В зависимости от характера выполняемых трактором работ передние фары устанавливайте в двух положениях (см. рис. 80). Для безопасности при работе трактора на транспорте и нормального освещения дороги, направление света передних фар необходимо отрегулировать.
Рис. 117. Разметка экрана и регулировка передних фар:
А—А — линия расположения центров фар; Б—Б — линия на 150 мм ниже линии А—А; О—01 — линия симметрии экрана; В—B1 — вертикальная ось светового пятна левой фары; Г—Г1 — вертикальная ось светового пятна правой фары.
Регулировку фар производите в следующем порядке:
- произведите разметку экрана, как показано на рис. 117. При этом линию центров фар А—А нанесите на экране на расстоянии, равном высоте расположения центров фар над уровнем пола. Расстояние измерьте именно на тракторе. Давление воздуха в шинах при этом должно соответствовать рекомендуемым нормам;
- установите трактор на ровной горизонтальной площадке перпендикулярно к экрану на расстоянии 10 метров от него до рассеивателей передних фар, при этом продольная плоскость симметрии трактора должна пересекаться с экраном по линии О—О1:
- включите свет и убедитесь в том, что в обеих фарах одновременно загорается дальний или ближний свет;
- включите ближний свет и отрегулируйте сперва положение одной (другую закройте темной материей), затем другой фары, предварительно ослабив их крепление на кронштейне.
Свет фары считается отрегулированным, если центр светового пятна на экране соответствует рис. 117, а световые пятна от обеих фар расположены на одинаковой высоте.
Сельскохозяйственная техника, и трактора МТЗ здесь не исключение, оснащается широким набором приборов освещения, позволяющим с максимальной эффективностью функционировать даже в ночное время суток. Он включает в себя передние и задние фары, задние фонари, плафон в кабине, лампы для освещения номерного знака и приборной панели. О том, что являет собой фара МТЗ, какая она бывает и как используется, мы сегодня и поговорим.
Система электрооборудования тракторов МТЗ
В качестве источника питания трактора МТЗ выступает аккумуляторная батарея и генератор, подключенные между собой параллельным способом. Аккумулятор активируется при нерабочем дизеле, в полной мере обеспечивая работоспособность всех узлов и агрегатов транспортного средства. Когда же дизель включается, аккумулятор переходит в режим подзарядки, а питание всех потребителей осуществляется посредством генератора.
Электросистема тракторов МТЗ имеет постоянное номинальное напряжение в 12В. Все потребители соединяются с источниками энергии за счёт однопроводной схемы, где в качестве одного из проводников тока выступают металлические элементы транспортного средства – масса, к которой подключаются минусовые клеммы с электроэнергией.
Передние фары
Передняя фара на тракторах МТЗ обладает светораспределением ассиметричного типа и устанавливается в специально предназначенный для этого кронштейн. Комплектуется передняя фара МТЗ лампой А12 с вмонтированными спиралями для дальнего и ближнего света. Мощность первых составляет 45 Вт, вторых – 40 Вт. Включение/выключение фар и переключение рабочих режимов осуществляется посредством центрального переключателя.
Установка передних фар возможна в двух позициях по высоте. При проведении сельхозработ с машинами они монтируются на передний тракторный брус с закреплением кронштейнов на боковине капота, а при выполнении транспортных работ кронштейны фар фиксируют на самом переднем брусе.
Задние фары, фонари и освещение номерного знака
Задние фары трактора МТЗ имеют маркировку ФГ304 и оснащаются лампами А12-32. Устанавливаются они на задние крылья, что обеспечивает широкий поток света, равномерно освещающий окружающее пространство. Включение фар осуществляется посредством переключателя ВК57.
Если на тракторе используются машины с дополнительными рабочими фарами, они подключаются в общую электросистему с помощью розетки штепсельного типа. Включение их происходит с помощью центрального переключателя П305 вместе с включением габаритов.
Помимо этого, на крыльях задних колёс устанавливаются фонари комбинированного типа ФП209 и ФП209-Б с двухнитиевыми лампами внутри для габаритного света и стоп-сигналов.
Габариты включаются центральным переключателем, а стоп-сигнал активируется при нажатии на педаль тормоза за счёт выключателя ВК854.
На откидном кожухе аккумуляторного блока установлен фонарь ФП200-А с лампой А12-3, обеспечивающий подсветку номерного знака трактора.
Плафон кабины и лампы освещения приборов
Внутри кабины установлен осветительный плафон с лампой А12-3. Включение его осуществляется посредством размещённого на передней стенке в её левом верхнем углу переключателя ВК57.
Освещение приборной панели обеспечивается за счёт двух ламп типа А12-3, вмонтированных в особые патроны и расположенных в нижней части приборного щитка. Освещение тахоспидометра проходит по индивидуальной схеме с помощью лампы А12-1,5, установленной в соответствующее гнездо на корпусе устройства. Включение освещения панели приборов осуществляется центральным переключателем.
В комплекте помимо всего прочего предусмотрен также и переносной светильник с лампой ПЛ64, оснащённый проводом длиной до 6 м. Подключается он к системе электропитания за счёт штепсельной розетки 47К, вмонтированной в заднюю стенку кабины в районе аккумуляторного блока. При этом стоит заметить, что подключение его происходит напрямую, минуя тумблер массы, сразу же к аккумулятору.
Заключение
В этой статье представлена стандартная комплектация освещения тракторов МТЗ, встречающаяся на большей части сельскохозяйственной техники подобного типа. При необходимости она может быть расширена в зависимости от пожеланий владельца трактора, а также тех задач, которые предстоит выполнить – вариантов дополнения может быть бесчисленное множество.