ТДТ-40 – специализированная техника для трелевки (транспортировки) леса. Именно поэтому данный трактор отлично справляется с перевозкой поваленных стволов и длинных хлыстов деревьев.
Важной особенностью является отличная проходимость и выносливость, очень большой ресурс двигателя.
Особенности конструкции
ТДТ-40 обладает довольно скромными габаритными характеристиками, что чрезвычайно удобно, так как транспортировка стволов зачастую связана с перемещением по местности, густо заросшей деревьями:
Длина, мм | 4 500 |
Ширина по гусеницам, мм | 1 830 |
Агротехнический просвет, мм | 540 |
Полная масса, т | 6,5 |
Ширина по ручкам кабины, мм | 2 014 |
Высота, мм | 2 430 |
Ширина колеи, мм | 1 480 |
База, мм | 2 040 |
Вместимость, куб. м | 5 |
Грузоподъемность, т | 2,5 |
Масса, т | 6,5 |
Также благодаря столь скромным параметрам данный трактор не только легко эксплуатировать даже в самых сложных условиях, но и просто хранить.
Он без особых затруднений сможет поместиться даже не в очень большой бокс, ангар. Это сильно упрощает ремонт, особенно в зимнее время, когда на улице температура опускается существенно ниже нуля.
Трансмиссия
Трансмиссия рассматриваемого трактора является стандартной, типичной для техники подобного типа. Основными составными частями являются:
- муфта сцепления;
- КПП;
- задний мост;
- центральная передача;
- конечная передача.
Муфта сцепления представляет собой механизм, постоянно замкнутый. Он состоит из следующих основных составных частей:
- пары дисков;
- ведущих пальцев;
- пружин;
- кожухов;
- теплоизоляционной прокладки.
Работает данное сцепление по типовой схеме. К особенностям можно отнести то, что снятие возможно только совместно с упорно-радиальным подшипником.
Его функция заключается в нажатии на внутренние части сцепления, в процессе чего нажимной диск отводится от ведомого.
КПП – механическая, крепится при помощи болтов к картеру двигателя.
Особенностью является то, что внутри нее расположены целых четыре вала: первичный, вторичный, отбора мощности, а также необходимый для функционирования лебедки.
Задний мост является одной из самых габаритных составных частей трансмиссии. Он включает в себя:
- центральную передачу;
- поворотные муфты;
- механизмы, управляющие тормозами.
Также в задней части моста располагаются конечные передачи.
Ходовая часть
Ходовая часть рассматриваемого трелёвочного трактора по-своему уникальна. Отчасти именно благодаря ей он обладает потрясающей проходимостью, дающей возможность эксплуатировать его даже в самых сложных дорожных условиях.
Благодаря ходовым качествам в шестидесятых годах прошлого века ТДТ-40 был незаменим на лесоповале и в иных местах, где требовалось перевозить большие объемы необработанных стволов деревьев.
Ходовая состоит из следующих основных частей:
- рамы (лонжеронного типа);
- балансирно-рессорной подвески;
- колес;
- гусениц.
Рама представляет собой два швеллера, а также листы, служащие днищем трактора.
Имеются поперечные связи, выполненные из чрезвычайно прочного и коррозионно-устойчивого металла.
Поэтому рама является очень надежной, поскольку в нее заводом-изготовителем заложен довольно большой запас прочности. Имеются дополнительные листы, используемые для установки топливного бака, а также для монтажа кабины.
Основными составными частями балансирно-рессорной подвески являются:
- пара балансиров, снабженных рессорами;
- каретки (4 шт.);
- амортизаторы (4 шт.).
Все колеса представляют собой стальные литые диски.
Задние являются одноребордными, непосредственно к ним крепятся амортизаторы. Также имеются натяжные устройства.
Ведущие колеса оснащаются специальными зубчатыми венцами. Конструкция колес такова, что нередко они забиваются различным мусором и грязью.
Специальные очистители позволяют удалить ее без каких-либо затруднений. Размещаются они в задней части рамы на специальных кронштейнах.
Сами гусеницы, а точнее, их звенья, изготовлены из высокопрочной стали методом литья. Они соединяются между собой специальными плавающими пальцами, с одной стороны которых располагаются головки.
Двигатель и его технические характеристики
ТДТ-40 оснащался довольно мощным по тому времени двигателем под маркировкой Д-40Т (четырехцилиндровый, четырехтактный).
Данный мотор существовал в двух модификациях, обе они использовались для комплектования описываемой техники:
- с пуском при помощи дополнительного пускового двигателя;
- с пуском от электрического стартера.
Обе модификации чрезвычайно надежны, легко заводятся даже в минусовую температуру.
Двигатель оснащается системой жидкостного охлаждения, что дает возможность легко контролировать температуру, даже если осуществляется транспортировка при полной нагрузке в течение очень длительного времени летом.
В качестве хладагента может выступать как антифриз, так и обычная вода. Жидкость циркулирует благодаря специальному водяному насосу, емкость всей системы составляет 28 л.
Д-40Т имеет следующие характеристики:
Показатель | Параметр |
Мощность, л. с. | 45 |
Скорость вращения, об/мин | 1 500 |
Максимальный крутящий момент, Н*м | 24 |
Рабочий объем, л | 4,5 |
Степень сжатия | 17 |
Двигатель выполнен из металла, чрезвычайно устойчивого к коррозии. Дополнительно мотор охлаждается при помощи специального вентилятора.
Смазка двигателя осуществляется принудительным образом при помощи масляного насоса. В действие он приводится шестерней, расположенной на коленчатом валу.
Также в насосе имеется специальный клапан (редукционный). При правильной регулировке, даже если температура мотора поднимется выше критической, сальники и другие детали конструкции не будут выдавлены, появление течей практически полностью исключено.
В системе смазки присутствуют специальные фильтрующие элементы, которые дают возможность существенно увеличить интервалы между заменой масла.
Фильтр позволяет существенно увеличить ресурс всех деталей, испытывающих на себе силу трения.
Система подачи топлива
Подача топлива осуществляется из бака по латунному топливопроводу.
Поскольку материал является чрезвычайно коррозионно-устойчивым, это позволяет свести к минимуму вероятность повреждения трубки под воздействием внешних факторов.
В системе подачи топлива имеется встроенный фильтр, что дает возможность использовать солярку не самого лучшего качества. Топливный бак располагается сразу же за кабиной.
Давление в системе создается путем нагнетания топлива при помощи насоса (OHM) шестеренчатого типа. Присутствуют два фильтра (грубой и тонкой очистки), позволяющих удалить посторонние включения.
Каким оборудованием оснащается
Трелёвочный трактор оснащается оборудованием, позволяющим существенно упростить эксплуатацию техники:
- лебедка;
- погрузочный щит;
- гидропривод.
Фото: схема лебедки трелевочного трактора ТДТ-40
Картер лебедки выполнен из невосприимчивого к коррозии чугуна (легированного). На хвостовую часть червяка установлена ведомая звездочка, приводимая в движение посредством еще нескольких механизмов.
Червячная пара, на которую приходится большая часть нагрузки во время работы, функционирует в масляной ванне. Тормозной механизм, останавливающий вращение барабана, управляется из кабины водителя.
Щит, используемый для укладки на него стволов, представляет собой сварную шарнирную раму. Все балки выполнены из стальных швеллеров. Именно поэтому щит может выдерживать нагрузку величиной в 5,5 т.
Гидропривод включает в себя следующие составные части:
- масляный насос;
- распределитель;
- силовые цилиндры (2 шт.);
- расширительный бак.
История развития модели
Проект трелёвочной техники под маркировкой ТДТ-40 был создан еще в 1954 на МТЗ (Минском тракторном заводе).
Буквально за один год была подготовлена модель, успешно прошедшая испытания. В серию данный трелёвочный трактор пошел в 1956 году, и выпуск его продолжался в течение целых 15 лет.
Со временем модель устарела морально, но так как изначально она была удачной, на ее базе стали выпускать различного рода модификации.
Первым стал трактор ТДТ-40М. Его главным отличием от старшего брата был более мощный двигатель Д-48Т (45 л. с.). В остальном же обе модели практически идентичны.
Следующим витком развития данного направления тракторостроения является ТДТ-55. Данный трактор более габаритен, он оснащается мотором, мощность которого составляет целых 95 л. с.
Масса в сравнении с ТДТ-40 выросла более чем в 1,5 раза. Последним в данной серии является ТДТ-60. Производился он на Алтайском тракторном заводе.
ТДТ-40 обладает отличными рабочими и техническими характеристиками, делающими данный трактор актуальным до сих пор.
В некоторых отдаленных района Сибири он до сих пор используется, успешно функционирует. При надлежащем обслуживании и соблюдении правил эксплуатации ТДТ-40 и его модификации смогут прослужить долгие годы.
Цена
ТДТ-40 не выпускается уже довольно давно, но данную технику до сих пор можно купить. Стоимость ее относительно невысока, так как большинство сохранившихся до наших дней экземпляров находятся не в очень хорошем состоянии.
Владельцы наиболее «свежих» экземпляров обычно выставляют на продажу данный трактор за 100-150 тыс. руб. (если он на ходу).
Большая часть ТДТ-40, сохранившихся до сегодняшних дней, чаще всего продается на запчасти. Именно поэтому, приобретя технику даже в не очень хорошем состоянии, можно легко восстановить ее, так как практически все запасные части продаются на вторичном рынке.
Также многие подходят от аналогичных тракторов, выпущенных несколько позже.
В следующем видео вы узнаете, в каких сложных условиях иногда происходит трелевка леса, и каким образом модифицированная 55 модель трактора ТДТ-40 справляется с ними:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
РассказатьПоделитьсяПодписаться
похожие статьи
Источник Трелёвочный трактор ОТЗ-320
Трактор ТДТ-40: технические характеристики, фото
Источник фото: spez-tech.comФото ТДТ-40
Решение о разработке нового трактора, более мощного и надежного, было принято в начале 50-х годов прошлого столетия. Серийное производство машины, спроектированной специалистами Минского тракторного завода, стартовало в 1956 году. И уже к концу первого года было собрано 3 430 экземпляров. В 1957 году выпуск модели был также налажен на Онежском тракторном заводе. Производство продолжалось до конца 60-х годов, когда трактор был замещен более современным ТДТ-55.
Интересным является тот факт, что в 1969 году техническая документация на производство ТДТ-40 была передана Китаю. Позже на основе модели был разработана модернизированная версия, новый трелевочный трактор китайской сборки получил название J-65a.
Двигатель ТДТ-40
Изначально трактор комплектовали двигателем Д-40Т. Тип дизеля: четырехтактный бескомпрессорный вихрекамерный. Пусковой двигатель приводился в действие ручным способом — для этого использовался шнур, наматываемый на маховик. Двигатель закрывался капотом со съемными боковинами.
Источник фото: techmonuments.livejournal.comФото ТДТ-40
Уже в первый год производства специально для данного трактора был сконструирован новый 60-сильный дизельный двигатель Д-50, который был мощнее предыдущей модели на 10 л.с. Кроме этого, мотор был компактнее и меньше весил (на 350 кг).
Приведем характеристики двигателя Д-40Т.
Марка двигателя |
Д-40Т |
Номинальная мощность |
40 л.с. |
Максимальная мощность |
45 л.с. |
Число оборотов в минуту |
1 500 об/мин |
Пусковой двигатель, марка |
ПД-10М |
Масса, грузоподъемность
Конструктивная масса трактора составляет 6 500 кг, грузоподъемность достигает 2 500 кг. Отметим также, что значение удельного давления на почву находится на уровне 0,45 кгс/кв.см.
Габариты ТДТ-40
Габаритная длина при поднятом погрузочном щите |
4 500 мм |
Габаритная ширина по гусеницам |
1 830 мм |
Габаритная ширина по ручкам кабины |
2 014 мм |
Габаритная высота |
2 430 мм |
Дорожный просвет |
540 мм |
Ширина колеи |
1 480 мм |
База |
2 040 мм |
Технические характеристики
Главное предназначение ТДТ-40 — формирование воза, погрузка на щит трактора и транспортировка хлыстов из лесосеки. Для этого машина комплектовалась лебедкой и специальным погрузочным устройством. Трактор был эффективен при эксплуатации в условиях бездорожья, находил широкое применение на лесоповалах, на сплавных и транспортных работах. В том числе трактор мог передвигаться по лесосекам с пнями, поваленными деревьями и т.д.
Источник фото: nacekomie.ruГрузоподъемность трактора ТДТ-40 составляет 2,5 т
Трактор ТДТ-40 имел рамную конструкцию. Двигатель и кабина располагались в передней части, задние колеса были ведущими. Подвеска являлась балансирной с листовыми рессорами (присутствовало два главных балансира и четыре каретки). Для уменьшения риска повреждения ходовой части при избыточном натяжении гусеницы, направляющие колеса имели амортизирующее устройство. Если же говорить о гусеницах, то они были мелкозвенчатыми с литыми стальными звеньями (последние изготавливались из углеродистой стали и при производстве для больше прочности проходили термообработку).
Для работы в темное время суток, на корпусе были установлены четыре фары — по две спереди и сзади.
Число передач вперед/назад |
5/1 |
Скорость при движении вперед |
2,16 — 11,65 км/ч |
Скорость при движении назад |
2,90 км/ч |
Тяговое усилие лебедки |
4 350 кг |
Объем древесины, вывозимой трактором за один рейс |
4-6 куб.м |
Модификации
В 1961 году была представлена модификация, получившая индекс ТДТ-40М и пользовавшаяся даже больше популярностью, чем первоначальная версия. Машину можно назвать переходным "звеном" между ТДТ-40 и запущенным позже в производство ТДТ-55. В числе изменений — более мощный двигатель (модели Д-48Т) и наличие гидравлического устройства для сбрасывания погрузочного щита. Новый четырехцилиндровый четырехтактный мотор имел функцию вихрекамерного смесеобразования и развивал до 48 л.с. при 1 600 об/мин. Удельный расход топлива — 205 г/л. с. ч. Запуск осуществлялся от пускового двигателя ПД-10М.
Кроме этого, трактор обладал улучшенными динамическими свойствами (этого удалось добиться благодаря смещению центра тяжести вперед) и оснащался усиленной рамой.
Аналоги
Сравнимыми по техническим характеристикам моделями конкурентов являются: Кировец КТ-12, Онежец ТДТ-55, Онежец ТДТ-55А, Онежец 300БС, Онежец ТЛТ-100.
Видео
Видео — с канала "серов тв"
ТДТ-40. Обзор модели 1:43. Тракторы: История, люди, машины.
ТДТ-40 1956-1960-х годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание
ТДТ-40 | |
---|---|
Проект, г | 1954 |
Конструктор | Иван Иосифович Дронг |
Выпускался, гг. | 1956 — конец 1960-х |
Производитель | Минский завод, Онежский завод |
Назначение | трелёвочный трактор |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | 2 |
Полная масса, т | 6,5 |
Двигатель | Дизельный |
Длина, мм | 4500 |
Ширина, мм | 1830 |
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 540 |
Марка двигателя | Д-40Т, Д-48Т (на ТДТ-40М) |
Мощность, л.с. (кВт) | 40-45 |
Тип трансмиссии | механическая |
Тип подвески | балансирно-рессорная |
Последующая модель | ТДТ-55 |
ТДТ-40 (трактор дизельный трелёвочный) — советский трелёвочный трактор, производившийся с 1956 года на Минском тракторном заводе и с 1957 года на Онежском тракторном заводе до конца 60-х годов.
Трактор предназначался для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки. Кроме трелёвки леса он был незаменим на лесоповале, на всевозможных транспортных работах в условиях бездорожья. За один рейс вывозил в среднем 5 м3 древесины.
Создание[править | править код]
В начале 50-х годов Министерство лесной промышленности СССР решило отказаться от устаревшего, переставшего удовлетворять требованием лесной промышленности газогенераторного трактора КТ-12А и поставило задачу Минскому тракторному заводу создать новый трелёвочный трактор мощностью 60 лс. Однако инженеры и руководство завода решили, что один мощный класс трактора для всех зон на всех лесоразработках будет неэкономичен, поэтому приняли решение создать трактор средней мощности.
Конструкция ТДТ-40 была разработана в 1954 году[1] командой конструкторов под руководством Ивана Иосифовича Дронга[2]. Эксплуатационные испытания 1955 года трактор ТДТ-40 прошёл успешно и межведомственная комиссия постановила наладить его производство.
Производство[править | править код]
В мае 1956 года на МТЗ начался выпуск ТДТ-40[1]. К концу года их было выпущено 3 430 штук. С 1957 года ТДТ-40 также стал производится на Онежском тракторном заводе. Производство прекратилось в конце 1960-х годов. Вскоре трактор был вытеснен новой моделью — ТДТ-55.
В 1969 году СССР передал Китаю оборудование и документацию для производства ТДТ-40. В настоящее время в Китае производится трелёвочный трактор J-65a, который является глубокой модернизацией ТДТ-40[3].
ТДТ-40М[править | править код]
Модификация ТДТ-40М, производившаяся с 1961 года, была намного распространённей первоначальной модели и являлась своего рода переходным звеном между ТДТ-40 и ТДТ-55. В этой модификации применено гидравлическое устройство для сбрасывания погрузочного щита, установлен более мощный двигатель Д-48Т с вихрекамерным смесеобразованием, улучшены динамичные свойства (благодаря смещению центра тяжести вперёд), усилена рама и т. п.
Конструкция ТДТ-40М[править | править код]
Трансмиссия[править | править код]
Муфта сцепления — двухдисковая сухая постоянно замкнутого типа. В маховике двигателя закреплены шесть ведущих пальцев, на которые надеты промежуточный и нажимной ведущие диски. Ступицы ведомых дисков расположены на шлицах вала. Кожух закреплён на ведущих пальцах болтами. Пружины, установленные между кожухом и теплоизолирующей накладкой нажимного диска, производят сжатие дисков. Снятие сцепления производится муфтой с радиально-упорным подшипником, который при снятии сцепления нажимает на внутренние концы рычагов и через шпильки с регулировочными гайками отводит от ведомого диска нажимной диск. Для ограничения перемещения промежуточного диска в кожухе закреплены три регулировочных винта.
Коробка переключения передач — механическая, пятиступенчатая с блокировкой механизма переключения крепится болтами к картеру маховика двигателя. В корпусе коробки установлены первичный, вторичный валы, вал отбора мощности на лебёдку. Первичный вал соединён с валом муфты сцепления ступицей. Переключение передач производится при помощи кареток и, передвигаемых по шлицам первичного вала, и шестерни, передвигаемой по шлицам вторичного вала. На первичном валу жёстко закреплена шестерня первой передачи. На вторичном валу жёстко закреплены шестерни передач переднего хода, а также передняя вилка карданного вала. Включение вала отбора мощности производится шестерней. В корпусе коробки также установлена на оси шестерня заднего хода. Шестерня, находящаяся в зацеплении с большим венцом каретки, обеспечивает разбрызгивание масла при нейтральном положении коробки передач. Карданный вал эластичный с резиновыми втулками
передаёт вращение от вторичного вала коробки передач к ведущему валу центральной передачи.
Задний мост объединяет в своём корпусе центральную передачу, муфты поворота, тормоза, механизмы управления тормозами и муфтами поворота. В картерах, прикреплённых к корпусу заднего моста, размещены конечные передачи.
Главная передача состоит из двух конических шестерён. Вал 13 ведущей шестерни установлен в стакане 12 на шариковом и роликовом подшипниках. Ведомая шестерня 16 крепится болтами к фланцу вала 15 муфт поворота, установленному на роликовых конических подшипниках, поставленных в стаканах 14, прикреплённых к перегородкам корпуса 8 заднего моста. Муфты поворота смонтированы в крайних отсеках корпуса заднего моста. Ведущий барабан 21 каждой муфты закреплён на шлицевом конце вала 15, а ведомый 7 прикреплён болтами к фланцу 6, соединённому с ведущей шестерней конечной передачи. Каждая муфта поворота имеет пятнадцать ведущих и пятнадцать ведомых дисков 20. Давлением пружин 9 диски сжимаются между нажимным 18 и опорным 5 диском, прикреплённым к ведущему барабану. На ступице нажимного диска насажен радиально-упорный подшипник, наружное кольцо которого смонтировано в корпусе отводки 17. Тормоза — ленточного типа. Лента 19 тормоза охватывает наружную поверхность ведомого барабана муфты поворота. Управление муфтами поворота и тормозами осуществляется из кабины следующим образом: при оттягивании рычага управления на себя усилие через систему тяг и рычагов передаётся на валик 11, который с помощью кулачковой муфтой через рычажный механизм 10 передвигает отводку и отводит нажимной диск, сжимая пружины, при этом ведущие и ведомые диски перестают сжиматься, и ведомый барабан останавливается. Тормозная лента затягивается после выключения муфты поворота.
Бортовая передача — одноступенчатый редуктор, имеет две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. Ведущая шестерня 3 установлена на двух шариковых подшипниках. На шлицах концов вала 1 закреплены ведомая шестерня 22 конечной передачи и ведущее колесо 23 гусеничного движителя. Вал 1 с шестерней и колесом смонтирован на трёх шариковых подшипниках в крышке 2, прикреплённой к картеру 4 конечной передачи.
Ходовая часть[править | править код]
Рама сварена из двух лонжеронов швеллерноrо сечения, листов днища, поперечных связей, а также листов для установки кабины и топливноrо бака.
Колёса: направляющие — двойные стальные литые одноребордные с гладким ободом, натяжным устройством и амортизирующими пружинами, ведущие — двойные венцы на общей ступице, имеют литые стальные корпуса и по два зубчатых венца, зацепление — цевочное. Загрязнение ведущих колёс и забивание их мусором предотвращается при помощи очистителей, закреплённых на задних кронштейнах рамы.
Натяжное приспособление — кривошип с винтом и амортизирующей пружиной.
Подвеска балансирно-рессорная. Состоит из двух боковых балансиров 4 с рессорами, четырёх кареток 2, четырёх амортизаторов 1 и других деталей. Каждый главный балансир состоит из продольной трубы 3, поперечной трубы 5 и двух головок 6 на концах продольной трубы. Рессоры 7 расположены в головках балансира. Амортизаторы установлены на выступающих цапфах головок главных балансиров и вступают в работу, когда упругий ход рессор выбран.
Гусеницы имеют стальные литые звенья, соединённые между собой плавающими пальцами с головками на одном конце. На картерах конечных передач закреплены заталкиватели пальцев в исходное положение.
Оборудование[править | править код]
Болтами к раме крепится однобарабанная реверсивная лебёдка. Картер сделан из легированного чугуна. Червяк стальной однозаходный. На шлицованный хвостовик червяка насажена ведомая звёздочка цепной передачи, при помощи которой осуществляется привод лебёдки. Червячное колесо имеет стальную ступицу и бронзовый литой венец. Колесо насажено на шлицы вала барабана. Вал вращается на трёх текстолитовых втулках. Червячная пара работает в масляной ванне. Барабан — литой чугунный. Привод барабана — цепной, осуществляется подвижной кулачковой муфтой, передвигаемой по шлицам вала. На барабан навит трос диаметром 17 мм и длиной 40 м. Правая реборда барабана охвачена стальной тормозной лентой. К внутренней поверхности ленты приклепана тормозная накладка. Управление тормозом производится из кабины. Вращение от вала отбора мощности коробки передач передаётся червяку лебёдки через цепную передачу втулочно-роликовой цепью.
Щит погрузочного устройства — откидной сварной на шарнирной раме. Продольные балки щита выполнены из швеллеров. В передней части щита на поперечной трубе подвешен блок, направляющий движение троса. Шарнирная рама воспринимает и передаёт на трактор нагрузки от сбора древесины. В транспортном положении щит лежит передней частью на буферах передней опоры, а задней — на двух ползунах.
Гидропривод состоит из масляного насоса типа НШ-60В, трёхзолотникового распределителя типа Р40/75, двух силовых цилиндров типа ЦС-110 и бака. Для управления гидроцилиндрами щита используется один золотник.
Напряжение в сети электрооборудования 12 В. Генератор — постоянного тока мощностью 240 Вт.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Литература[править | править код]
Б. Ф. Косенко, Б. П. Тюркин. Тракторы. — Л.: Лениздат, 1968. — 140 000 экз.