В России, как в стране не аграрной, а промышленной — трудно найти отрасль, по развитию которой в мировой иерархии она бы находилась на передовых ролях. Тем более если речь идет о средствах передвижения, будь то наземный, воздушный или водный транспорт. Не будем тут поминать всякие АПЛ и вообще ВПК. Но во всем остальном, так сказать, гражданском секторе, согласитесь, РФ трудно претендовать на какое-то лидерство. И все-таки оспорим этот тезис. Есть в России направление, развитие которого — на зависть всему цивилизованному и не очень миру. Мы говорим о вездеходостроении. Но не о заводском в масштабном понимании этого определения, а о том, что идет по гаражам, сельским дворам, а в какой-то момент стало основным для возникновения многих небольших предприятий. В первой части расскажем как раз о более-менее серийных аппаратах. Во втором материале — обо всем, что рождается в частных руках и преимущественно в единичном экземпляре.
Давайте сразу определимся. Говоря о вездеходах, подразумеваем исключительно оригинальные и утилитарные конструкции. Спортивные или серийные внедорожники — различные багги, рок-кроулинговые аппараты, просто серьезно подготовленные джипы или кемперы на полноприводном грузовом шасси — имеются в каждой стране, где есть (иногда и нет) свой автопром. Но именно у нас когда-то начали рождаться самобытные конструкции для передвижения по снегу и болоту — наиболее сложным субстанциям, по которым ни пройти ни проехать. Таковы уж географические особенности бывшей шестой части суши. Ну и, наверное, особенности развития дорожной инфраструктуры. Как пели в популярном фильме, «бездорожье одолеть не штука, а вот как дорогу одолеть?». Если за рубежом использование вездеходов fun — удовольствие, и лишь в редких случаях острая необходимость, у нас в ряде регионов — принцип выживания.
Вообще странно, что снегоболотоходы, а вернее, их движитель, названный пневматиком низкого давления, появился так поздно. С дорогами в мире и в России раньше было еще хуже, однако первое упоминание о так называемых «каракатах» — мотоциклах с двумя грузовыми камерами на оси заднего колеса и лыжей или таким же колесом спереди — относится только к 60-м годам. Тогда таким транспортом начали обзаводиться жители русского севера. Хотя есть мнение, что нечто подобное существовало на Аляске и в аналогичных регионах Канады. Известно, что в 50-х годах с подобным движителем экспериментировали военные КБ в США и СССР, впрочем, его не оценившие. Так или иначе, но сейчас снегоболотоходы с шинами низкого давления воспринимаются как истинно русское, если хотите, национальное достояние.
Первыми, кто запустил «пневматики» в серию, были фирмы «Арктиктранс» и «Трэкол». Случилось это четверть века назад (плюс минус два-три года), причем мы имеем в виду как вездеходы, так и то, на чем они передвигались. Правда, тут надо уточнить: все же долгое время эти производители использовали то, что так удачно приспособили для этого до них, то есть камеры. Пусть и перетянутые разными стяжками для хоть какой-то имитации протектора, но крайне чувствительные к проколам. Колесо — шину легкую, эластичную, с не особо развитым протектором, зато способную «ходить» по верхам топей и даже держать вездеход на плаву — «изобрели» во второй половине 90-х. И теперь эти корифеи снегоболотостроения еще и законодатели мод и едва ли не монополисты на столь узкоспециализированном «резиновом» рынке.
В компании «Арктиктранс» изначально шли по другому пути, что обуславливалось иной сферой применения машин. Испытывались они не просто российским бездорожьем — Крайним Севером и Арктикой, в частности, эксплуатацией на станции «Северный полюс». Исходя из такой специфики, вездеходы строились максимально легкими («Лопасня» 6х4 весили меньше тонны, а 4х4 три ее четверти; для сравнения «снаряженка» двухосных «Трэколов» 1750 кг, трехосных — 2800 кг), с герметичным дюралевым водоизмещающим корпусом и независимыми подвесками. Агрегат использовался даже мелитопольский, от «Таврии», не говоря уже о «восьмерочных». И только на двухосниках «Лопасня-М» применяется двигатель ВАЗ-21213.
Успех «Арктиктранса» и «Трэкола» привел к тому, что вслед за ними постройкой вездеходов на шинах низкого давления занялось множество фирм, предложивших где-то оригинальный дизайн с компоновкой, где-то даже своеобразные принципы передачи крутящего момента. К первым точно относятся изделия компании «Экотранс», появившейся чуть более 10 лет назад.
Характерное направление в строительстве «пневматиков» — восьмиколесные сочлененные машины с балансирной подвеской, в которых момент на движитель передается с помощью фрикционных катков. Схема трансмиссия такая: от расположенного продольно в первом звене агрегата с «раздаткой» вперед и назад отходят карданы. Передний «остается» в первом звене, задний через промежуточный шарнир проходит сквозь поворотно-сцепное устройство во второе звено вездехода. Карданы оканчиваются межколесными редукторами, из которых выходят полуоси с фрикционными роликами на концах. Последние могут быть выполнены из резины, полиуретана, даже стали, имеют какую-то насечку, ребра, нечто напоминающее протектор и входят в плотное зацепление с колесами, передавая им момент. Таким образом, колесная формула 4х4 превращается в 8х8. Несерьезно? На практике выяснилось, что подобная фрикционная передача тяги вполне жизнеспособна. К тому же в критических ситуациях, пробуксовывая, может спасать узлы трансмиссии от перегрузки. Есть и другие преимущества. Например, отсутствуют ШРУСы, бортовые редукторы, при схеме 8х8 еще и многочисленные карданные связи. Это и экономия веса, и повышение надежности. Все агрегаты находятся внутри герметичных корпусов (все подобные вездеходы также плавающие), с внешней средой контактируют только валы с роликами, а на них нет никаких шарниров, нуждающихся в обслуживании. К тому же ролики должны очищать протектор шин от налипающей грязи. Впрочем, основные сомнения у скептиков вызывает как раз-таки способность передачи момента в условиях «скользких» грунтов.
Пару слов надо сказать о балансирной подвеске. Все ее составляющие — продольные рычаги, никаких упругих элементов и амортизаторов, что тоже работает на общую надежность. Своеобразны качества балансиров — они почти всегда обеспечивают плотный контакт колес с поверхностью, а упираясь в препятствие, поднимают передние катки, выставляя всю тележку на подъем. Но и управление с балансирной подвеской, использованной спереди, без вариантов — только сложением двух звеньев относительно друг друга.
Чаще все же используется традиционный принцип передачи момента. А вот в ином альтернатива присутствует — как по агрегатам, так и по конструкции, в частности, подвески.
Вообще же нарисованные дизайнерами вездеходы — это одна из примет в строительстве снегоболотоходов последних лет. Другая — создание серьезной тяжелой техники, в которую напичкано многое из того, с чем раньше ассоциировались дорогие строительные и военные машины. Представленная ниже модель — сочетание того и другого.
Впрочем, для того, чтобы быть сверхоригинальным, вездеходу вовсе не обязательно иметь 8 колес, «снаряженку», как у ж/д вагона, и цену автомобиля Gran Tourismo. Это не устает доказывать Алексей Гарагашьян, наверное, самый известный в России создатель внедорожной техники, чья последняя разработка — вездеход «Шерп» — недавно стала выпускаться сериями.
Подробнее о вездеходе «Шерп» читайте в нашем обзоре.
В рамках одной статьи мы не можем охватить все фирмы, мелкосерийно или серийно (а 100 выпущенных экземпляров уже очень хороший результат, и такие есть) занимающиеся строительством снегоболотоходов. Повторимся, возникшее когда-то как хобби отдельных энтузиастов теперь стало мощным направлением, аналогов которому нет во всем мире. А что, кстати, в нем? Неужели нет ничего подобного? Если говорить об оригинальности конструкции, то нет. Максимум, что можно встретить в приполярных регионах или, скажем, в Исландии, это установка шин низкого давления на подготовленные серийные внедорожники и полноприводные микроавтобусы, чем занимается известная исландская компания Arctic Trucks. Другая тема — пневматики на тяжелых грузовых и специализированных шасси, используемых для перевозки туристов. На фото ниже можно увидеть то и другое. Но о передвижении по болотам и возможности плавать речи не идет. А снег и лавовые поля — это все же несколько иное.
Продолжение следует…
В поисках новых дорог — вездеход БОРУС. Часть 1. Обзор вездехода.
Источник2
При работе в болотистой местности широко используются снегоболотоходы – техника, способная преодолевать любые труднопроходимые участки пути. Эти машины характеризуются высокой мощностью, устойчивостью к сложным погодным условиям, неприхотливостью и функциональностью. Вездеход с легкостью пройдет там, где может завязнуть не только обычный автомобиль, но и квадроциклы или колесная спецтехника.
Классификация вездеходов
По типу применения снегоболотоходы подразделяются на следующие модели:
- Пассажирские, используемые охотниками, рыболовами и туристами
- Грузовые, для перевозки оборудования или материалов
- Грузопассажирские, используемые геологическими и экспедиторскими бригадами
- Спецтехника промышленного назначения, оснащенная буровым, экскаваторным либо другим оборудованием
По конструкции вездеходы можно разделить на колесные и гусеничные модели. Колесные машины отличаются выносливостью и надежностью, зачастую они оснащены мощным генератором. В комплектацию входят широкие шины, которые обеспечивают передвижение вездеходной спецтехники по обычному асфальту. Для подъема тяжелого агрегата по крутым склонам и удержания его на месте предусмотрены тормозные колодки, размещенные на заднем валу.
Гусеничные модификации снегоболотоходов характеризуются чрезвычайной неприхотливостью в работе и высоким КПД. Этот вид транспорта применяется на полном бездорожье, в глухой местности, в таежных чащах. Он может комплектоваться автоматическим или ручным приводом, а также дополнительным монтажным оборудованием (в зависимости от поставленной задачи).
Как гусеничная, так и колесная спецтехника является ремонтопригодной. Однако для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо перед каждым рейсом проверять агрегат на предмет исправности всех систем. Рекомендуется регулярно проходить техосмотр и менять рабочие жидкости и изношенные элементы.
Основные характеристики
Гусеницы вездехода имеют двухзвенную конфигурацию, что дает возможность увеличить сцепление машины с поверхностью самого сложного грунта – вязкого, сыпучего и т.п. Благодаря конструкции гусениц, при передвижении машины по грунту поверхность земли и растительность практически не повреждается.
Несмотря на грубый дизайн корпуса спецтехники, находиться в ее кабине довольно комфортно. В современных гражданских моделях снегоболотоходов предусмотрена шумоизоляция, имеется кондиционер, удобные кресла, а также опция гидроусилителя рулевого колеса. Управление вездеходом практически ничем не отличается от вождения обычного легкового автомобиля.
Снегоболотоход является незаменимым транспортным средством в условиях тайги, бурелома, болотистой или песчаной местности, заснеженных лесных участков. Благодаря увеличенным топливным бакам и автономному генератору, вездеходы могут бесперебойно эксплуатироваться в течение продолжительного периода времени. Машины данного типа пользуются большой популярностью при эксплуатации в отдаленных регионах и в экстремальных условиях.
10 Самых Нереальных ВЕЗДЕХОДОВ !
Источник3
Вездеходы МАКС способны эксплуатироваться на протяжении всего года в любых погодных условиях. Модели, построенные на шестиколесном шасси, способны с легкостью преодолевать наиболее проблемные участки дороги. При условии дополнительной установки гусеничной ленты проходимость вездехода будет иметь тенденцию к росту, вследствие чего расширяется область его применения.
Особенности вездеходов МАКС
Для вездеходов МАКС характерна многофункциональность. Такие модели очень популярны среди охотников, рыболовов, спортсменов, туристов. Посредством их использования значительно упрощается процесс патрулирования в наиболее труднодоступных местах, поэтому мини-вездеходы также востребованы среди различных служб спасения.
Вездеходы МАКС очень хорошо зарекомендовали при строительстве газопроводов, автомобильных и железных дорог. Они могут эксплуатироваться в условиях таёжных лесов, болот тундры, гор, малых и больших рек. Мини-вездеходы также могут использоваться для транспортировки грузов. Отличные эксплуатационные характеристики определяют целесообразность приобретения данной вариации спецтехники. К отличительным особенностям вездеходов МАКС относятся такие моменты:
- постоянный полный привод;
- безопасность эксплуатации;
- амфибийность;
- оптимальное удельное давление на грунт;
- надежные силовые установки;
- уникальная конструкция трансмиссии.
Вездеходы приводятся в движение четырехтактными двигателями с диапазоном мощностей от 14-ти до 27-ми л.с. Моторы способны эксплуатироваться в широком температурном диапазоне — от -35-ти до +35-ти градусов. Корпус моделей выполнен при использовании морозостойкого полимера повышенной прочности, который при минимальных весовых показателях характеризуется стойкостью к прямому механическому воздействию.
Высокая устойчивость машин на крутом склоне обеспечивается благодаря практически квадратной форме опор. Данный момент делает процесс эксплуатации максимально безопасным. Машины способны входить в воду без предварительной подготовки. Минимальная скорость передвижения техники по водной глади составляет 7 км/ч. МАКС способен с ходу взобраться на обледенелый берег. Постоянный полный привод делает вездеход максимально проходимым. Шины сверхнизкого давления имеют агрессивный рисунок протектора. Высота последнего может достигать двух сантиметров.
Модельная линейка
Модельный ряд вездеходов МАКС включает в себя несколько различных модификаций — МАКС 2, МАКС 4 и МАКС Буффало. Последний характеризуется наибольшей грузоподъемностью. При минимальных весовых показателях такая модель способна транспортировать грузы весом до 1,5 т. Кузов вездехода может подниматься и опускаться, что существенно ускоряет проведение погрузочно-разгрузочных работ. Пластиковое покрытие предупреждает образование коррозии на поверхности грузовой площадки.
Вездеход МАКС 2 отличается высокой маневренностью. Он рассчитан на 2 посадочных места и транспортировку груза весом до 400 кг. Установка гусениц на колеса упрощает передвижение машины по глубокому снегу и болоту. МАКС 2 предельно прост в управлении.
Модель МАКС 4 способен вместить в себе 4 человека и транспортировать 800 кг груза. В сравнении с моделью МАКС 2, такая машина длиннее на 10 см. Она может передвигаться по воде со скоростью 8 км/ч. Дополнительно данная модель может оснащаться прицепным устройством, что позволяет использовать её в коммерческих целях.
Купить вездеход МАКС
Купить вездеход МАКС любой модификации вы можете на нашем сайте. Мы гарантируем высокое качестве предлагаемой спецтехники, благодаря чему она сможет эксплуатироваться на протяжении длительного временного промежутка. Вся продукция находится в отличном техническом состоянии и не требует дополнительных доработок перед началом использования. В своей работе мы практикуем индивидуальный подход и гарантируем разрешение задач любой сложности.
Читать далее
Источник