Устройство и регулировка топливного насоса трактора Беларусь

Евгений Токарев
Евгений Токарев

Сохраните сейчас

Для чего нужен ТНВД? Из чего он состоит? И как его правильно отрегулировать?

Топливный насос – один из важнейших и наиболее сложных агрегатов, которые присутствуют в топливоподающей системе дизельных двигателей. Его качественная и сбалансированная работа во многом определяет и эффективное функционирование всей двигательной системы. О том, что являет собой топливный насос на тракторах МТЗ, каков принцип действия и основные регулировки агрегата, мы сегодня и побеседуем.

Топливный насос – его устройство и назначение

ТНВД для трактора МТЗГлавное предназначение ТНВД – подача топлива напрямую в камеру сгорания сквозь форсунки. Данный процесс проходит под высоким давлением, в строго определённые моменты и в том количестве, которое требуется двигателю для работы. Строение ТНВД, помимо непосредственно самого насоса, включает в себя и подкачивающий насос, а также центробежный регулятор всережимного типа, которые объединены в единый корпус.

Сам же агрегат состоит из достаточно большого числа деталей и элементов, основными из которых являются:

  • Корпус агрегата;
  • Пары плунжерные;
  • Клапан нагнетательного типа;
  • Вал кулачковый;
  • Система толкателей;
  • Приводной механизм на плунжерах.

Помимо этого, передняя часть устройства оснащена чугунной плитой, используемой для крепления к двигателю, а задняя – монтажным фланцем для фиксации регулятора.

Стоит заметить, что изготавливают ТНВД из прочнейшего алюминия, долговечного и устойчивого к весьма существенным нагрузкам, а установка топливного насоса предусматривает две вариации его крепления – с правой или левой стороны, исходя из крепёжных особенностей фланца.

Топливный насос высокого давления трактора МТЗ

Топливный насос с регулятором:

1 — нажимной штуцер; 2 — зажимы; 3 — пружина; 4 — нагнетательный клапан; 5 — седло клапана; 6 — прокладка; 7 — втулка плунжера; 8 — плунжер; 9 — пробка; 10 — зубчатый венец; 11 — поворотная втулка; 12 — крышка регулятора; 13 — тяга рейки; 14 — рычаг пружины; 15 — пружина регулятора; 16 — пружина обогатителя; 17 — основной рычаг; 18 — корпус корректора; 19 — шток корректора; 20 — винт регулировочный; 21 -промежуточный рычаг; 22 — болт номинала; 23 — болт; 24 — корпус регулятора; 25 — ось груза; 26 — пята; 27 — муфта; 28 — ось пяты; 29 — ось рычага; 30 — грузы регулятора; 31 — упорные шарикоподшипники; 32 — спускная пробка; 33 — ступица грузов; 34 — сухарь амортизатора; 35 — шайба; 36 — стакан подшипника; 37 — маслоотражатель; 38 — рычаг управления; 39 — кулачковый вал; 40 — заглушка; 41 — эксцентрик привода подкачивающего насоса; 42 — фланец для крепления подкачивающего насоса; 43 — регулировочная шайба; 44 — плита крепления; 45 — корпус насоса; 46 — маслоподводящее отверстие; 47 — гайка валика; 48 — шлицевая втулка; 49 — установочный фланец; 50 — толкатель с роликом; 51 — регулировочный болт толкателя; 52 — тарелка пружины (нижняя); 53 — пружина плунжера; 54 — тарелка пружины; 55 — зубчатая рейка; 56 — болт для спуска воздуха; 57 — канал для отвода топлива; 58 — перепускная трубка; 59 — корпус перепускного клапана; 60 — пробка; 61 — шарик-клапан; 62 — отверстие для подвода топлива; 63 — канал для подвода топлива; 64 — отсечное отверстие; 65 — впускное отверстие втулки плунжера; 66 — штифт; 67 — крышка люка; 68 — регулировочный винт; 69 — прокладка; 70 — заливная пробка; 71 — регулировочный винт; 72 — пружина корректора; 73 — стяжной винт.

Здесь же, вы можете увидеть всю топливную систему белорусского трактора целиком:

Система питания дизеля МТЗ

Система питания дизеля (схема):

1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5 — электрофакельный подогреватель; 6 — топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 — топливные баки; 11 — сливной кран; 12 — трубка топлива; 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — фильтр тонкой очистки топлива; 15 — трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 — регулятор топливного насоса; 18 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 — подкачивающий насос; 20 — перепускная трубка; 21 — топливный насос; 22 — форсунка; 23 — выхлопной коллектор; 24 — нижний фильтрующий элемент; 25 — средний фильтрующий элемент; 26 — верхний фильтрующий элемент.

Принцип действия

Схема устройства топливного насосаПринцип действия насоса прост и эффективен одновременно – вращение кулачкового вала приводит к смещению кулачка на толкатель и его сдвигу, с последующим поднятием плунжера. Он, в свою очередь, сначала закрывает выпускной канал, после чего начинает постепенное вытеснение топлива, находящегося под ним, с его последующим выходом сквозь клапан нагнетательного типа, после чего топливо поступает на форсунки.

При движении плунжера вверх и смещении винтового канала с каналом сливного типа, находящегося в гильзе, осуществляется слив излишков топлива через имеющиеся в них каналы. Когда же плунжер движется вниз, происходит открытие впускного канала и подкачивающий насос заполняет топливом весь свободный объём под плунжером. Вращение плунжеров позволяет также проводить и регулировку тех объёмов топлива, которые впрыскиваются в систему.

ТНВД и основные регулировки агрегата

Среди главных настроек особо выделяется регулировка скоростного режима, коррекции и количества топлива.

Легендарный трактор МТЗ-80Выполнять регулировку скоростного режима следует посредством специального винта, откручивание которого увеличивает частотность вращения регулятора, а закручивание, соответственно, уменьшает. Минимально допустимое число вращений при движении на холостых оборотах регулируется в автоматическом режиме при переводе регулирующего рычага в соответствующую позицию.

Отрегулировать объём поступающего топлива можно за счёт вращения эксцентрикового пальца – его поворот вниз увеличивает подачу, вверх – уменьшает её.

Провести регулировку топливной коррекции можно за счёт изменения подкладок под штоком (оптимальная величина хода составляет 0,38-0,64 мм). За счёт поворота винта, можно отрегулировать натяжение пружины, которое должно соответствовать отметке в 0,3 кгс. Увеличение хода штока и снижение натяжного параметра пружины, увеличивает подачу топлива от насоса, смена параметров приводит к обратной реакции.

Заключение

Топливный насос, несмотря на всю сложность своей конструкции, обладает достаточно длительным эксплуатационным сроком, что, впрочем, не избавляет его от диагностики и обслуживания. Периодический осмотр позволит не только продлить срок службы агрегата, но и обезопасит водителя от внештатных ситуаций на дороге.

Сохраните, чтоб не потерять