Для работы гидравлических механизмов (системы управления, силовые приводы, сервисные системы, усилители) требуется специальная жидкость. Она должна иметь следующие базовые параметры:
- малая сжимаемость;
- антифрикционные свойства;
- сохранение характеристик в требуемом диапазоне температур.
Всем этим требованиям удовлетворяет масло ВМГЗ, специально разработанное для гидромеханизмов.
Эта техническая жидкость приобрела особую популярность в средней полосе России, и в северных широтах. Несмотря на то, что ВМГЗ, это всесезонное гидравлическое масло, особенно ярко рабочие качества проявляются при низких температурах.
Собственно, производители рекомендуют применять его именно в таких условиях. Масло ВМГЗ производится ведущими нефтяными концернами: «Лукойл», «Роснефть», и пр.
Кроме того, эту жидкость можно встретить и под иными брендами.
Описание и технология производства
Гидравлическое масло ВМГЗ представляет собой 100% минеральный продукт. Основа технической жидкости – продукт переработки сырой нефти.
С помощью гидрокаталитического процесса получается сырье малой вязкости, которое уверенно противостоит застыванию при низких температурах.
Такая основа обычно пенится при переменных нагрузках, поэтому добавляется антипенная присадка. Благодаря этому малая вязкость ВМГЗ не приводит к ухудшению остальных параметров.
Разумеется, производство не обходится без добавления противоизносных и антиокислительных компонентов. Для обеспечения хорошей адгезии на стенках цилиндров гидроприводов, в состав добавляется небольшое количество загустителя на основе полиметакрилата.
Старое обозначение этого типа жидкостей: МГ-15В.
Аналогичная маркировка по ISO 6074.4-82:
- группа HV содержит загущающую присадку;
- группа HM без присадочная категория.
Расшифровка аббревиатуры ВМГЗ соответствует ГОСТ 17479.3-85.
У символов следующее значение:
- «В» — всесезонное применение;
- «М» — изготовлено из минерального сырья, использование синтетических добавок не допускается;
- «Г» — категория применяемости: гидравлическое;
- «З» — в составе имеется загуститель.
Поскольку характеристики ВМГЗ (вне зависимости, «Лукойл», или иной производитель) соответствуют ранее принятому стандарту МГ-15В, класс вязкости соответствует значению 15. Это означает, что при рабочей температуре +40°C, кинематическая вязкость составляет 13,5 – 16,5 сантистокса.
Параметры по ГОСТ изображены в таблице:
Параметры | Показатели |
Цвет | Янтарный (темный) |
Состояние | Жидкость |
Механические примеси | Отсутствуют |
Вода | Отсутствует |
Класс вязкости по ISO | 15 |
Температура застывания | — 60 °С |
Температура возгорания (открытый тигель) | +135°С |
Плотность (t ≤ 20°С) | 865 кг/мЗ |
Коэффициент вязкости | ≥160 |
Максимальная зольность | 0,15% |
Кинематическая вязкость (t = + 50°С) | 10 м2/с |
Кинематическая вязкость (t = — 40°С) | 1500 м2/с |
Применение масла ВМГЗ
Согласно температурному стандарту, эта техническая жидкость применяется в средней полосе России, как зимний сорт масла. Используется в строительной, сельскохозяйственной, дорожной, лесозаготовительной технике и транспортных механизмах.
Разумеется, не в двигателях, а в системах гидропривода. Ограничений по использованию гидронасосов нет, не теряет свойства при рабочем давлении более 25 МПа.
При работе на открытом воздухе температура масла может колебаться в пределах от -50°C до +80°C. Пиковые значения этого диапазона скорее тестовые, нежели рабочие.
Нормальными считаются условия (при которых технические характеристики ВМГЗ сохраняются длительное время) в диапазоне -35°C до +50°C.
Если масло ВМГЗ «Лукойл» применяется в условиях крайнего Севера – состав считается всесезонным (для этого климатического пояса).
Видео о свойствах масла ВМГЗ Лукойл
При этом, перед запуском механизмов предварительный разогрев жидкости не требуется. Это конкурентное преимущество: далеко не все аналоги ВМГЗ могут работать в таком режиме.
Почему пользователи тяжелых агрегатов выбирают ВМГЗ?
Предложений с заявленной низкой температурой застывания, на рынке нефтепродуктов более чем достаточно.
Чаще всего, это обычная гидравлика либо индустриальное масло с добавлением небольшого количества присадок, обеспечивающих расширение нижней границы температур.
Однако такой «синтез» при повышении нагрузки приводит к потере характеристик.
Вторая крайность – качественное импортное масло с отличными характеристиками, но с завышенной стоимостью. К тому же, на крупных предприятиях или автохозяйствах потребление гидравлического масла измеряется десятками тонн, и закупка дорогостоящей жидкости нерентабельна.
Отечественные производители нефтепродуктов: такие, как «Газпромнефть», «Роснефть», «ТНК», «Лукойл», предлагают неограниченные объемы качественного и недорогого масла ВМГЗ.
- Рабочие свойства этой жидкости действительно не меняются в указанном диапазоне температур, поскольку стабильность работы обеспечена не добавлением присадок, а качественной основой. Благодаря этому ресурс использования продлевается, снижая затраты.
- Обеспечивается контроль входного качества при получении партии жидкости.
- Согласно ГОСТ 17479.3-85, масло ВМГЗ не может быть изготовлено из восстановленной отработки. Используется только сырое первичное нефтяное сырье.
Производители декларируют, а ресурсные испытания подтверждают отличные потребительские свойства масла:
- низкая температура застывания (в пределах -60°C) позволяет фасовать, перекачивать и заправляться маслом в экстремальных условиях;
- широкий диапазон температур, при которых базовые характеристики не меняются, позволяет работать с этим продуктом практически в любой климатической зоне;
- благодаря отсутствию пенообразования, ВМГЗ может использоваться в гидравлических механизмах с малым диаметром поршней (где обычно «закипает» жидкость);
- малое химическое влияние на элементы гидропривода, антиокислительные свойства выше среднего;
- не создает взвесей и дисперсий, хорошо фильтруется в процессе эксплуатации.
Предлагается практически в любой фасовке: от 18 литровых канистр, до 200 литровых бочек и поставки в тару покупателя (ж/д или автоцистерны). Полный цикл производства (от добычи до поставок покупателю) размещен на территории России. Зависимость от экономических санкций нулевая.
Что означают цифры на моторном масле? (Полезные советы от РДМ-Импорт)
ВМГЗ расшифровка — гидравлическое масло
Масло ВМГ3 относится к классу гидравлических жидкостей, и, соответственно, предназначено для использования в гидравлических системах.
Применяется, как правило, в тяжелой технике – строительной, лесозаготовительной, подъемной, а также в грузовой, типа карьерных самосвалов. Широко используется для гусеничной техники.
Преимущества использования
От других гидравлических масел выгодно отличается низкой температурой застывания, что позволяет применять его не только в холодное время года, но и в условиях Крайнего Севера.
Гидроприводы, использующие ВМГЗ, можно запускать без предварительного прогрева масла, это очень важный фактор при работе в зимних условиях.
Еще один плюс масла ВМГЗ – его повышенная устойчивость к образованию осадков. Именно это свойство позволяет применять его в механизмах, предназначенных для работ под открытым небом.
Антикоррозийные составляющие максимально защищают гидравлические узлы от негативных воздействий окружающей среды.
Следующий немаловажный момент – стоимость. ВМГЗ – полностью российская разработка, производится из местного сырья отечественными производителями. Благодаря этому, цена масла ВМГЗ примерно в 2-2,5 раза ниже зарубежных аналогов, разница довольно существенная. На цену зарубежных масел оказывает большое влияние стоимость оборудования, на котором они производятся, в конечный ценник также закладывается и перевозка.
Завершающий плюс – всесезонность масла, что позволяет обойтись без сезонной замены жидкости.
Стоит отметить, что всесезонность данного масла применительна только для северных регионов с холодным летом, в умеренном или теплом климате оно все же используется, как зимнее.
При слишком высоких температурах показатели вязкости снижаются, продукт становится более жидким и просачивается в стыках рабочих узлов. Давление в гидравлике при этом снижается, ухудшаются ее рабочие качества. Этот эффект носит название «масляного голодания» и, в конечном счете, приводит к проблемам в гидравлической системе.
Помимо вышеперечисленных качеств, масло ВМГЗ обладает хорошими смазывающими свойствами. Оно также сохраняет свои свойства при давлении до 25 Мпа, что делает его максимально подходящим для высоко нагруженных гидравлических систем. Существуют и другие марки масел со схожими температурными характеристиками. Однако в условиях повышенных нагрузок эти масла изменяют свои свойства, что, конечно же, отрицательно сказывается на работе оборудования.
Есть у ВМГЗ и минус – специалисты настоятельно не рекомендуют использовать его в гидравлических системах, оснащенных сервоуправлением.
Расшифровка ВМГЗ
Стандартизировано масло ВМГЗ по российскому ГОСТу 17479.3-85, его раннее название в этом классификаторе МГ-15-В.
Изредка название масла произносят, как ВМГ-три, это неправильно, символ «3» – это не цифра, а буква, означающая «загущенное».
Полностью аббревиатура ВМГЗ расшифровывается, как «всесезонное минеральное гидравлическое загущенное».
ВМГЗ выпускается в трех вариантах, которые различаются между собой температурой застывания: -45, -55 и -60 градусов Цельсия. Соответственно это марки ВМГЗ-45, ВМГЗ-55 и ВМГЗ-60.
Масло для использования при -45ºС, более вязкое, чем для -60ºС.
Состав
Основа масла ВМГЗ на 100% минеральная. Оно производится из сернистой нефти, при помощи процесса глубокой парафинизации, либо гидрокрекинга для снижения вязкости.
Производится только из первичной, не отработанной нефти.
К основе добавляется пакет присадок: антипенных, противоизносных, антиокислительных. Уровень содержания присадок может несколько изменяться в зависимости от производителя.
Основные показатели ВМГЗ:
- Вязкость 16-22 мм2/с при 40ºС;
- Температура вспышки не ниже 167ºС;
- Температура застывания от -45ºСдо -60ºС в разных составах;
- Плотность не более 893 кг/см3 при 15ºС.
Аналоги
Как и у любого другого масла, у ВМГЗ имеются аналоги, схожие по составу.
Зарубежные аналоги обозначаются, как HLP или HVLP. По сути, HVLP – обновленная и усовершенствованная версия HLP, лучше адаптированная для высоких температур. Буква «Н» означает Hydraulic ( гидравлический), «V» – High Viscosity (высокая вязкость), а «Р» – Pressure (давление).
Соответственно, это масла с большим индексом вязкости, предназначенные для гидравлических систем с высоким давлением.
Зарубежные производители зачастую делают упор на лучшую износоустойчивость, или, к примеру, на повышенные антиокислительные качества своих масел.
Следует понимать, что основной состав все тот же, а перечисленные плюсы достигнуты только за счет увеличения доли тех или иных присадок в общем объеме масла.
Зарубежные аналоги ВМГЗ:
- Shell Tellus 15;
- Mobil DTE 11M;
- Teboil Hydraulic Oil 15;
- Castrol Hyspin AWS 15;
- Excel 15;
- Esso Univitij 43.
Цифра 15 в большинстве этих названий указывает на класс вязкости по ISO.
Замена ВМГЗ
К плановой замене масла в гидравлической системе следует подходить ответственно, поскольку процедура замены масла в гидравлике отличается от замены, к примеру, в коробке передач.
В системы гидравлики масло не заливается, а закачивается специальным насосом. При этом желательно использовать фильтр, чтобы максимально обезопасить рабочие узлы от попадания в систему нежелательных частиц.
Также стоит помнить о том, что срок хранения после вскрытия емкости – не более 2-х лет, это обусловлено контактом с воздухом, после чего масло медленно, но верно теряет свои свойства.
Рабочие емкости, в которые заливается свежее масло, будет нелишним промыть, за время использования старого масла там вполне могут появиться ненужные отложения.
При выборе гидравлического масла следует обращать внимание на рекомендации производителя оборудования.
Производители
При отсутствии рекомендуемой марки – подбирать масло с максимально схожими характеристиками. В такой ситуации лучше ориентироваться на производителя, чем на стоимость. И помнить, что в этом сегменте российская продукция не уступает зарубежной, а по некоторым параметрам даже превосходит.
Разумеется, речь идет о ведущих марках проверенных производителей, таких, как:
- Лукойл;
- Газпромнефть;
- ТНК;
- Волга Ойл.
Выбор ВМГЗ
Хорошо, если выбранное масло соответствует стандартам SAE, или ISO.
Вряд ли кому-то в голову придет мысль залить в дорогостоящую гидравлическую систему масло неизвестной компании.
Учитывая относительно невысокую стоимость ВМГЗ, вряд ли его подделывают, да и распознать подделку не в лабораторных условиях крайне сложно.
А вот шанс нарваться просто на некачественное масло, купив продукцию сомнительной фирмы, вполне реален.
Следует отметить, что при нагрузках, возникающих в гидравлической системе, в некачественном масле могут образоваться пузырьки. Если воздух в них будет насыщен горючими парами, это может привести к взрыву. Конечно, такая ситуация – большая редкость, а вот порча цилиндров гидравлики с последующей отправкой под замену – рядовой и довольно частый случай. Согласитесь, обидно, сэкономив немного на покупке качественного масла, в дальнейшем выложить приличную сумму за ремонт и простой техники.
И, конечно же, то, что масло всесезонное, вовсе не означает, что оно вечное. Менять следует не реже, чем это прописано в рекомендациях производителя оборудования, а лучше даже чуть почаще. Это пойдет только на пользу ресурсу техники.
нужно ли менять масло в гидравлике ?
Масло ВМГЗ: технические характеристики
Масло ВМГЗ создано на маловязкой низкозастывающей минеральной основе, получаемой в результате гидрокаталитического процесса и загущенной полиметакрилатной добавкой. В составе ВМГЗ содержатся антипенные, противоизносные и антиокислительные присадки.
Обозначение по ГОСТ
Этой марке присвоено наименование МГ-15-В по ГОСТу 17479.3, где:
- «МГ» расшифровывается, как минеральная гидравлическая смазка;
- Цифра 15 указывает на класс вязкости. Соответственно, при t 35-40°C кинематическая вязкость составляет от 13,5 до 16,5 мм²/с (сСт);
- «В» указывает на категорию по эксплуатационным характеристикам. Таким образом, в состав ВМГЗ входят присадки с противоизносными, антикоррозийными и антиокислительными свойствами. Применяется для гидравлических систем с типами насосов, показатели которых составляют более 25Мпа при t° смазки 90°C.
Сфера применения
МГ-15-В используют для гидравлики и приводов, а также механизмов управления промышленной техники и других видов автомобилей на гусеничном и колесном ходу.
Применение смазки обеспечивает бесперебойную работу автотехники в суровых климатических условиях. К примеру, она используется для запуска гидравлического привода при низкотемпературных показателях.
Особенность этого масла в его универсальности, то есть оно применимо и зимой, и летом. Может быть использовано для автотехники с насосами различного типа на шестернях или поршнях.
Кроме того, смазочный материал способен сохранять эксплуатационный ресурс при -35°C и +50°C. Исходя из этого, отметим, что масло рекомендуется использовать во всех регионах РФ, даже в низких температурах северных областей. Что касается умеренных климатических зон, то ВМГЗ применяется, как зимняя смазка.
Характеристики масла ВМГЗ
Эксплуатационные характеристики | Значение показателей |
Цвет масла | Темно-янтарный |
Содержание примесей | Нет |
Содержание воды | Нет |
Класс вязкости | ISO 15 |
Показатель вязкости | >=160 |
Кинематическая вязкость при низких температурах | -40°C/1500 сСТ |
-||- при высоких температурах | +50°C/10сСт |
Максимальная зольность | 0,15% |
Плотность при температуре менее 20°C | 865 кг/м³ |
Температура возгорания | +135°C |
-||- застывания | -60°C |
Кислотное число без присадок | 0,1 мг |
Смазочный продукт ВМГЗ производится в нескольких вариациях с различными температурными показателями застывания и вязкости:
- ВМГЗ 60°C;
- ВМГЗ 55°C;
- ВМГЗ 45°C.
Свойства
С понижением температурных значений увеличивается вязкость ВМГЗ. Также не стоит забывать и того, что оно функционирует в системе при температурах -40°C и +50°C, критическая отметка +60°C.
Практически это масло сопоставимо с всесезонным, но отличается малой вязкостью и низкотемпературным застыванием.
МГ-15-В обладает противоизносными свойствами, вязкостно-температурными характеристиками и отличной фильтрацией. Также стоит отметить, что продукт отделяется от воды и обеспечивает защиту металлических поверхностей от воздействия коррозии.
Проанализировав табличные сведения, можно сказать о том, что жидкость обладает хорошей смазывающей способностью. На фоне аналогов она отличается стойкостью к вспениванию и формированию смолистых прослоек.
Эти свойства объясняются тем, что готовая смазка производится гидрокаталитическим методом с применением особой технологии обработки, прочистки и добавкой загущенных присадок.