Трактор ТТ 4 впервые сошел с конвейера АТЗ в 1970 г. Он предназначен для перевозки древесины больших размеров.
Кроме этого, трелевочный трактор ТТ 4 способен производить погрузку деревянных столбов на специальные платформы и железнодорожные составы.
Чаще всего эта машина выполняет транспортировочную функцию по перевозке древесины из леса к складам.
При помощи гусениц это устройство может передвигаться даже в условиях болотистой поверхности.
Разрабатывался ТТ4 на основе ТДТ-75. Инженеры-конструкторы просто видоизменили кабину и заменили мотор на более современный.
Трактор ТТ 4 имеет закрытое днище, что предотвращает механические повреждения вследствие езды по неровному лесному покрову, где зачастую встречаются пни, коряги и крупные валуны.
Эта модель не относится к семейству бюджетных трелевочных тракторов. АТЗ предлагает своим клиентам рассмотреть каталог с моделями нескольких лет выпуска.
Цена за модель 2000-х годов будет колебаться от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
Продажа более новых экземпляров стартует от 2 миллионов.
Что говорить, если цена замены двигателя составляет около 200 тыс. рублей.
Вес трактора ТТ 4 достигает 12 800 кг., а его габаритные размеры составляют 600×250×275 см.
Ширина гусениц – 50 см. Клиренс ТТ 4 составляет 49 см., а межколесное расстояние – 2 м.
Гусеничный трактор ТТ 4 оборудован специальным трелевочным дизельным мотором мощностью в 110 л.с.
Цилиндры двигателя находятся в вертикальном положении. Температура мотора поддерживается благодаря водяному охлаждению.
Смазывание цилиндров может происходить двумя способами: методом разбрызгивания или через высокое давление.
Топливо в камеру сжигания поступает методом впрыскивания.
Запуск двигателя трелевочного трактора ТТ 4 происходит благодаря стартеру, который в зимнее время дополнительно подогревается.
Выхлопные газы проходят через двойную фильтрацию, для их максимальной очистки.
Топливо проходит тройную систему очистки: грубую, тонкую и контрольную. Таким образом, к двигателю подается уже очищенный дизель.
На трелевочном тракторе ТТ 4 предусмотрено 12 скоростей: 8 ступеней для езды вперед и 4 задних.
Благодаря этому можно выставить необходимую скорость передвижения в зависимости от выполняемой работы и массы перевозимого груза.
Трансмиссия этой модели включает в себя КПП, задний мост и конечную передачу.
На трелевочном тракторе ТТ 4 установлено сухое сцепление, которое постоянно замкнуто. Муфта оборудована двумя дисками.
Главная передача состоит из двух конических шестеренок, которые оборудованы зубьями спирального типа.
В ходовой части применяется полужесткая подвеска. В ней предусмотрено 4 каретки (2 сзади и 2 подрессорные). С каждой стороны предусмотрено по 5 цельных катков.
Гусеницы натягиваются при помощи кривошипно-винтового механизма. Для уменьшения вибрации на них установлены пружинные амортизаторы.
Задний мост дополнительно усилен для выдерживания больших нагрузок во время эксплуатации.
Кабина трелевочного трактора ТТ 4 оборудована сиденьями для двух людей, они располагаются с левой стороны от мотора. Положение операторского кресла можно регулировать по высоте благодаря гидроамортизатору.
Впереди установлена приборная панель, а рядом рычаг для открытия решеток на радиаторе. Сзади располагается лебедочный рычаг.
Также в тракторе ТТ4 предусмотрены стеклоподъемники. Перед попаданием в кабину оператора можно подогревать входящий поток воздуха при помощи радиатора.
Для предотвращения образования ледяной корки на переднем стекле, установлен его подогрев.
На тракторе ТТ4 установлено 2 лебедки. Одна из них имеет тягу 9 тс., вторая 12 тс.
Применение
При стандартной эксплуатации трелевочного трактора ТТ4 используют плуги и отвал-лопаты для зачистки лесной территории от грязи и снега.
Таким же образом происходит подготовка почвы во время проведения строительства дорог.
Если немного изменить конструкцию устройства, то можно использовать специальное навесное оборудования для проведения бурения, прокладки труб, монтажа столбов и проводке кабелей.
Обслуживание
Прежде чем начать полноценную эксплуатацию трелевочных гусеничных тракторов ТТ 4 необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. В ней представлена проиллюстрированная информация касательно сборки, обслуживания и кинематической схемы устройства.
- Для притирки деталей и механизмов выполняют обкатку трактора на неполных оборотах. В этот период рекомендуется производить все работы, избегая повышенных нагрузок.
- По завершении обкатки необходимо сменить моторное и трансмиссионное масло.
- Следует регулярно очищать корпус трактора ТТ 4 от пыли и масляных пятен, контролировать давление в шинах, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза
- По окончании полевых работ проводят консервацию, а именно: очищают трактор от загрязнений, сушат, сливают масло и топливо, смазывают детали, чтобы не формировалась коррозия, накрывают и ставят в сухое место
- Масло в двигателе необходимо менять каждые 100 часов пробега. Это делается для устранения образовавшихся там механических примесей, и недопуска выхода из строя деталей. Лучше всего использовать М-10Г2к или М-10дм.
- Трансмиссионное масло необходимо менять еще реже, всего 1 раз на 1000 отработанных часов. Для этих целей можно использовать Тап-15в.
- Двигатель в ТТ4 дизельный. Эта машина и неприхотлива к качеству топлива, но все, же рекомендуется заливать чистый и свежий дизель.
Основные неисправности и ремонт
Одной из главных причин популярности тракторов ТТ 4 является их выносливость, ремонтопригодность и способность проводить работы в самых тяжелых условиях.
Пути устранения большинства поломок проиллюстрированы в виде схем в инструкции по эксплуатации, и разобраться с ней не возникнет никаких проблем.
Большинство запчастей можно окупить на обычном рынке. Если же поискать в интернете, то можно найти целый каталог запчастей от интернет-магазинов, которые занимаются продажей трелевочного оборудования.
Многие владельцы тракторов ТТ 4 сталкиваются с проблемой запуска мотора. Вот что может быть причиной этому:
- Нехватка масла или топлива;
- Попадание посторонних частиц в фильтры топлива и воздуха;
- Неисправность системы зажигания;
- Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе.
- Есть ли топливо и масло в соответствующих отсеках;
- Затянуты ли болтовые соединения по корпусу;
- Правильно ли закреплено навесное оборудование или грузы;
- Исправны ли гусеницы.
Если от трактора ТТ 4 идет очень большая вибрация, то вот что необходимо проверить:
На последний пункт необходимо обратить особое внимание. Самым слабым и уязвимым местом трелевочного трактора являются именно гусеницы.
Средний срок их эксплуатации составляет 2 года, потом они затупляются и приходят в негодность.
Необходимо один раз в три месяца осматривать их на предмет серьезных повреждений, и, при необходимости, подваривать. На форумах есть большое количество фото и видео, как необходимо следить за состоянием этой детали ТТ 4.
Видео
Ниже приведен видео обзор трелевочных работ трактором ТТ 4 в зимний период:
А вот видео обзор о работе ТТ 4 летом:
Отзывы владельцев
На форумах можно встретить большое количество фото и видео отзывов о работе с трактором ТТ 4. Вот несколько из них:
Василий:
«Отличная машина для лесозаготовительных работ. Она оборудована крепким щитом и мощной лебедкой. В освоении управления проблем не возникло. Зачастую применяется не только для трелевки леса, но и в качестве погрузчика. По своим техническим характеристикам отличная модель, но цена все-таки высоковата»
Алтайский трелевочник МСН-10 (современная версия легендарногоТТ-4М).
ТТ-4М: технические характеристики
ТТ-4М – высокопроизводительный чокерный трактор, одна из самых мощных моделей своего времени, а также среди трелевочных тракторов. Машина является усовершенствованным вариантом модели ТТ-4. Техника позиционируется как трактор 4-й тяговой категории, и широко используется в лесной промышленности, в транспортировочных операциях по перевозке леса. Трактор перевозит лес в полупогруженном состоянии, после чего лес загружается на лесовозы. Рассматриваемая модель, по сути, является основой для специализированных машин. Например, на базе ТТ-4М можно получить валочно-трелевочную технику или валочно-пакетирующий аппарат. Кроме того, данный трактор выполняет погрузочные, крановые и бурильные функции. ТТ-4М можно переоборудовать в передвижной сварочный аппарат, землеройную и пожарную машину. Техника обладает широкими внедорожными возможностями на пересеченной местности.
ТТ-4М выпускался до 2010 года – к тому моменту АТЗ прекратил свое существование. Трелевочный трактор ТТ-4М пользовался высоким спросом в СССР, а затем и на постсоветском пространстве. На сегодняшний день машина востребована в небольших предприятиях, образованных из «остатков» производственных мощностей, которые раньше принадлежали заводу АТЗ времен СССР.
Навигация по статье
Технические характеристики
- Двигатель – дизельный, А-01 МЛ
- Мощность – 80 кВт
- Скорость – 20 км/час
- Давление на грунт – 44 кПа
- Частота вращения – 1600 об/мин
- Цилиндры, шт – 6
- Ход поршня/диаметр цилиндра – 140 мм/130 мм
- Потребление топлива – 250 г/кВт ч
- Вместимость бака – 135 л
- Параметры колеи – 2000 мм
- Колесная база – 2720 мм
- Ширина гусениц – 500 мм
- Количество опорных катков/гусеничных звеньев – 5/69 шт
- Шаг звена/клиренс – 150 мм/500 мм
- Масса (сухая) – 12800 кг
- Масса (с полным баком) – 13100 кг
- Длина – 6000 мм
- Диаметр лебедочного барабана – 290 мм
- Длина троса – 500 мм
- Тяговое усилие лебедки на первой/второй передаче: 117/88 кН
- Нагрузка на погрузочный щит – 6000 кг.
Особенности устройства и эксплуатации
- ТТ-4М – оригинальный трелевочный трактор с троссово-чокерными навесными опциями.
- ТТ-4М-01 – универсальная машина с поддержкой большого ассортимента опций. Например, к такому трактору можно подключить специальные крановые машины и механизмы. Погрузочное устройство, лебедка с раздаточной коробкой, гидропривод – все эти компоненты отсутствуют. Можно установить более вместительный масляный бак.
- ТТ-4М-04 – машина с дополнительными опциями – толкателем с гидроприводом.
- ТТ-4М-07 – трактор с возможностями бульдозера.
- Трактор ТТ-4М, безусловно, обладает более передовыми характеристиками по сравнению с ТТ-4. Это касается и более высокой надежности, грузоподъемности и внедорожных качеств. Но при этом инженеры не стали сильно менять общую компоновку, которая построена по классической схеме – в ее основе лежит рамная конструкция с передним расположением ДВС и кабины механизатора, а в задней части расположены КПП и погрузочное устройство. Дизельная силовая установка закреплена на остове и закрыта облицовкой. Непосредственно перед мотором расположены системы смазки и охлаждения. В правой части крыла рамной конструкции отведено место для установки заправочного резервуара гидравлической системы. Там же расположена и аккумуляторная батарея. Технологическое оборудование установлено за кабиной, на рамных лонжеронах, и включает в себя лебедку, раздаточную коробку и погрузочное устройство. Последнее, в свою очередь, включает в себя погрузочный щит и собственную гидросистему.
Погрузочный щит представляет собой цельнометаллическую конструкцию с лонжеронами, настилом и силовым каркасом. - Подвеска – полужесткого типа, включает в себя балансирные компоненты и четыре каретки. Обратим внимание, что улучшить амортизационный эффект удалось с помощью подрессоривания передних кареток. Передние рычаги изготовлены из хроммарганцево-кремниевой стали. Из такого же материала выполнены и передние рычаги, а также балансиры и оси. Такая сталь отличается прочностью и стойкостью к повреждениям на протяжении всего срока службы трактора.
Кроме того, разработчики смогли улучшить свойства самоочищения гусениц, а также эффективность работы сцепления. Для этого пришлось основательно переработать конструкцию гусениц – они состоят из звеньев с длинными или короткими грунтозацепами. - Дополнительные навесные опции, доступные под заказ согласно договору на поставку: вал отбора мощности, предпусковой подогреватель для ДВС, упряжная скоба, привод гидронасоса для дополнительного отбора мощности, жалюзи и решетка на стекла кабины, а также гусеницы в ширину до 500 мм.
Что касается салонного пространства, оно оформлено в соответствии с духом того времени. Кабина имеет цельнометаллическую крышу, а также единственное водительское место. Сама кабина крепится к раме с помощью резиново-металлических амортизаторов. Салон превосходно защищен каркасом безопасности, который усилен стальными трубами. - Трактор ТТ-4М оснащен дизельным мотором, установленным непосредственно перед кабиной. Для оптимального распределения центра тяжести мотор смещен вправо, и закреплен на раме трактора с помощью амортизаторов, и зафиксирован на четырехточечных опорах. Агрегат представляет собой четырехтактный дизельный ДВС А-01 МРСИ, разработанный на Алтайском моторном заводе. Двигатель имеет непосредственный топливный впрыск, а также является частью модернизации классического семейства моторов АМЗ А-01. Расположение цилиндров – рядного, вертикального типа. При рабочем объеме 11 литров двигатель развивает 130 лошадиных сил, а крутящий момент составляет 630 Н/м. Мотор наделен превосходными тяговыми характеристиками, которых в полной мере достаточно, чтобы раскрыть потенциал рабочих органов и подвижных частей трактора, в том числе и возможности гусеничного шасси. Мотор оборудован пусковым устройством П-10УД и электростартером СТ-362. Кроме того, в конструкцию входит двухскоростной редуктор, а также предпусковой подогреватель ПЖБ-300Б и декомпрессор.
- В трансмиссии используется постоянно замкнутая муфта сцепления, фрикционного типа, с двумя дисками. Муфта встроена непосредственно в маховик дизельного мотора и защищена крышкой. Передача крутящего момента от маховика к валу осуществляется за счет силы трения, которая происходит в момент сжатия дисков пружинами. В результате (при выключении муфты сцепления) между дисками обеспечивается равномерный зазор.
Трансмиссия сконструирована из карданной передачи и блока, в который входит реверсивный редуктор и непосредственно сама коробка передач, задний мост и конечные передачи. Задний мост включает в себя вал отбора мощности, привод с промежуточным валом реверс-редуктора. Из других важных элементов КПП отметим трубчатые валы (2 шт.) с карданными шарнирами и игольчатыми подшипниками.
Всего в активе механической КПП – восемь передних и четыре задних передачи, снабженные механизмом блокировки скоростей. Главная скорость имеет конструкцию из конических шестеренок (2 шт.), усиленных спиральными зубьями. Поворотная функция – планетарная, сдвоенная, одноступенчатая, с сухими ленточными тормозами. В конструкцию конечной передачи входят цилиндрически шестеренки (2 шт.) с прямыми зубьями.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора ТТ-4М на российском рынке составляет 4 миллиона рублей. Цена указана на машину в новом состоянии.
Отзывы
- Николай, Санкт-Петербург. В этой машине есть все, что нужно для землеройных операций. Трактор можно оборудовать различными орудиями, и тем самым повысить производительность. Данная модель не отличается надежностью и выносливостью, так как каждый раз приходиться что-то чинить после многосменной работы. Но техника продолжает работать в нашем хозяйстве более 20 лет, и это о чем-то говорит. Наиболее капризной является ходовая часть. Гусеничный трактор ТТ-4М слишком шумный и прожорливый, тяжелый и неповоротливый. По современным меркам он однозначно проигрывает нынешним тракторам, но при этом выигрывает по ремонтопригодности. Машина изготовлена из полностью отечественных компонентов, что для наших условий является несомненным плюсом. К тому же, многие запчасти можно достать где угодно, и не ждать месяцами в случае заказа. Порадовала отличная проходимость машины, но радиус разворота слишком большой, из-за чего ТТ-4М не годится для труднодоступной местности. Кабина одноместная, с минимальными элементами комфорта – например, есть отопитель, который хорошо адаптирует машину к суровым климатическим условиям. Надеюсь, что трактор ТТ-4М прослужит нашим фермерам и агрономам еще как минимум лет пять, так как покупать новый современный трактор – дело затратное.
- Дмитрий, Смоленск. Машина в целом понравилась – во многом благодаря своей ремонтопригодности и доступности деталей. Про гигантский расход топлива и дискомфорт в кабине можно и промолчать, учитывая сравнительно низкую стоимость владения. Трактор ТТ-4М наделен отличной проходимостью, и превосходно подходит для работы в густом лесу. Данный аппарат можно без проблем переоборудовать в бульдозер, и тем самым повысить его возможности в несколько раз. Посредственная управляемость компенсируется большой грузоподъемностью – на эту машину можно погрузить большое количество древесины, бревен и другой грузовой тары. Из дефектов в двигателе отмечу частый перегрев системы охлаждения, которая не справляется при жаркой температуре.
Алтайский трелевщик МГ4 (ТТ-4) с бульдозерным отвалом
Трактор ТТ-4 — универсальный трелевочник советских времен
Описание модели ТТ-4 (ТТ-4)

Для лесной промышленности с ноября 1971 года завод выпускает трелевочный трактор ТТ-4. Широким внедрением на лесозаготовках новой технологии лесосечных работ, основанной на их полной механизации, обусловлена необходимость создания трелевочного трактора ТТ-4М с одноместной кабиной.
Тип трактора: гусеничный
Трелевочный класс: 4Т
Скорости в км/ч и тяговые усилия в кГ по передачам (расчетные, без нагрузки на щите, при коэффициенте сопротивления движению трактора, равном 0,1):
вперед: 2,25/10600; 2,60/8900; 3,15/7200; 4,30/4900; 5,10/4100; 5,90/3400; 7,10/2600; 9,75/1500
назад: 3,40/6500; 3,90/5400; 4,70/4300; 6,50/2700
Габаритные размеры трактора в мм:
длина: 6000
ширина: 2500
высота: 2750
База в мм: 2720
Колея в мм: 2000
Наименьший дорожный просвет при полном погружении почвозацепов в почву, мм: 490
Масса трактора в кг:
сухая: 12500
эксплуатационная: 13000
Координаты центра тяжести трактора в мм:
по длине (от оси звездочки): 2270
по ширине (от оси трактора): 10
по высоте (от грунта): 1110
Статическая устойчивость трактора в градусах:
продольная: 45
поперечная: 42
Среднее статическое удельное давление на почву в кГ/см2: 0,45
Удельная масса в кг/л.с.: 115
Основной двигатель
Марка двигателя: А-01МЛ
Тип двигателя: четырехтактный дизель с непосредственным впрыском
Мощность номинальная, л.с.: 130
Масса двигателя (сухая, без радиатора, со сцеплением), кг: 1250
Число цилиндров: 6
Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4
Расположение цилиндров: вертикальное в один ряд
Диаметр цилиндра, мм: 130
Ход поршня, мм: 140
Часовой расход топлива при полной загрузке, кг/ч: 20,4
Оценочный удельный расход топлива, г/э. л.с.·ч: 195
Минимальный удельный расход топлива, г/э. л.с.·ч: не более 185
Рабочий объем цилиндров, л: 11,15
Литровая мощность, л.с./л: 9,85
Степень сжатия: 16,5
Направление вращения коленчатого вала: правое, если смотреть со стороны шестерен газораспределения
Номинальная скорость вращения коленчатого вала, об/мин: 1600
Номинальный крутящий момент, кГ·м: 49,2
Максимальный крутящий момент, кГ·м: 57
Скорость вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин: 1100-1300
Скорость вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин:
максимальная: 1730
минимальная: 600
Запас крутящего момента, не менее, %: 15
Головка блока цилиндров: чугунная отливка, выполненная заодно с клапанной коробкой
Подшипники:
коренные: Скольжения, сталеалюминиевые, 7 шт.
шатунные: Скольжения, сталеалюминиевые
Число поршневых колец:
компрессионных: 3
маслосъемных: 2
Расположение клапанов: Верхнее, вертикальное в головке блока цилиндров
Зазор между клапанами и коромыслами (в холодном состоянии): 0,25-0,30
Фазы газораспределения в градусах
впуск:
начало: 20 до в.м.т.
конец: 50 после н.м.т.
выпуск:
начало: 50 до н.м.т.
конец: 20 после в.м.т.
Топливный насос: Шестиплунжерный; дозирование осуществляется отсечкой в конце подачи
Форсунки: Закрытого типа с многодырчатым распылителем
Давление начала впрыска топлива, кГ/см2: 150+5
Угол опережения подачи топлива (по мениску) по углу поворота коленчатого вала, град: 30-2 до в.м.т.
Топливные фильтры:
грубой очистки: Фильтр ФГ-1
тонкой очистки: Фильтр 2ТФ-3 со сменными фильтрующими элементами из бумаги
тонкой контрольной очистки: Фильтр ТФ-3 со сменным фильтрующим элементом из бумаги
Регулятор скорости вращения: Центробежный, всережимный
Воздухоочиститель: С масляной ванной и трехступенчатой очисткой
Система смазки: Комбинированная
Масляный насос: Шестеренный двухсекционный с приводом от коленчатого вала
Масляные фильтры:
грубой очистки: Фильтр с сетчатыми элементами
тонкой очистки: Центробежный фильтр с реактивным приводом
Масляный радиатор: Трубчатый, с оребренными трубками
Давление масла в системе смазки в к.Г/см2
при минимальных оборотах на холостом ходу, не менее: 1
при номинальных оборотах на рабочем режиме: 3-5
Оборудование системы охлаждения: Управляемая из кабины шторка
Радиатор: Трубчато-пластинчатый
Вентилятор: Шестилопастной осевого типа
Привод вентилятора: Клиноременный
Топливо: Дизельное по ГОСТу 4749-49 или по ГОСTу 305-62
Масло: Дизельное по ГОСТу 8581-63: летом ДС-11, зимой ДС-8
Тип пускового устройства двигателя: Пусковой двигатель
Пусковой двигатель
Тип: Двухтактный, карбюраторный, одноцилиндровый
Марка: ПД-10У
Мощность, л.с.: 10
Скорость вращения коленчатого вала, об/мин: 3500
Диаметр цилиндров, мм: 72
Ход поршня, мм: 85
Топливо: Смесь бензина А-66 по ГОСТу 2084-56 с маслом, применяемым для основного двигателя в пропорции 15:1 (по объему)
Система смазки: Комбинированная
Карбюратор: К-16 или К-06
Магнето: М-24А1 или М-124
Электростартер: СТ-3505 напряжением 12 в, мощностью 0,6 л. с.
Механизм включения: Рычажный
Место крепления к дизелю: На картер маховика, с правой стороны
Передаточное, число от вала пускового двигателя к валу дизеля:
на первой передаче: 59,3
на второй передаче: 18,5
Редуктор: Планетарный, двухскоростной
Дополнительные пусковые приспособления: Декомпрессионный механизм
Трансмиссия
Сцепление: Двухдисковое, сухое, постоянно замкнутого типа
Соединение сцепления с раздаточной коробкой: Карданным валом с упругими карданными сочленениями
Соединение раздаточной коробки с коробкой передач: Трубчатым карданным валом с жесткими сочленениями на игольчатых подшипниках
Коробка передач: Механическая с цилиндрическими прямозубыми шестернями к реверсивным демультипликатором (реверс-редуктором)