Штабелеры: виды, принцип работы

Штабелеры: виды, принцип работы

Штабелеры: виды, принцип работы

Главная » Виды штабелеров и их назначение

Виды штабелеров и их назначение

Штабелер предназначен для подъема грузов на поддонах или паллетах. Такую технику используют на складах со стеллажами, при перемещении товара на относительно большую высоту. Она не заменяет собой погрузчик, выполняя только одну функцию – подъем. Впрочем, все зависит от типа оборудования.

При выборе техники для склада важно ориентироваться на высоту стеллажей, площадь помещений, предполагаемую загрузку (то есть сам грузопоток и его интенсивность). В одних случаях будет оптимальная ручная модель, в других без многофункциональной спецтехники с бензиновым или электромотором не обойтись.

Ручные модели

Ручные штабелеры обойдутся недорого. Это простая в эксплуатации и ремонте техника, которую можно купить на небольшой склад. Они могут иметь ручной, ножной или комбинированный привод. Перемещать их можно вручную, с помощью шасси. Это усложняет работу, если оборудование используют на большой площади.

Вилы, на которые выкладывают поддоны, поднимаются также за счет физической силы работника. Нагрузка на них может составлять от 500 до 2000 кг. Для того, чтобы человек мог поднять такой вес на высоту, используют гидравлический механизм или лебедку. Гидравлические штабелеры популярнее: они надежнее, реже ломаются, позволяют поднимать большой вес. Высота подъема – до 3,5 метров.

Ручное оборудование можно использовать на небольших складах, при разгрузке грузовых автомобилей.

Электроштабелеры

Большой разницы между ручной и электрической моделью подъемника нет: и тот, и другой поднимают грузы на 3,5 метров, а максимальная грузоподъемность составляет 2 тонны. Важно и то, что технику обоих типов приходится перевозить вручную, поэтому ее не применяют на больших складских площадях: перевозка занимает слишком много времени и отнимает слишком много сил.

Впрочем, электрический штабелер имеет одно преимущество перед ручным: для него не требуется физическая сила. Пользоваться такой техникой может даже женщина: гидравлический механизм приводит в действие электромотор. С помощью подъемника можно выложить до 60 паллет за смену.

Спецтехника работает от аккумулятора, который, наряду с электродвигателем, увеличивает ее вес. Передвигать такой штабелер будет сложнее, чем ручной. Его используют на небольших складах с повышенным грузопотоком. Такие площадки должны быть подключены к электросети: аккумулятор придется регулярно подзаряжать.

Самоходные модели

Перед вами – один из самых удобных складских подъемников. Он больше похож на полноценные погрузчики, чем ручные или электрические модели. В его конструкции предусмотрены моторы, отвечающие как за подъем грузов на высоту, так и за передвижение в горизонтальной плоскости.

Самоходный штабелер способен передвигаться на скорости до 10 км/ч, чего вполне достаточно для большого помещения или открытой складской площади. Высота подъема – до 5,5 метров. Оператор управляет техникой со специальной рабочей платформы. Существуют также поводковые модели, когда оператор управляет штабелером, шагая следом.

Производительность такой спецтехники – до 100 паллет за смену. Она подходит для больших складов с большим грузопотоком. Среди ее преимуществ – удобство эксплуатации, мобильность, экономия времени.

Складские краны

Стандартный штабелер (даже самоходный) – это некая разновидность погрузчика. Он имеет шасси и вилы, не требует установки, может применяться на разных объектах. Кран-штабелер – совершенно иной механизм. По факту, это кран-балка, которую устанавливают и используют на одной площадке. Ее невозможно перевезти на другое место без дополнительных затрат на демонтаж и монтаж.

От других кранов он отличается конструкцией, в которую входит поворотная колонна. По ней передвигается тележка с грузозахватным механизмом для поддонов. За передвижение отвечает привод. Оператор находится за пультом управления.

Благодаря такому крану можно ускорить погрузочно-разгрузочные работы. Его характеристики заметно превышают параметры электрических и самоходных штабелеров: кран может поднять до 6 тонн одновременно на высоту до 10 метров. Высота может быть и выше: все зависит от конкретного объекта.

Если другие подъемники можно купить в готовом виде, то кран придется изготавливать и монтировать на заказ. Впрочем, затраты себя оправдывают.

Что выбрать?

Все зависит от площади, высоты стеллажей, грузопотока и веса грузов. Если у вас относительно небольшой склад, лучше выбрать ручной или электрический подъемник. В случае с самоходным водитель штабелера сэкономит время и силы, поэтому такую технику можно использовать на площадках с повышенным грузопотоком. Полноценные краны оптимальны, если у вас крупный склад или логистический центр.

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

Источник

Ручний гідравлічний штабелер SFHD10.25

Виды штабелеров. Особенности и преимущества

Штабелеры – это складская техника, совмещающая в себе некоторые функции и погрузчика, и тележки. Современные штабелеры позволяют быстро и эффективно перемещать и складировать различные грузы. Самоходный штабелер с электроподъемом – это оптимальный выбор для небольшого склада, удобное решение при выполнении работ с грузовыми поддонами.

Ручные штабелеры применяются для обслуживания двух-трехъярусных стеллажей. Подъем груза и передвижение штабелера осуществляется мышечной силой оператора. Ручные штабелеры поднимают груз на высоту до 3-х метров. Максимальная грузоподъемность достигает 1 т. Подъем производится качанием гидравлического рычага. Преимущество перед тележкой в том, что штабелеры имеют большую высоту подъема – до 5,4 м. Работа со штабелером не требует специальной подготовки.

Простейшими устройствами для подъема поддонов на стеллажи считаются ручные гидравлические штабелеры с высотой подъема 1,5-2,5 м, обычно с их помощью обслуживают двухъярусные стеллажи или снимают груз с автотранспорта. Грузоподъемность штабелера 1000-2500 кг.

Штабелеры с ручным передвижением и электрогидравлическим подъемом имеют более высокую производительность. Обычно эти штабелеры почти не отличаются по размерам от ручных штабелеров, но весят значительно больше и, как правило, оснащены небольшими АКБ автомобильного типа. Такие штабелеры поднимают груз массой 1000-2000 кг на высоту 3-3,5 м и чаще всего применяются для обслуживания трехъярусных стеллажей. Оба типа штабелеров хороши тем, что относительно недороги; однако эти штабелеры не обеспечивают высокой интенсивности работы, поэтому подходят только для складов с небольшим грузооборотом.

Обратите внимание! Очень важно серьезно подойти к выбору соотношения грузоподъемность / высота подъема штабелера. Эти два показателя связаны неразрывно, каждый является очень важным. Рассматривать и выбирать их можно только вместе. Важной характеристикой является остаточная грузоподъемность (вес, который штабелер может поднять на максимальную высоту).

Как устроен штабелёр


Штабелёр — недорогое и простое в обслуживании складское оборудование. Устройство штабелёра достаточно простое, особенно если это ручная модель.

Основные элементы конструкции:

  • консоли с опорными и концевыми роликами;
  • рулевые колёса;
  • рама мачты;
  • ручка для управления движением и подъёмом вил;
  • защитный экран;
  • подъёмная каретка;
  • вилы;
  • ручки для передвижения;
  • ножной тормозной механизм;
  • педаль для поднятия вил;
  • педаль для опускания;
  • приводная цепь и гидроцилиндр с гидронасосом.

Основанием штабелёра служат консоль с роликами и опорная рама с рулевыми колёсами. Они выполнены из усиленного стального профиля. Для передвижения по опорной поверхности используются колёса и ролики с чугунным или стальным ободом и контактным слоем из полиуретана или литой резины. Рулевые колёса поворотные и оснащаются тормозом. Они могут вращаться вокруг своей оси на 3600.

Рама мачты — один из важнейших элементов штабелёра. Её изготавливают из двутавров или стальных швеллеров. Защиту от коррозии обеспечивает покрытие полимерной порошковой краской или несколькими слоями эмали. Для безопасной работы оператора между стоками мачты устанавливается защитный экран из сетки.

На мачте крепятся направляющие, по которым осуществляется движение подъёмной каретки с вилами, которые поднимают/опускают или удерживают груз. К кронштейну каретки крепятся приводные цепи, приводящиеся в действие при помощи гидроцилиндра.

Для нагнетания жидкости в гидроцилиндр оператор либо качает ручку, либо нажимает специальную педаль (если она есть). Опускание вил производится второй педалью или специальным рычагом, расположенным на ручке управления.

Подъёмно-транспортная техника для склада: виды штабелеров


Первые модели были ручными. Со временем производители их усовершенствовали, оснастив подъёмным двигателем. Это значительно повысило производительность и снизило физическую нагрузку оператора. Самоходные модели появились значительно позже. В них дополнительно установлен двигатель на движение. По функциям они во многом схожи с вилочным погрузчиком, и способны не только поднимать груз, но и перевозить его. Для манипуляций с бочками специально разработаны штабелёры-бочкоопрокидыватели (бочкокантователи).

С появлением новых систем складирования появилась необходимость не только в разгрузке-погрузке, но и в укладывании паллет в глубокие стеллажные ячейки. Для этих целей на базе самоходного штабелёра создан ричтрак.

Обратите внимание! Выбор определённого вида зависит от грузооборота и размера склада. Если грузооборот в смену оборот составляет до 30 палет, достаточно ручного штабелёра. При грузообороте от 50 до 70 палет рекомендуют электрический, а при обороте свыше 70 палет — самоходный штабелёр.

В последние годы на российском рынке появилось много разного оборудования для обработки грузов на паллетах. Как правило, это довольно дорогие и узкоспециализированные высокопроизводительные машины для выполнения определенных операций, причем использование их в иных условиях и для других видов работ далеко не так эффективно. Большинство видов этой техники никогда ранее не производили в России, и уже первое знакомство с ней может вызвать ряд вопросов, связанных с определением области применения.

Правильно подобрать ее для конкретных условий работы в ряде случаев без консультации опытных профессионалов невозможно, тем не менее каждому, кто имеет дело с хранением и обработкой грузов, будет полезно знать об основных возможностях этого оборудования.

Штабелёры с опорными консолями


Наиболее распространенный тип этого оборудования. Принцип работы машины следующий: поддон поднимается над опорными консолями, как у гидравлической тележки, при этом центр тяжести располагается между мачтой и грузом – в зоне вил. Это позволяет обходиться без большого противовеса, что делает штабелёры более компактными, чем погрузчики. Ширина прохода (в технических характеристиках она обозначается Ast), которая требуется штабелёру для установки на стеллажи поддона 1200 мм (вдоль вил), составляет 2-2,6 м.

Различают штабелёры с узкими и широкими опорными консолями:

  1. Штабелёры первого типа способны работать только с поддонами открытого типа, «заезжая» в них с открытой короткой стороны. Диаметр колес в опорных консолях небольшой – 80-90 мм, поэтому для нормальной работы машины в помещениях складирования должны быть качественные и ровные полы.
  2. Штабелёры с широкими опорными консолями могут работать как с открытыми, так и с закрытыми поддонами, пропуская их между широкими консолями (также возможна работа с поддоном с поперечной, полузакрытой стороны). Опорные колеса у них увеличенного диаметра – обычно 150 мм, поэтому такие устройства легче преодолевают неровности трассы. Правда, у этих штабелёров есть серьезный недостаток: если использовать их для работы со стеллажами, то первый ярус паллет с грузом должен находиться на балках, а не на полу, что приводит к удорожанию стеллажных конструкций.

Ручные гидравлические штабелёры: штабелёры с электрогидравлическим подъемом


Простейшими устройствами для подъема поддонов на стеллажи считаются ручные гидравлические штабелёры с высотой подъема 1,5-2,5 м, обычно с их помощью обслуживают двухъярусные стеллажи или снимают груз с автотранспорта. Грузоподъемность устройств 1000…2500 кг. Более высокая производительность – у штабелёров с ручным передвижением и электрогидравлическим подъемом. Обычно они почти не отличаются по размерам от ручных штабелёров, но весят значительно больше и, как правило, оснащены небольшими АКБ автомобильного типа.

Такие устройства поднимают груз массой 1000-2000 кг на высоту 3-3,5 м и чаще всего применяются для обслуживания трехъярусных стеллажей. Оба типа штабелёров хороши тем, что относительно недороги; однако они не обеспечивают высокой интенсивности работы, поэтому подходят только для складов с небольшим грузооборотом.

Самоходные сопровождаемые штабелёры


Наиболее распространены в этом классе сопровождаемые штабелёры (они же ведомые, с поворотной рукояткой, «с поводком»). Их изготавливают почти все производители внутрискладской техники, поэтому подобрать нужную по техническим параметрам и соотношению цена – качество модель достаточно просто. Выделяются два основных типа: действительно сопровождаемые штабелёры, за которыми оператор идет, и машины с откидной платформой, стоя на которой оператор перемещается по складу. Штабелёры второго типа быстрее передвигаются (скорость до 8 км/ч без груза), поэтому более производительны, и в этом главное их преимущество. Однако у них увеличенные габаритные размеры, поэтому в узких межстеллажных проходах оператору иногда приходится, сложив платформу, управлять машиной с пола. С точки зрения высоты подъема – до 4,5-5,5 м и грузоподъемности (1000-3000 кг) эти машины различаются незначительно.

В зависимости от производителя устройства могут комплектоваться АКБ автомобильного типа (24 В, 70-100 А·ч) или тяговой АКБ (24 В, 160-350 А·ч). Грузоподъемность их обычно 1,0-2,0 т, но встречаются и 3,0-тонные модели. Высота подъема вил 1500…5500 мм, ширина рабочего прохода Ast = 2100-2300 мм (без платформы), 2500-2700 мм (с платформой), cкорость передвижения 5 км/ч без платформы и 8 км/ч – с платформой.

Обратите внимание! Для больших дистанций транспортировки и интенсивной работы применяют модели с откидной платформой.

Как правило, эти машины оборудованы защитными боковыми поручнями, которые помогают оператору сохранить устойчивость на виражах и предохраняют от возможных столкновений. Существует тип сопровождаемого штабелёра с противовесом. По принципу управления он не отличается от описанных выше – оператор идет за машиной или стоит на платформе, а принцип работы – как у классического погрузчика, мачта расположена на линии опорных колес. Эти устройства достаточно крупных размеров и обычно применяются вместо погрузчика (если позволяет пол).

Самоходные штабелёры с кабиной


Качественный скачок в технологическом процессе обработки груза может быть достигнут при переходе к штабелёрам со стоящим или сидящим в кабине оператором. Принципиальная конструкция их такая же, как сопровождаемых моделей: опорные консоли находятся непосредственно под вилами. Главное отличие – в положении оператора: он находится в защищенной с боковых сторон и сверху кабине, благодаря чему может более эффективно управлять машиной и лучше сконцентрироваться на работе с грузом. Если добавить к этому увеличенную скорость передвижения и подъема, электросервопривод рулевого управления, а также возможность настройки рабочего места под конкретного оператора – становится понятно, почему производительность этих машины высокая.

   

Конечно, техника такого класса стоит дороже, но ее покупка оправдывается увеличением объема работ, осуществляемого одной машиной. Немаловажно также, что высота подъема этих штабелёров доходит до 6-6,5 м при остаточной грузоподъемности 1000-1500 кг и ширине межстеллажного прохода Ast = 2,3-2,5 м. Сопровождаемые штабелёры обычно не обеспечивают такого сочетания рабочих параметров.

Модели комплектуют тяговой АКБ (24 В, 240-775 А·ч), их грузоподъемность 1,0-2,0 т (встречаются модели г/п 3,0 т). Высота подъема вил 3000-6500 мм, Ast = 2300-2500 мм (стоящий в кабине оператор) или 2400-2600 мм (сидящий оператор). Скорость передвижения 8-10 км/ч со стоящим в кабине оператором и 9-11 км/ч с сидящим оператором. Штабелёры с площадкой обычно применяют при расстоянии транспортировки 40-60 м и общей продолжительности реальной работы 4-6 ч/смену. При превышении этих значений рекомендуется использовать вариант с сидящим оператором.

Известно, что с ростом высоты подъема грузоподъемность всех подъемных устройств становится меньше номинальной. В таких случаях говорят об остаточной грузоподъемности. Для увеличения значений остаточной грузоподъемности применяют складывающиеся гидравлические стабилизаторы-опоры, выпускающиеся только в момент проведения работ на максимальных высотах подъема.

Некоторые модели производят с функцией так называемого начального подъема. Как опция она применяется в случаях, когда необходимо одновременно перевезти сразу два поддона, или для увеличения клиренса штабелёра (облегчает преодоление небольших порогов, уклонов и т.п.).

Наиболее серьезный, «тяжелый» класс техники для фронтальных стеллажей – штабелёр с выдвигающейся кареткой (мачтой, грузоподъемником) грузоподъемного механизма, или ричтрак (от английского reach truck)*. Эта машина – своеобразный гибрид: при «втянутой» мачте она напоминает штабелёр, при выдвинутой – работает как классический погрузчик, тем самым одновременно сочетая в себе лучшие качества техники обоих типов. Ричтрак – одна из наиболее сложных, но вместе с тем и высокопроизводительных внутрискладских машин. Она обеспечивает высокие скорости подъема и передвижения (до 0,6 м/с и 12 км/ч соответственно), способна поднимать поддоны массой 1,5-2,5 т, при этом остаточная грузоподъемность на высоте 11 м может достигать 1000 кг. Конечно, применять технику с такими возможностями на небольшой высоте экономически нецелесообразно, поэтому ричтраки, как правило, используют при работе со стеллажами высотой более 6 м. У некоторых производителей встречаются варианты легких моделей с высотой подъема около 5 м. Это может быть оправдано для обеспечения специальных условий, необходимой грузоподъемности или скорости работы.

Ричтраки производят во множестве модификаций. Фактически стандартом класса стала двойная телескопическая мачта со свободным подъемом и интегрированный «сайдшифт» (каретка с боковым смещением вил). Как и у погрузчиков, у них обязательно имеется функция наклона грузоподъемника, но при высоте подъема более 9 м вместо этого применяется наклон вил при остающейся вертикальной мачте. Кроме того, у каждого производителя есть свои конструктивные тонкости исполнения, поэтому выбор такой машины – дело непростое, и требуется консультация компетентного специалиста.

Ричтраки комплектуют тяговой аккумуляторной батареей (48 В, 460-900 А·ч). Их грузоподъемность от 1,4-1,6 до 2,0-2,5 т (у европейских производителей) или 1-2 т (у моделей из Азии). Высота подъема вил 3000…11 500 мм, Ast – 2600-2900 мм, скорость передвижения европейских моделей 10-12 км/ч, скорость подъема 0,4-0,6 м/с. Как правило, ричтраки – весьма высокотехнологичные машины; они воплощают в себе самые последние технические решения. АС-технологии (электродвигатели переменного тока), пропорциональные клапаны управления гидравликой, бортовой управляющий компьютер – таковы неотъемлемые составляющие современного штабелёра с выдвижным грузоподъемником.

Большое внимание при создании этих конструкций уделяется эргономике места оператора. Уже упоминались руль с электросервоприводом, небольшие джойстики (а не рычаги!) управления. Каждый производитель стремится по-своему оптимизировать рабочее место: Rocla применяет удобную рабочую панель «бумеранг», скомпонованную так, что все органы управления находятся перед оператором; Atlet предлагает кресло с автоматически отклоняющейся спинкой для лучшего обзора груза на высоте и мини-руль, вмонтированный в подлокотник, чтобы облегчить продолжительный и интенсивный труд оператора.

Рабочие характеристики штабелёров разных типов


Кроме рассмотренных европейских машин существуют упрощенные варианты, которые в основном производят в Азии. Как правило, это ричтраки с высотой подъема до 6 м и стоящим в кабине оператором (редко – сидящим). Встречаются и специфические машины, например своеобразная «помесь» сопровождаемого штабелера и ричтрака – корейский Soosung, управляемый стоящим на откидной платформе оператором.

Отдельно позиционируются ричтраки для работы с длинномерами: некоторые производители выделяют эти машины в отдельную группу. За способность передвигаться во взаимно перпендикулярных направлениях без поворота эти устройства еще называют четырехсторонними, или четырехходовыми. У этой машины поворачиваются все три колеса: и переднее управляемо-ведущее, и грузовые колеса со стороны вил. Обычно ричтрак оснащен грузовой кареткой с возможностью гидравлического или ручного раздвижения вил в пределах от 450 до 2200 мм и по всем техническим параметрам близок к классическим ричтракам.

В отличие от ранее рассмотренных машин узкопроходные штабелёры движутся по межстеллажному проходу (шириной 1,5-1,8 м) только прямо, не поворачивая. Каретка с вилами у них может поворачиваться на 180° и сдвигаться к краю стеллажа на 1200 мм, что позволяет повернуть груз в нужную сторону и задвинуть его в глубь стеллажа. Склад, организованный по так называемой узкопроходной технологии, т. е. с использованием техники этого типа, – один из самых сложных в проектировании и изготовлении, а значит, и дорогостоящих. Сами стеллажи могут стоить больше, поскольку требования к точности размеров стеллажной конструкции здесь выше; кроме того, их монтаж обходится значительно дороже. Допуски по ширине прохода и вертикальности стеллажа в этом случае очень жесткие, сборка технически сложнее за счет увеличенной высоты конструкций. О качестве пола для склада такого уровня и говорить не приходится: эта очень важная и высокозатратная составляющая склада должна быть выполнена идеально. Помимо использования сложной технологии нанесения твердого и износостойкого напольного покрытия дополнительные расходы потребуются на оборудование боковых рельсовых направляющих для движения штабелёров по межстеллажному проходу.

Теперь подробнее о специальных узкопроходных штабелёрах. Это действительно одна из самых современных и сложных внутрискладских машин.

Используется два основных типа техники:

  • с оператором, работающим внизу;
  • с оператором, поднимающимся вместе с грузом.

В первом случае управление осуществляется из неподвижной кабины на уровне пола. Машина, как правило, оборудована видеокамерой и видеомонитором для контроля положения вил и обеспечивает подъем на высоту до 11 м. АКБ – тяговая (48 В, 600-900 А·ч), г/п европейских моделей от 1,4-,6 до 2,0-2,5 т (г/п штабелёров азиатских производителей 1-2 т), высота подъема вил 3000-11 500 мм, Ast – 1500-1700 мм, скорость передвижения 10-12 км/ч, скорость подъема 0,4 м/с. По оснащению и эргономике они очень похожи на современные ричтраки.

Второй тип машин устроен таким образом, что оператор поднимается в кабине вместе с грузом и полностью контролирует процесс подъема и перемещения. При этом обеспечивается высокая скорость работы за счет одновременного подъема и движения вдоль прохода (диагональное перемещение), а высота подъема достигает 15 м. Эти машины комплектуют тяговой АКБ (48 В, 700 А·ч или 80 В, 560-700 А·ч); их грузоподъемность от 1,0-1,2 до 2,4-1,6 т; высота подъема вил 5000-15 000 мм, Ast – 1600-1850 мм; скорость передвижения 10 км/ч; скорость подъема 0,4 м/с. По оснащению и эргономике они сложней и технологичней современных ричтраков.

Столь высокопроизводительная техника достаточно дорога, ее стоимость в первом варианте – в 2 раза, а во втором – в 2-3 раза выше, чем стоимость классического высотного ричтрака.

Штабелёры с телескопическими вилами для стеллажей двойной глубины


Система стеллажей двойной глубины представляет собой сдвоенные ряды классических стеллажей. Обычно ее применяют, если необходимо увеличить вместимость склада, расположенного на ограниченной площади, затратив при этом не слишком большие средства.

Достоинство такой системы по сравнению с фронтальными стеллажами – в одинаковой стоимости собственно стеллажей и относительно недорогой технике (примерно на 20% выше цены обычных ричтраков). За счет этого удается увеличить вместимость склада при той же площади на 25%. Для работы со стеллажами двойной глубины применяются штабелёры, оснащенные телескопическими вилами. До высоты подъема 6 м могут использоваться рассмотренные выше штабелёры с опорными консолями со стоящим/ сидящим в кабине оператором, а выше (вплоть до 10 м) – ричтраки. При этом для безопасной и эффективной работы при высотах подъема свыше 6 м обычно применяется видеокамера (устанавливается на вилах) и ТВ-монитор (в кабине оператора).

Видео: самоходные штабелеры с кабиной оператора

Список ежедневных действий водителя штабелера

Самоходные штабелеры с кабиной оператора — видео обзор штабелеры с местом оператора для склада

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Источник

Ручной гидравлический штабелер SDJ: принцип работы и органы управления

Виды штабелеров и их назначение

Штабелёр (англ. Stacker) — это транспортное средство, оборудованное механизмом для подъёма, штабелирования (хранения и перевозки грузов с установкой их друг на друга) или перемещения интермодальных транспортных единиц (то есть грузов, приспособленных для перевозки различными видами транспорта).

Предназначен для укладки грузов в штабели или стеллажи в несколько ярусов.

Следует разделять «вилочные погрузчики» и «штабелёры». Вилочный погрузчик может играть роль штабелёра, но он предназначен для более широкого спектра работ. Штабелёры, видимо, произошли от вилочных погрузчиков, но напольное штабелирующее оборудование сейчас так разнообразно и так далеко ушло от простых вилочных погрузчиков, что объединять их никак нельзя.

Классификация штабелирующего оборудования[править | править код]

Напольные штабелёры[править | править код]

Существует несколько типов штабелёров, различающихся по различным особенностям конструкции[1]:

1 По типу привода грузоподъёмного устройства:

  • гидравлические с ручным приводом;
  • электрогидравлические;
  • электромеханические.

2 По способу уравновешивания:

  • без систем стабилизации
  • с опорными консолями, находящимися по бокам штабелёра;
  • с противовесом. Следует помнить, что обычно используются оба способа уравновешивания штабелёра.

3 По признаку наличия или отсутствия привода механизма передвижения:

  • самоходные с электроприводом механизма передвижения;
  • без привода механизма передвижения.

4 По способу управления передвижением штабелёра:

  • сопровождаемые (поводковые, ведомые);
  • с убирающейся подножкой (могут использоваться и как ведомые, и как самоходные);
  • с кабиной для оператора.

5 По способу загрузки:

  • с фронтальной загрузкой;
  • с боковой загрузкой.

6 По типу механизма подъёма:

  • без свободного подъёма вил;
  • со свободным подъёмом вил.

Можно считать те или иные конструктивные особенности значительными или несущественными, соответственно многообразие классификаций штабелёров бесконечно.

Основные типы напольной штабелирующей техники:

Гидравлические штабелеры[править | править код]

Ручные гидравлические тележки или рохли, роклы[править | править код]

Самым простым типом гидравлического штабелёра является ручная гидравлическая тележка. Ручные гидравлические тележки только приподнимают груз, и могут работать только с одноярусными стеллажами. Ручные гидравлические тележки крайне просты в освоении, эксплуатации и ремонте. Они неприхотливы, не так требовательны к качеству полового покрытия, как другие типы штабелёров, и могут использоваться даже под открытым небом.
Грузоподъёмность таких тележек может достигать 3т, а высота подъёма 200 мм.
Следует добавить, что не все источники относят рохли к штабелирующей технике по той простой причине, что рохли не могут укладывать поддоны в несколько ярусов.

Ручные гидравлические штабелёры[править | править код]

Простые конструкции и доступные по цене — ручные гидравлические штабелёры. Просты в освоении (см. гидравлическая тележка) и эксплуатации и ремонте. Сравнительно дёшевы. Не требуют энергоносителей (аккумуляторов, топлива). Компактны и легки.
Гидравлическая система штабелёра может быть как с ручным, так и с ножным приводом. Может оснащаться сбрасывающим устройством для мягкого опускания груза на пол.
Для гидравлических штабелёров характерны недостатки гидравлических систем (утечки и протекания).
Грузоподъёмность варьируется от 500 кг до 2 т. Высота подъёма до 3 м.
Интенсивность использования ручного штабелера и масса поднимаемого груза ограничены мускульной силой оператора.
Применяются при разгрузке/погрузке транспорта и в складских системах с малым грузовым объёмом для обслуживания двухъярусных стеллажей.

Электроштабелеры[править | править код]

У штабелеров может быть электрифицирована только функция подъёма/опускания, а могут быть самоходные модели, ведомые пешим оператором или снабженные откидной площадкой.
В данный класс напольной штабелирующей техники входит несколько электроштабелёров:

  • самоходные ведомые электрические штабелёры (скорость передвижения ограничена скоростью пешего хода оператора — не более 6 км/ч);
  • самоходные электрические штабелёры с откидной подножкой;
  • самоходные электрические штабелёры с местом для оператора (с положением оператора сидя или стоя, в таких случаях скорость передвижения тележки может достигать 10 км/ч).

Самоходные тележки (транспортировщик поддонов, электротележка, транспаллета)[править | править код]

Транспортировщик поддонов[2] обладает большей грузоподъёмностью и скоростью передвижения, нежели обычная ручная гидравлическая тележка, и обладает существенным преимуществом — не утомляет оператора в процессе подъёма и перемещения груза.

Высота подъёма груза транспортировщиком поддонов мала (120—200 мм) — он только приподнимает груз для его дальнейшей транспортировки. Грузоподъёмность может достигать 3500 кг.

Самоходные штабелёры с электрогидравлическим подъёмом вил[править | править код]

У данного типа штабелёра присутствует электропривод движения.
Подъём груза осуществляется благодаря электрогидравлическому приводу (рабочую жидкость в цилиндр накачивает не оператор посредством рычага, а электронасос). По габаритам такой штабелер практически не отличается от штабелера с ручным подъёмом вил, однако имеет большую массу за счет наличия аккумуляторных батарей.
Грузоподъемность такого штабелера составляет 1000—2000 кг, они оснащаются мачтами с высотой подъёма 2,7—5,5 метра.

Ручные ведомые штабелёры с электрическим подъёмом вил[править | править код]

У данного типа штабелёра отсутствует привод передвижения. По своему принципиальному устройству штабелер состоит из ручного гидравлического штабелера и электрической системы подъёма мачты.
Грузоподъемность ведомых электрических штабелеров достигает 1000 кг и 1500 кг, а высота подъёма 1600 мм/ 2000 мм/ 2500 мм и 3000 мм.

Самоходные штабелеры с подножкой для оператора[править | править код]

Данный тип штабелера схож по характеристикам со штабелером, управляемым пешим оператором, однако может использоваться для более интенсивной работы на больших дистанциях благодаря наличию откидной платформы, использующейся в качестве операторского места.

Самоходные штабелеры с кабиной для оператора[править | править код]

Управление штабелёром осуществляется из кабины (сидя или стоя в зависимости от модели штабелера), благодаря чему снижается усталость оператора, повышается концентрация внимания. Такой тип штабелеров имеет высокую скорость передвижения (8—10 км/ч — при управлении стоя, 9—11 км/ч при управлении сидя) и подъёма.

Узкопроходные штабелёры[править | править код]

Довольно специфичный тип складской грузоподъёмной техники, предназначенный специально для работы в узких межстеллажных проходах (англ. very narrow aisle, VNA). В отличие от классических штабелёров, узкопроходные движутся по проходу только прямо, не поворачивая, и обычно имеют для этого специальное полуавтоматическое управление. Мачта штабелёра может поворачиваться на 180°, что позволяет захватывать поддоны с обеих сторон от стеллажного прохода.

Существует две разновидности узкопроходных штабелёров:

  • с неподвижной операторской кабиной, расположенной на уровне пола. В этом случае машина, как правило, оборудуется видеокамерой для обеспечения контроля работы с грузом;
  • с подвижной операторской кабиной, движущейся вместе с грузом. В этом случае оператор визуально контролирует процесс работы.

Высота подъёма достигает 16 м. Грузоподъёмность — 700—1500 кг.

Ричтраки[править | править код]

Ричтрак (Reach truck)[3] — штабелер с выдвигающейся мачтой, предназначенный для обслуживания высотных (от 6 м) стеллажных систем. Первый ричтрак был разработан финской компанией Rocla в 1955 г.
Ричтрак — самый сложный и высокопроизводительный вид складской техники, сочетающий в себе лучшие качества штабелера и классического вилочного погрузчика. Ричтрак имеет высокую скорость передвижения (до 14 км/ч) и подъёма (до 0,6 м/с), грузоподъемность до 2,5 т. Поскольку в России склады обычно растут вверх из-за высокой стоимости аренды земли, высота подъёма ричтраков за последние годы существенно увеличилась — до 11—12 метров, а последние модели ричтраков Rocla позволяют складировать грузы на высотах до 13 метров.

Ричтрак оборудуется многосекционными телескопическими мачтами со свободным ходом вил. Оснастка каретки обычно обладает функциями наклона и бокового смещения вил, дополнительно может быть оснащена позиционером вил и телескопическими вилами. На ричтраках устанавливается самое современное оборудование для обработки грузов, включая преселекторы высоты, камеры на вилах, позволяющие работать на больших высотах.

Комплектовщики (сборщики) заказов[править | править код]

Сборщики заказов — это очень интересный вид складской техники. Его конструкция и принцип действия очень схожи с классическим электроштабелером, только вместо вил поднимается целая рабочая платформа вместе с оператором.
Электрические сборщики заказов используются для ручной выемки или укладки товаров на стеллажи. Сборщики заказов имеют высокий уровень безопасности. Их конструкция включает в себя различные ограничители, фиксаторы, стабилизаторы для максимальной безопасности и удобства работы.
Высота подъёма колеблется в пределах 4 м для сборщиков заказов с нижних ярусов и 5—7 м для высотных сборщиков заказов, грузоподъёмность 200—400 кг для лёгких моделей и 1—4 т для тяжёлых.

Краны-штабелеры[править | править код]

Краны-штабелёры бывают двух типов:

Мостовые краны-штабелёры[править | править код]

Мостовой кран-штабелер представляет собой крановый мост, по которому перемещается грузовая тележка с закреплённой на ней вертикальной колонной, как правило, поворотной, по которой вертикально перемещается грузоподъёмник (каретка), имеющий вилочный или специальный захват груза.
Мостовой кран-штабелер перемещается по рельсовым крановым путям, установленным либо непосредственно на стеллажах, либо на конструкциях зданий. Кран может быть опорным, либо подвесным.
Мостовые краны-штабелеры обслуживают большие площади складов, на которых размещены в несколько рядов стеллажи.
Мостовой кран-штабелёр может управляться с пола (самые простые краны, в этом случае высота подъёма не превышает 7.2 м, грузоподъёмность до 1т) или из кабины (грузоподъёмность — 1—12 т, высота подъёма — 7—16 м).
Существуют разные типы колонн, отличающиеся высотой подъёма груза. Для работы с разными типами грузов на грузоподъёмнике могут закрепляться сменные грузозахватные устройства, такие, как кантователи, вилочные захваты, захваты для цилиндрических грузов и проч.

Стеллажные краны-штабелёры[править | править код]

Стеллажный кран-штабелер представляет собой опорную тележку, с вертикально закреплённой на ней одной или двумя колоннами, по которым перемещается грузоподъёмник (с кабиной оператора на комплектовочных кранах-штабелерах), оборудованный приёмным столом, на который выдвижной телескопический захват укладывает груз.
Стеллажные краны-штабелёры бывают подвесные или опорные, с одной колонной или с двумя.
От мостовых кранов-штабелеров стеллажные отличаются меньшей удельной массой, повышенной жесткостью металлоконструкций, высокой степенью использования складских площадей и объёмов.
Эти краны-штабелеры особенно эффективны на складах с большим грузооборотом ввиду большой их производительности, обусловленной как большими рабочими скоростями механизмов, так и ограниченной зоной их использования — только в одном проходе между стеллажами, в то время как мостовой кран-штабелёр обслуживает все стеллажи, находящиеся под конструкцией крана.
Стеллажный кран штабелёр может управляться из кабины, с дистанционного пульта или с помощью ЭВМ.
Грузоподъёмность стеллажных кранов достигает 3 т, высота подъёма — 18 м.

Применение[править | править код]

Данная техника предназначена в основном для подъёма и спуска груза. Вилы подъёмника предназначены для различных типов поддонов. Существуют модели с регулируемым расстоянием между вилами[4].

Штабелёр — незаменимый на складе механизм для поднятия/опускания грузов на подвижных вилах и перемещения их на небольшие расстояния. При относительно небольшой цене штабелёры способны обеспечивать значительные объёмы перемещаемых грузов и очень функциональны, а также не требуют специального обучения и лицензии[источник не указан 2119 дней].

Там, где складские помещения используются по вертикали, но предприятие ограничено по бюджету, особенно часто используются небольшие гидравлические штабелёры. Они облегчают работу с поддонами на маленьких складах и в небольших магазинах. Значительно более производительны полностью электрические штабелёры — электроштабелёры. Если же штабелёр является самоходным (со специально оборудованным местом оператора), то его скорость возрастает до 8—10 км/ч. Такие штабелёры имеют большую высоту подъёма груза (до 4—6 метров) и могут работать до двух рабочих смен без подзарядки. Высотные штабелёры обладают способностью поднимать грузы на высоту до 12 метров, при весьма небольшом расстоянии между стеллажами — до 2,6 метров. Высотные штабелёры обладают высокой грузоподъёмностью — до 2,5 тонн, а также высокой скоростью движения — до 10 км/ч.

Штабелёры являются необходимым оборудованием для любого склада, где груз хранится на поддонах. В настоящее время на рынке грузоподъёмного оборудования представлено множество типов и моделей складской техники: ручные гидравлические штабелёры, самоходные ведомые штабелёры, электроштабелёры, ричтраки. Каждый тип грузоподъёмной складской техники предназначен для определённых условий работы. Использование штабелера на складе возможно только при условии высокого качества полов.

Штабелёры используются для выполнения внутрискладских работ по транспортировке и штабелированию грузовых поддонов. Все типы штабелёров можно разделить на три группы: ручные гидравлические штабелёры; самоходные ведомые штабелёры; электроштабелёры.

Основными параметрами учитываемыми при выборе штабелеров являются:

  • Радиус разворота (Wa) влияет на ширину рабочего прохода, в котором должна работать техника.
  • Ширина рабочего прохода (AST). Параметр указывается с учётом работы с поддоном 800*1200 вдоль вил, либо с поддоном 1000×1200 поперек вил. Определяет минимальное пространство, необходимое для работы и оперирования грузом. Измеряется в мм. То есть при AST = 3000 mm техника может работать при ширине прохода от 3 метров и более, хотя Wa может быть и 2000 мм.
  • Остаточная грузоподъемность — ввиду особенностей конструкции с высотой подъёма мачты падает грузоподъемность штабелера. Поэтому обычно при выборе штабелера ориентируются на максимальный вес груза на максимальной высоте.
  • Тип и ёмкость АКБ — бывают двух основных видов: щелочные (в настоящее время практически не используются) и кислотные. Кислотные, в свою очередь, делятся на стартерные (как в легковых автомобилях) и тяговые (от 100 Ah). Ёмкость АКБ влияет на время работы — больше ёмкость, дольше работает техника; и на остаточную грузоподъемность (при прочих равных от более мощной АКБ помпа может создать большее рабочее давление в системе гидравлики подъёма).

Кроме этого, в различных ситуациях важными параметрами могут являться: строительная высота штабелера (высота «на свету»), ширина каретки (под европоддон или промышленный поддон), скорость вертикального подъёма, горизонтальная скорость, способ замены батарей и т. д.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др. Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов. — М: Машиностроение, 1986 — 400 с.
Источник
Комментировать
0
810 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock
detector