Ульяновские снегоходы
Лыжно-гусеничный снегоход УАЗ-451С
Максим Шелепенков, фото УГК УАЗ
В 1956 году на Ульяновском автозаводе было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ) для разработки изделий для народного хозяйства и специального назначения на базе автомобилей и узлов серийной продукции. Возглавил бюро Красильников Григорий Иванович.
В 1961 году Ульяновский автозавод получил задание разработать лыжно-гусеничный снегоход (Постановление Совета Министров СССР от 05.11.1960 г.). Работа над снегоходом началась в СКБ в апреле 1961 года, ведущим конструктором назначен В.Ф. Казюханов.
По проекту сменным снегоходным оборудованием должен оборудоваться стандартный ульяновский грузовичок УАЗ-451Д (УАЗ-451С) или УАЗ-452Д. Вместо передних колёс устанавливали цельнометаллические сварные лыжи с подошвой из тонколистовой нержавеющей стали. Вместо задних – гусеничные движители с ведущими звёздочками зацепления с резиновой гусеницей, армированной стальным тросом, и стальными грунтозацепами швеллерного типа. При этом ведущий мост гусеничного движителя оставался максимально унифицированным с серийным, отличался от него длиной полуосей и кожухов и отсутствием тормозов.

Чертежи на постройку первого образца выдали в июле 1962 года общий вес новой ходовой части лишь ненамного перетянул обычный колёсный ход. В такой комплектации автомобиль был способен двигаться по заснеженным дорогам и снежной целине значительной глубины. При плотном снежном покрове и наличии наста глубина снежного покрова уже не имела значения – у снегохода оказалось небольшое удельное давление на снег. При отсутствии снежного покрова сменное оборудование с машины можно было демонтировать, и она превращалась в обычную на колёсах, что делало машину всесезонной. Правда, перестановку на лыжи приходилось производить в полевых условиях, так как для движения на лыжах машине необходим снег, а перестановку гусеничного движителя – в гаражных условиях, так как для этого необходимы дополнительные подъёмные механизмы.
По результатам заводских испытаний была проведена доработка конструкции и изготовлены следующие образцы УАЗ-451С теперь уже для проведения межведомственных испытаний.


Межведомственные испытания двух образцов УАЗ-451С проводили в 1965–1966 гг. В зачёт испытаний в 1966 году пошёл и двухмесячный демонстрационный пробег по маршруту Новосибирск – Омск – Петропавловск – Кустанай – Джетыгора – Актюбинск – Уральск – Куйбышев – Ульяновск (Сибирь, Казахстан, средняя полоса России), общее расстояние больше 4000 км. После Уральска снежный покров неожиданно закончился, машины пришлось переделывать на колёсно-гусеничный ход и заканчивать пробег, пробираясь на снегоходах в распутицу. В пробеге в основном подводили траки гусеницы, которые регулярно выходили из строя, но не было зарегистрировано ни одной поломки ходовой части.
Снаряжённая масса, кг | 2113 |
Полная масса, кг | 3063 |
Грузоподъёмность, кг | 800 |
Ширина лыжи, мм | 340 |
Ширина гусеницы, мм | 390 |
Удельное давление на снег с полной нагрузкой, кг/cм2: | 0,116 0,132 |
Максимальная скорость, км/ч:
|
48 15–20 |
В 1968 году были изготовлены новые образцы УАЗ-451С по несколько переработанной документации для увеличения ходимости гусеничных движителей (лент и катков). В этом же году начались эксплуатационные испытания УАЗ-451С, по одному образцу отправили в Тамбовскую область на сельскохозяйственную опытную станцию, в Татарскую АССР и в город Бугуруслан (Оренбургская обл).

По итогам эксплуатационных и последующих после них ресурсных испытаний было решено делать не просто снегоходную, а всепогодную машину с шарнирным сочленением рамы. Для этого раму от серийного автомобиля УАЗ-452Д предполагалось разделить на две части и установить на месте сочленения управляющие гидроцилиндры для осуществления машиной поворотов. При такой конструкции рамы на машину можно было бы устанавливать гусеничный ход не только на задний мост, но и на передний, что резко бы повысило возможности машины.
На новый снегоход уже подготовили большую часть конструкторской документации, но в январе 1971 года по указанию главного конструктора завода все работы по снегоходам в СКБ были прекращены.

УАЗ двигатель УМЗ 451-Turbo, многоточечный впрыск топлива; UAZ old Russian engine supercharged
Двигатель УМЗ-451М
УАЗ-451ДМ
Грузовой бортовой автомобиль УАЗ-451ДМ выпускался Ульяновским автомобильным заводом с 1965 по 1975 годы. От предшественника УАЗ-451Д отличается усиленными сцеплением и рессорами.
Технические характеристики:
Длина 4460 мм.
Ширина 2044 мм.
Высота 2070 мм.
База 2300 мм.
Колея спереди/сзади 1442/1442 мм.
Дорожный просвет 220 мм.
Длина бортовой платформы 2600 мм.
Ширина бортовой платформы 1870 мм.
Высота бортов 425 мм.
Погрузочная высота 1010 мм.
Компоновка переднемоторная, заднеприводная.
Колёсная формула 4х2
Кузов — деревянная платформа с тремя открывающимися бортами.
Кабина — над двигателем, двухместная, цельнометаллическая.
Грузоподъёмность 1000 кг.
Снаряженная масса 1510 кг.
на переднюю ось 850 кг.
на заднюю ось 660 кг.
Полная масса 2660 кг.
на переднюю ось 1120 кг.
на заднюю ось 1540 кг.
Радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса 6 м.
наружный габаритный 6,8 м.
Максимальная скорость 100 км/час
Тормозной путь со скорости 70 км/час 53 м.
Контрольный расход топлива при 30-40 км/час 12 л/100 км.
Двигатель УМЗ-451М: карбюраторный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, верхнеклапанный.
Диаметр цилиндра и ход поршня 92х92 мм.
Рабочий объём 2445 см³
Степень сжатия 6,7
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Максимальная мощность 70 л.с. (55,2 кВт) при 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент 17 кгс*м (166,7 Н*м) при 2000-2500 об/мин
Карбюратор К-22И или К-124
Напряжение электрооборудования 12 В
Аккумуляторная батарея 6СТ-54
Реле-регулятор РР-24Г
Генератор Г-12, 220 Вт.
Стартер СТ-21, 1,5 л.с.
Прерыватель-распределитель Р-3Б
Свечи зажигания А-14У
Сцепление однодисковое, сухое.
Коробка передач 4-ступенчатая с синхронизаторами на III и IV передачах.
Передаточные числа коробки передач 4,12; 2,64; 1,58; 1,00; З.Х. — 5,224
Главная передача одинарная коническая со спиральными зубьями.
Передаточное число главной передачи 5,125
Рулевой механизм глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число 20,3.
Передняя и задняя подвески на продольных полуэллиптических рессорах; амортизаторы гидравлические, телескопические.
Рабочие тормоза барабанные с гидравлическим приводом.
Стояночный тормоз барабанный с механическим приводом на трансмиссию.
Число колёс 4+1
Шины 8,40-15
Основной топливный бак 55 л.
Дополнительный топливный бак 56 л.
Топливо бензин А-76, А-72.
Календарь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
УАЗ 452 Д (разг. Головастик)
ТОП-2 модификации советского легкого грузового автомобиля УАЗ-451
УАЗ-451 '1961–65 | УАЗ-451Д '1961–65 | УАЗ-451М '1965–82 | УАЗ-451МИ Опытный | |
---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
1961–1965 | 1961–1965 | 1965–1982 | 1975 | |
основные | ||||
расположение руля | слева | |||
количество дверей | 5 | 2 | 4 | 5 |
количество мест | ||||
всего | 2 | |||
геометрия | ||||
габариты | ||||
длина | 4 360 мм | 4 460 мм | 4 360 мм | |
ширина | 1 940 мм | 2 044 мм | 1 940 мм | |
высота | 2 020 мм | 2 070 мм | ||
колёсная база | 2 300 мм | |||
колея | ||||
передняя | 1 442 мм | |||
задняя | 1 442 мм | |||
дорожный просвет | ||||
стандарт | 220 мм | 305 мм | 220 мм | |
масса | ||||
снаряженная | 1 520 кг | 1 500 кг | 1 540 кг | 2 500 кг |
полная | 2 470 кг | 2 450 кг | 2 700 кг | 3 000 кг |
двигатель | ||||
название | ЗМЗ-451 | УМЗ 451М | ||
расположение | спереди, продольно | |||
система питания | карбюратор | |||
цилиндры/клапаны | l4/2 | |||
объем | 2 445 см³ | |||
мощность | ||||
мощность | 70 л.с. | 75 л.с. | ||
в диапазоне от | 4 000 об/мин | |||
в диапазоне до | 4 000 об/мин | |||
крутящий момент | ||||
крутящий момент | 170 Нм | 166 Нм | ||
в диапазоне от | 2 000 об/мин | |||
в диапазоне до | 2 000 об/мин | 2 500 об/мин | ||
степень сжатия | 6,7 | |||
топливо | А-66 | А-76 | электричество | |
турбонаддув | нет | |||
охлаждение | жидкостное | |||
трансмиссия | ||||
привод | задний | |||
коробка передач | МКПП 3 | МКПП 4 | ||
сцепление | Однодисковое, сухое | |||
подвеска и рулевое управление | ||||
тип рулевого управления | Глобоидальный червяк с двухгребнеым роликом, передаточное число — 20,3 | |||
тип передней подвески (уст.) | На продольных полуэллептических рессорах; амортизаторы гидравлические, телескопические. | |||
тип задней подвески (уст.) | На продольных полуэллептических рессорах; амортизаторы гидравлические, телескопические. | |||
электрика | ||||
напряжение бортовой сети | 12 V | |||
динамические характеристики | ||||
максимальная скорость | 95 км/ч | 60 км/ч | ||
ограничитель скорости | нет | |||
эксплуатационные характеристики | ||||
угол въезда | 34 ° | |||
угол съезда | 29 ° | |||
объем топливного бака | 56 л | 48 л | 56 л | |
расход топлива | ||||
Неустановленный метод | ||||
смешанный режим | 12 л/100км | |||
грузоподъемность | 800 кг | 1 000 кг | 500 кг | |
разворот | ||||
диаметр | 12 м | 6 м | 12 м | |
тормозная система | ||||
ABS | нет | |||
передние тормоза | ||||
описание | С гидравлическим приводом | Барабанные, с гидравлическим приводом. | С гидравлическим приводом | |
тип | барабанные | |||
задние тормоза | ||||
описание | С гидравлическим приводом | Барабанные, с гидравлическим приводом. | С гидравлическим приводом | |
тип | барабанные | |||
колёса и диски | ||||
передние | ?J × 15 ???/?? R15 |
|||
задние | ?J × 15 ???/?? R15 |
|||
место производства | Ульяновск | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Составители: Владимир Беляев Alfasud
Информация собрана участниками проекта. Если вы нашли ошибку или желаете заполнить пробелы, вы можете сделать это, пройдя процедуру регистрации на сайте.