдвоенный топливный бак | 120 |
Топливный бак пускового двигателя | 1,9 |
Радиатор системы охлаждения двигателя: | 20 22 |
Система смазки двигателя | 12 |
Корпуса агрегатов силовой передачи (КПП, задний мост) | 40 |
Корпус переднего ведущего моста | 1,7 |
Корпус колесного редуктора переднего моста | 2×1,7 |
Корпус верхней конической пары колесного редуктора | 2×0,3 |
Промежуточная опора карданного вала | 0,2 |
Раздельно-агрегатная гидросистема | 22 |
Гидроусилитель рулевого управления | 6 |
Картер топливного насоса | 0,2 |
Марки и заправочный объем
При выполнении технического обслуживания не следует руководствоваться данными таблицы объемов емкостей, т.к. в большинстве случаев объем заправляемой жидкости меньше.
Расчет объема смазывающе-охлаждающих жидкостей (СОЖ) выполняется с учетом обеспечения требуемого режима агрегатов, а объем предназначенных для них емкостей учитывает нагрев и температурные расширения при работе, объем соединяющих агрегаты и емкости трактов и магистралей, способ применения СОЖ.
Например, для комбинированной смазки деталей двигателя используется заливаемое в картер двигателя масло. К трущимся поверхностям (шейки коленчатого и распределительного вала, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса) оно подается под давлением непрерывно, клапанный механизм смазывается под пульсирующим давлением, остальные детали смазываются разбрызгиванием.
Количество заправляемых материалов и их марка должны соответствовать указанному в техническом руководстве на трактор, с учетом времени года и температуры воздуха.
В качестве моторного масла для установленных на тракторах МТЗ дизелей применяются марки М-8ДМ (для работы при температуре ниже +5°С) и М-10ДМ (при температуре выше +5°С).
Допускается применение марки масел М-10Г2К и М-10Г2 с аналогичными характеристиками. Объем заливки в картер двигателя составляет 12 л.
Для смазки топливного насоса четырехплунжерного и воздухоочистителя также применяется моторное масло перечисленных марок. Объем заправки для первого составляет 0,25, для второго — 1,5 л.
При низких температурах — от -40°С и ниже — допускается разбавление масла на 15% дизельным топливом для смазки топливного насоса.
Картеры механизмов силовой передачи заправляются полностью, для плановой замены требуется 40 л трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17. Эти же марки используют для колесного редуктора, верхней конической пары, опоры привода и приводного шкива, эти механизмы также заполняются в полном объеме.
К силовой передаче относится и понижающий редуктор, выполненный в одном корпусе с механизмом сцепления. Сухое сцепление фрикционного типа установлено в сухом отсеке корпуса, смазка в устройстве механизма сцепления требуется только для выжимного подшипника, для этого применяют солидол или ЛИТОЛ-24. Попадание масла из отсека понижающего редуктора в сухой отсек недопустимо.
Для узлов гидросистемы и гидроусилителя руля применяются марки моторного масла: летом М10Г2 либо М10В2, зимой М8Г2 либо М8В2 (ГОСТ 8581-78).
Смазка подшипников многих узлов — втулок, шарниров, ступиц, опоры карданной передачи и других — выполняется пластичными консистентными смазочными материалами ЛИТОЛ-24, солидол или LCP-GM. Эти материалы заливают с помощью специального шприца через тавотницы.
Источник: https://vseomtz.ru
Читайте дополнительно: заправочные емкости