Замена коренных и шатунных вкладышей

Евгений Токарев
Евгений Токарев

Сохраните сейчас

Если двигатель остановлен из-за низкого давления масла в магистрали, то в первую очередь проверьте состояние клапанов и ротора центробежного масляного фильтра, масляного насоса, отводящего патрубка масляного насоса и прокладок фланцев патрубка.

Только убедившись в исправности этих узлов, приступайте к проверке состояния коренных и шатунных подшипников.

Зазор между вновь установленными вкладышами и шейками коленчатого вала равен 0,065—0,115 мм для шатунных шеек и 0,070—0,126 мм для коренных при измерении в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников.

Шатунные и коренные вкладыши заменяйте, если зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала при нераскомплектованных деталях достигают следующих величин:

  1. для шатунных подшипников 0,40 мм при овальности более 0,06 мм;
  2. для коренных подшипников 0,40 мм при овальности более 0,1 мм;
  3. если в результате измерений будет установлено, что зазор в подшипниках и овальность шеек коленчатого вала превышают допустимые, то перешлифуйте шейки коленчатого вала на следующий ремонтный размер согласно табл. 12.

Таблица 12. Размеры шеек коленчатого вала.

Обозначения номинала вкладышей

Диаметр шейки коленчатого вала, мм (номинальный)

Ширина пятой коренной шейки, мм

коренной

шатунной

Стандартные       H1

75,25 -0,080/-0,095

68,25 -0,075/-0,090

45,0 +0,1

Н2

75.00 -0,080/-0,095

68,00 -0,075/-0,090

45,0 +0,1

Ремонтные           P1

74,5 -0,080/-0,095

67,5 -0,075/-0,095

45,2 +0,1

Р2

74,0 -0,080/-0,095

67,0 -0,075/-0,095

45,4 +0,1

РЗ

73,5 -0,080/-0,095

66,5 -0,075/-0,095

45.6 +0,1

Р4

73,0 -0,080/-0,095

66.0 -0,075/-0,095

45.8 +0,1

 

При замене вкладышей устанавливайте их того же номинала, который имеют шейки коленчатого вала.

Коленчатые валы, шатунные или коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала на первой щеке имеют дополнительные обозначения:

«2К» — коренные шейки второго номинала.

«2Ш» — шатунные шейки второго номинала.

«2КШ» — шатунные и коренные шейки второго номинала.

При подборе вкладышей обращайте также внимание на обозначение размерной группы вкладыша по высоте. Размеры групп обозначаются на внутренней поверхности усиков знаком «+» или «—». В комплект входят вкладыши: один с маркировкой « + », другой — «—» или оба без маркировки.

При сборке кривошипно-шатунного механизма выполните следующие операции:

  1.  промойте все детали дизтопливом и продуйте сжатым воздухом;
  2.  смажьте подшипники дизельным маслом и уложите коленчатый вал;
  3. установите крышки и затяните болты коренных подшипников, начиная от средней шейки, в 2—3 приема моментом 20— 22 кгс • м (200—220 Н • м). Вал должен от руки легко проворачиваться и иметь осевое перемещение 0,10—0,29 мм для нового дизеля и до 0,5 мм — бывшего в эксплуатации;
  4. смажьте гильзы цилиндров дизельным маслом, расположите правильно замки поршневых колец и установите шатун с поршнем в гильзу цилиндров. Установите крышку в сборе с вкладышами и затяните гайки шатунных болтов моментом 14—16 кгс • м (140— 160 Н • м). Продольный люфт нижней головки шатуна для нового дизеля должен быть 0,25—0,55 мм, допустимый в эксплуатации до 0,70 мм.

Сохраните, чтоб не потерять