Оглавление
Как устроен термостат? Как он функционирует? Как его правильно проверить?
Длительная и продуктивная работа двигательной системы трактора во многом зависит от качественного и эффективного функционирования системы охлаждения. Она являет собой достаточно сложный агрегат со множеством деталей и компонентов, среди которых термостат МТЗ-80, несмотря на свои миниатюрные размеры, играет достаточно важную роль. Именно об особенностях данного агрегата и пойдёт речь в этом материале.
Термостат и его устройство
В функции термостата входит поддержка оптимального температурного режима жидкости, циркулирующей внутри системы, а также ускорение прогрева дизельной установки после её пуска. Устройство агрегата достаточно простое и включает в себя такие компоненты: сам корпус, выполненный из латуни, контрольный датчик с твёрдым заполнителем, основной (верхний) и дополнительный (нижний) клапаны. На боковых поверхностях сделано два «окошка». Верхний торец корпуса выступает в роли седла под основной клапан, а отбортовка, выполненная по нижнему торцу позволяет фиксировать устройство в коробке термостата. На верхнюю часть датчика крепится рычаг вспомогательного клапана и основной клапан.
Ставится прибор между радиатором и дизелем, как раз там, где рубашка выступает из охлаждающего блока цилиндров. Стоит заметить, что термостаты с твёрдым наполнителем, применяемые в тракторах МТЗ отличаются меньшей чувствительностью, нежели их аналоги, с сильфонным заполнителем.
Принцип действия
Принцип работы данного устройства построен на основе маленького цилиндра, установленного на той стороне, которая обращена к двигателю. Внутри он полностью заполнен искусственным воском, который по достижении отметки в 82 градуса по Цельсию начинает плавиться. В качестве рабочего материала воск был выбран благодаря своему уникальному свойству расширяться при увеличении температуры и переходе в жидкое состояние из твёрдого.
Контрольный штырь вдавливается в воск с одной стороны и соединяется с клапаном со второй. При плавлении воск расширяется, выдавливая штырь из цилиндра и открывая клапан, что позволяет охлаждающей жидкости пройти сквозь термостат. При выключении мотора, термостат, а соответственно и воск внутри цилиндра остывает, закрывая клапан.
Неисправности устройства
Основными признаками того, что агрегат вышел из строя являются следующие:
- Дизель долго нагревается до оптимальной температуры, а его перегрев происходит очень быстро;
- Показатели температуры силовой установки в процессе движения падают, а при остановке поднимаются;
- Нижний патрубок при прогреве двигателя остаётся тёплым на протяжении нескольких минут;
- Двигатель очень горячий, а нижний патрубок стабильно холодный, даже при прогретом дизеле.
Как проверить термостат
Чтобы проверить прибор в полевых условиях, достаточно проделать следующее:
- Запускаем мотор, следя за тем, чтобы термостат был закрыт и через пару минут после этого проверяем патрубок, идущий на радиатор — он должен быть холодным. Если он тёплый, значит, имеет место неплотное закрытие, что увеличивает время прогрева двигателя и повышает расход топлива;
- Как только охлаждающая жидкость прогреется до 85-90 градусов, патрубок должен стать горячим. Если этого не происходит, значит налицо заклинивание термостата.
Подводя итоги
Исправное состояние термостата способно уберечь двигатель от перегрева, продлив срок его эксплуатации и избавив от проведения внепланового, а зачастую и весьма дорогостоящего ремонта. Своевременная проверка и диагностика агрегата, а также его плановая замена, позволит обезопасить себя и своё транспортное средство от неприятных ситуаций на дороге, позволив полностью сосредоточиться на выполнении поставленных задач.