РабоÑаÑÑий двигаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгаеÑÑÑ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑеÑким воздейÑÑвиÑм. РконÑÑÑÑкÑии иÑполÑзÑÑÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÑÑиеÑÑ ÑаÑÑи, коÑоÑÑе Ñилой ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑабаÑÑваÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ ÑеплоÑÑ.
Ðайдено инженеÑное ÑеÑение â Ñоздание неболÑÑого ÑаÑÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾ÑделÑнÑми ÑабоÑими повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑÑми. Также не допÑÑкаеÑÑÑ Ð³ÐµÑмеÑиÑноÑÑи. ÐзвеÑÑно, ÑÑо лÑбое Ñело пÑи нагÑевании ÑаÑÑиÑÑеÑÑÑ, ÑÑо могло Ð±Ñ Ð²ÑзваÑÑ Ð½ÐµÐ¶ÐµÐ»Ð°ÑелÑнÑе Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑеÑкие воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑабоÑÐ¸Ñ ÑлеменÑов дÑÑг на дÑÑга.
ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑÐµÐ»Ñ ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² ÑÐ¾Ñ Ñанении ÑабоÑего ÑиÑма даже в ÑÑловиÑÑ ÑилÑного нагÑева оÑделÑнÑÑ Ð´ÐµÑалей.
ÐоÑÑоÑнное иÑполÑзование ЯÐÐ 236 ÑÑебÑÐµÑ ÑегÑлиÑовки клапанов ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÐ¾Ñ ÑаниÑÑ Ð²ÑÑокие ÑкÑплÑаÑаÑионнÑе Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑики двигаÑелÑ.
ÐолÑза ÑегÑлÑÑной ÑегÑлиÑовки
РаÑÑÑоÑние Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñами â обÑзаÑелÑное ÑÑебование. ÐаннÑй паÑамеÑÑ ÑÑÑанавливаеÑÑÑ ÑÑками. ÐÑи ÑÑом, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑоблÑÑÑи вÑе пÑавила.
ÐозможнÑе опаÑноÑÑи:
- ÐÑевÑÑение зазоÑа ÑÑеваÑо наÑÑÑением ÑаÑпÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð°Ð·Ð¾Ð². ÐÑли ÑеализÑеÑÑÑ ÑÑа опаÑноÑÑÑ, ÐºÐ»Ð°Ð¿Ð°Ð½Ñ Ð¸ вовÑе могÑÑ Ð¿ÐµÑеÑÑаÑÑ Ð¾ÑкÑÑваÑÑÑÑ. Ð ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¶Ðµ, ÑалÑники наÑинаÑÑ Ð¸ÑпÑÑÑваÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑзкÑ, ÑкÑплÑаÑаÑионнÑй ÑÑок Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð° ÑнижаеÑÑÑ.
- УменÑÑение зазоÑа ÑÑеваÑо неплоÑнÑм закÑÑÑием клапана, а ÑледоваÑелÑно â пеÑегÑÐµÐ²Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑ. Ðо Ñамое главное â камеÑа ÑгоÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑной опаÑноÑÑи. Ðна Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°ÐºÑÑваÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ñно, а ÑаÑки иÑпÑÑÑваÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑное напÑÑжение.
Ðаже неболÑÑой деÑÐµÐºÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÐºÑаÑно ÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑÐ·ÐºÑ Ð½Ð° веÑÑ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ и пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº более бÑÑÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·Ð½Ð¾ÑÑ Ð¾Ð±Ð¾ÑÑдованиÑ. ÐеÑмеÑиÑное закÑÑÑие впÑÑкного клапана â обÑзаÑелÑное ÑÑебование Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑока ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑ. РпÑоÑивном ÑлÑÑае, ÑкÑплÑаÑаÑионнÑй ÑÑок двигаÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÐºÑаÑно ÑнижаеÑÑÑ.
ÐÑобенноÑÑи ÑегÑлиÑовки на ЯÐÐ 236
Ðлавное пÑавила ÑегÑлиÑовки клапанов на ЯÐÐ 236 â обÑзаÑелÑное ÑоблÑдение зазоÑов в ÑÑÑановленнÑÑ Ð¿ÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ , коÑоÑÑе ÑоÑÑавлÑÑÑ 0,25-0,30 мм. ÐаÑÑÑение ÑÑого пÑавила недопÑÑÑимо. ÐÑи ÑÑом, ÑазмеÑÑ Ð·Ð°Ð·Ð¾Ñов не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¾ÑлиÑаÑÑÑÑ Ð´ÑÑг Ð¾Ñ Ð´ÑÑга.
Ð ÑÑде ÑлÑÑаев поÑле наÑала ÑабоÑÑ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½ÑаÑого вала ÑÑÑановленнÑе наÑÑÑойки могÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑÑÑ. Ðо и в ÑÑом ÑлÑÑае ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑÑÑ ÑÑебование ÑÐ¾Ñ ÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑановленнÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð¿Ð°Ð·Ð¾Ð½Ð¾Ð².
ТеоÑеÑиÑеÑки допÑÑкаеÑÑÑ ÑиÑÑаÑиÑ, когда в ÑезÑлÑÑаÑе долгой и ÑаÑÑой нагÑÑзки на двигаÑÐµÐ»Ñ ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð·Ð°Ð·Ð¾Ñа ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð´Ð¾ показаÑÐµÐ»Ñ 0.4 мм. Ðе ÑекомендÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð´Ð¾ Ñакого ÑоÑÑоÑниÑ, но пÑи Ñаком показаÑеле ÑеоÑеÑиÑеÑки возможна ÑабоÑа ÑÑÑÑойÑÑва. Ðднако, как ÑолÑко ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð·Ð°Ð·Ð¾Ñа пÑевÑÑил Ñказанное ÑиÑло Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ внеÑÑи коÑÑекÑиÑÐ¾Ð²ÐºÑ ÑÑками.
ÐÑегда наÑÑÑойки делаÑÑÑÑ Ð½Ð° Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼ двигаÑели. ÐÑли менÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñели на Ñеплом обоÑÑдовании, ÑаÑÑиÑение, ÑвÑзанное Ñ ÑеплоÑой деÑоÑмиÑÑÐµÑ ÑÑенки ÑабоÑего Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð°. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÑжнÑе показаÑели ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑакÑиÑеÑки невозможно вÑÑÑавиÑÑ.
Ðаже пÑи макÑималÑно бÑÑÑÑой ÑабоÑе, можно вноÑиÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑолÑко ÑпÑÑÑÑ Ð¿ÑÑнадÑаÑÑ Ð¼Ð¸Ð½ÑÑ Ð¿Ð¾Ñле Ñого, как двигаÑÐµÐ»Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð²ÑклÑÑен.
ÐÑÐ°Ð¿Ñ ÑегÑлиÑовки
Ðлавное ÑдобÑÑво ÑегÑлиÑовки в Ñом, ÑÑо не ÑÑебÑеÑÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ ÑÑÑÑойÑÑв. ÐÑе делаеÑÑÑ ÑÑками.
ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки к ÑегÑлиÑовке вÑполниÑе ÑÑд Ñагов:
- ÐÑклÑÑиÑе подаÑÑ Ñоплива. ÐÐ»Ñ Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ÑполÑзÑйÑе ÑÐºÐ¾Ð±Ñ ÑегÑлÑÑоÑа. ÐомниÑе: ÑиÑÑема подаÑи Ñоплива оÑноÑиÑÑÑ Ðº пожаÑоопаÑнÑм компоненÑам. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑоблÑдайÑе ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи.
- ÐÑкÑойÑÐµÂ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ Ð´Ð»Ñ ÑегÑлиÑовки. ÐÐ»Ñ ÑÑого пÑидеÑÑÑ ÑнÑÑÑ Ð·Ð°ÑиÑнÑе кÑÑÑки Ñ Ð¿Ñивода. ÐÑоÑÑо оÑвободиÑе кÑепежнÑе ÑлеменÑÑ, оÑкÑÑÑив ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие гайки.
- ÐÑовеÑÑÑе заÑÑжкÑ. ÐÐ»Ñ Ð¼Ð°ÐºÑималÑно ÑоÑного полÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑии пÑимениÑе диномомеÑÑиÑеÑкий клÑÑ. ХоÑоÑо, еÑли показаÑели оÑÑаÑÑÑÑ Ð² допÑÑÑимÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑениÑÑ 12-15 кÐм.
- ÐÑовеÑниÑе вал поÑаÑовой ÑÑÑелке. ÐÐ»Ñ ÑÑой Ñели можно иÑполÑзоваÑÑ ÐºÐ»ÑÑ Ð½Ð° 32 мм. Ðо еÑли Ñакового неÑ, Ñо в болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев можно обойÑиÑÑ Ð¿ÑоÑÑÑм ломом. ÐаблÑдайÑе за кÑÑÑкой, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿ÑикÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½ÑаÑÑй вал. Ðна должна Ð·Ð°Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð½ÑÑÑÑÑ. Ðогда ÑÑо пÑоизойдеÑ, пÑиÑÑÑпайÑе к ÑегÑлиÑовке.
- ÐÑовеÑÑÑе зазоÑÑ. ÐÐ»Ñ ÑÑого Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ ÑÑп. СÑавниÑе паÑамеÑÑÑ, коÑоÑÑе вам ÑдалоÑÑ ÑÑÑановиÑÑ Ñ Ñеми показаÑелÑми, коÑоÑÑе ÑÑебÑÑÑÑÑ. ÐÑли ÑазниÑа ÑлиÑком ÑилÑнаÑ, ÑÑебÑеÑÑÑ ÑегÑлиÑовка.
Таким обÑазом, клапан в ЯÐÐ 236 ÑегÑлиÑÑеÑÑÑ Ð² ÑÑи Ñага. СнаÑала пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾ÑовиÑелÑнÑй ÑÑап, коÑоÑÑй заклÑÑаеÑÑÑ Ð² оÑлаблении конÑÑолÑной гайки. ÐаÑем пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑ ÑÑпом до Ñого моменÑа, пока показаÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ бÑÐ´ÐµÑ Ñавен 0.25 мм. ТолÑко поÑле ÑÑого можно кÑÑÑиÑÑ Ð²Ð¸Ð½Ñ.
ÐавеÑÑаÑÑий ÑÑап заклÑÑаеÑÑÑ Ð² ÑÑÑановке ÑÑебÑемÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñений и закÑÑÑии конÑÑолÑной гайки.
ÐпÑоÑем, на ÑÑом ÑÑапе оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ. ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑбедиÑÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо зазоÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ ÑовеÑÑенно пÑавилÑно и, ÑÑо ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð½Ðµ пÑевÑÑÐ°ÐµÑ ÑÑÑановленнÑÑ Ð¿Ñеделов. ÐелаеÑÑÑ ÑÑо Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑÑпа на 0.25 мм. ÐÑоÑÑо вÑÑавÑÑе его в зазоÑ. ÐÑли он Ñвободно погÑÑжаеÑÑÑ Ð¸ пÑи ÑÑом не Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑенки к дÑÑгой, Ñо вÑе ноÑмалÑно.
ÐекоÑоÑÑе пÑедпоÑиÑаÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ð¹Ð½ÑÑ Ð¿ÑовеÑкÑ. Ðожно дополниÑелÑно взÑÑÑ ÑÑп на 0,30 мм и погÑÑзиÑÑ Ð² зазоÑ. ЩÑп должен Ñвободно Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð² оÑвеÑÑÑие, но пÑи ÑÑом плоÑно пÑижимаÑÑÑÑ Ðº ÑÑенкам.
Ðа ЯÐÐ 236 можно ÑвидеÑÑ ÑложнÑй клапаннÑй Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼. ÐдеÑÑ Ð¿ÐµÑед глазами Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÐºÐ° пÑедÑÑÐ°Ð½ÐµÑ ÑÑд ÑилиндÑов. ÐÑжно оÑÑегÑлиÑоваÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй и вÑе ÑÑо ÑделаÑÑ Ð² ÑÑÑном Ñежиме. ÐопÑÑкаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð²ÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑабоÑа не более Ñем Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÐºÐ»Ð°Ð¿Ð°Ð½Ð°Ð¼Ð¸ одновÑеменно. ÐÑи ÑÑом важен поÑÑдок. ÐаÑинаÑÑ ÑабоÑÑ ÑледÑÐµÑ Ñ ÐºÑаÑ, а заÑем двигаÑÑÑÑ Ð² ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑенÑÑа.
Регулировка клапанов ЯМЗ
Регулировка натяжения ремней дизеля ЯМЗ-236
Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов.
Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.
Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.
Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.
Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.
Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 1), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 3).
Натяжение ремней привода генератора автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня , при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.
Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.
Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 регулировать натяжным устройством, для чего:
— ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
— при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;
— не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
— проверить натяжение ремня.
Рис. 1 — Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236
Рис. 2 — Снятие регулировочных прокладок
Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 2).
Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.
При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.
Натяжение ремня компрессора двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 регулировать натяжным устройством.
Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.
Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Нм (12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2 кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.
Рис. 3 — Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236
Рис. 4 — Проверка натяжения ремня генератора ЯМЗ-236
Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.
Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.
После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.
Подтяжка крепления головки блока цилиндров дизелей ЯМЗ-236
Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 18, в порядке возрастания номеров.
Рис. 5 — Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236
После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.
Регулировка зазоров в клапанов двигателя ЯМЗ-236
Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.
Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.
При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.
При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.
Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.
При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать:
— на головке правого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;
— на головке левого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.
Выпускные клапаны ЯМЗ-236 правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.
Последовательность регулировки:
— Выключить подачу топлива.
— Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
— Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см).
— Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 6), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).
— Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.
Рис. 6 — Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236
— Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.
Рис. 7 — Регулировка зазора клапанного механизма ЯМЗ-236
— Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить зазор 0,25…0,30 мм.
— Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.
Для регулировки зазоров клапанного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше.
Регулировку зазоров по цилиндрам ЯМЗ-236 рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6.
После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.
Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
Все необходимые детали можно приобрести в нашем каталоге
ÐÑоÑÑÑе пÑавила ÑегÑлиÑовки клапанов на ЯÐÐ 236

Чересчур маленький зазор не обеспечивает:
- плотного прилегания элементов;
- качества газодинамических реакций;
- мощностных параметров и достаточной экономичности двигателя.
Работы по обслуживанию клапанного механизма надо производить после охлаждения двигателя. Последовательность действий проста и понятна:
- после отключения подачи топлива снимается крышка;
- проверяется прочность затяжки винтов коромысел;
- выполняется вращение коленчатого вала только по часовой стрелке до точки, при которой закрывается впускной клапан на первом цилиндре;
- коленвал прокручивается еще на третью часть оборота, после чего щупом измеряется зазор в 1 цилиндре;
- для остальных — процедура повторяется в том же порядке;
- если необходимо, при закручивании контргайки регулировочного винта придерживают болт отверткой.
После корректировки зазоров проверяется степень изношенности прокладок. При необходимости их также следует заменить.
Видео по теме: ЯМЗ-236 — полная сборка
Проверка и регулировка клапанов
Регулировка клапанного механизма сводится к регулировке теплового зазора. Величина теплового зазора у впускных и выпускных клапанов одинакова и равна 0,25-0,3 мм при замере на холодном двигателе.
Для большей точности при регулировке и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижимать: на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов — к стопорному кольцу; на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к стопорному кольцу, впускных клапанов — к торцу оси.
Последовательность регулировки клапанного механизма такая:
- отвернуть барашки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки
- проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120-150 Н*м (12-15 кгс*м)
- проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (то есть полностью закроется)
- продолжая вращать коленчатый вал, проверните его еще примерно на 1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра будут закрыты
- проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и при необходимости отрегулировать (рис.19)
- для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор 0,25-0,30 мм
- придерживая винт отверткой, затяните контргайку и проверьте величину зазора.
- регулировка последующих зазоров осуществляется в последовательности порядка работы цилиндров (ЯМЗ-236: 1-5-4-2-6-3, ЯМЗ-238: 1-5-4-2-6-3-7-8)
- после регулировки зазоров запустить двигатель и проверить его работу.
- при необходимости проверить зазоры
- поставить и закрепить крышки головок цилиндров
- проверить состояние прокладок.
Продолжение № 2 статьи сборка дизеля ЯМЗ-236/238 автомобиля МАЗ
Установка головок цилиндров, коромысел клапанов и регулировка зазоров в клапанах
Шпильки крепления головки цилиндров ввертывают в правый и левый ряды блока цилиндров, предварительно смазав резьбовые отверстия под шпильки в блоке дизельным маслом.
Шпильки ввертывают на всю длину резьбы моментом 80—100 Нм (8—10 кгсм); они должны выступать над плоскостью блока на величину 122 мм, что проверяют втулкой (рис. 1).
Перед установкой головки цилиндров необходимо протереть привалочную плоскость.
Прокладку головки цилиндров устанавливаем на шпильки так, чтобы она установилась на штифты, а окантовка прокладки — на бурты гильз цилиндров.
Головка цилиндров в сборе должна свободно, без ударов устанавливаться на шпильки и установочные штифты.
Затем на шпильки навертываем гайки крепления головки цилиндров и затягиваем их.
Затягивать гайки надо в порядке возрастания номеров (см. рис. 2).
После первой затяжки динамометрическим ключом необходимо повторной операцией проверить требуемый крутящий момент 220—250 Нм (22—25 кгсм) на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность.
Штанги толкателей устанавливают в окна блока цилиндров и при этом совмещают наконечник штанги с пятой толкателя.
Предварительно штангу протирают и смазывают наконечник дизельным маслом.
Правые и левые коромысла клапанов с осью в сборе устанавливают так, чтобы установочные штифты оси вошли в отверстия головки цилиндров, а сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги.
Регулировочный винт должен быть ввернут в коромысло до упора.
Затем ввертывают в головки цилиндров болты крепления оси коромысла и затягивают их моментом 120—150 Нм (12—15 кгсм).
Зазоры клапанов регулируют одновременно на двух цилиндрах и при этом применяют лимб (рис. 4).
Лимб устанавливают на шкив коленчатого вала, а палец З вставляют в резьбовое отверстие на крышке шестерен распределения.
Тепловые зазоры двигателя ЯМЗ-326 регулируют в следующей последовательности:
— вращают коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива, наблюдают за движением впускного клапана первого цилиндра и устанавливают момент, когда он полностью закроется.
После этого вал поворачивают в том же направлении до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с меткой 1—4 ЯМ3-236 на лимбе;
— регулируют зазоры между носками коромысел и торцами клапанов первого и четвертого цилиндров.
После затяжки контргайки регулировочного винта щуп толщиной 0,25 мм должен свободно входить в зазоры толщиной 0,30 мм – с усилием.
Допускается после прокручивания коленчатого вала изменение зазора в пределах 0,20 – 0,35 мм;
— совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6) риску на шкиве с метками 1 – 4, 2 – 5, 3 – 6 ЯМЗ – 236 на лимбе, регулируют зазоры для остальных цилиндров.
При регулировке тепловых зазоров двигателя ЯМЗ – 238 применяют те же приемы и методы, что и для двигателя ЯМЗ – 236:
— совмещают на такте сжатия рисунок 3 на шкиве с меткой 1 – 5 ЯМЗ – 238 на лимбе;
— регулируют зазоры клапанов первого и пятого цилиндров;
Штанги толкателей регулировочных клапанов должны свободно вращаться от руки.
Зазор регулируют при помощи регулировочного винта; после регулировки надо надежно закрепить винт гайкой и проверить зазор.
Установка форсунок, топливопроводов и соединительного патрубка. На двигатель устанавливают комплект форсунок одной группы по распылению.
Группа распылителя наносится на поверхности корпуса форсунки.
Перед установкой форсунок протирают внутреннюю поверхность стаканов, а на распылитель надевают одну уплотнительную медную шайбу. Форсунки устанавливают таким образом, чтобы уплотнитель штуцера вошел в выемку головки цилиндров.
Скобы крепления форсунок устанавливают на шпильки головки цилиндров, надевают шайбы и навертывают гайки, которые затягивают моментом 50—60 Нм (5—6 кгс м).
Дренажные трубки устанавливают на левую и правую головки цилиндров, предварительно вывернув из форсунок транспортные пробки.
Дренажные трубки крепят к форсункам соединительными гайками и болтами, предварительно подложив шайбы под наконечники трубок и под головки болтов.
Для обеспечения надежного уплотнения во всех случаях надо ориентировать шайбы вершинами конусов от наконечников трубок наружу.
Топливные отводящие топливопроводы устанавливают в развале между цилиндрами и крепят болтами к правой и левой головкам цилиндров.
Для обеспечения более жесткого крепления на каждый топливопровод устанавливают кляммер и крепят его на шпильке фланца левого впускного трубопровода.
Топливопроводы высокого давления крепят на штуцера топливного насоса высокого давления и форсунок в определенной последовательности, соответствующей порядку работы секций топливного насоса высокого давления.
Насос двигателя ЯМЗ-236 имеет порядок работы, соответствующий порядку работы цилиндров двигателя (1 – 4 – 2 — 5—3—6).
Схемы соединений секций насоса с цилиндрами двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 показаны на рис. 5.
Соединительный патрубок впускных трубопроводов устанавливают так, чтобы фланец под воздухопровод компрессора был направлен к передней части блока цилиндров.
Патрубок крепят к фланцам впускных трубопроводов, предварительно положив на фланцы прокладки с сетками в сборе и резиновые прокладки и крепят его болтами с надетыми шайбами.
Маслоизмерительный щуп устанавливают в направляющую трубку, предварительно протерев его.
Затем устанавливают крышки го ловок цилиндров, которые крепят винтами на одну — две нитки и снимают двигатель со стенда.
Устанавливают заглушки на технологические отверстия и крепят болтами. Под заглушки необходимо установить картонные прокладки.
На этих стендах можно испытывать двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций.
Характеристики электротормозов для испытательных стендов приведены в таблице.
Статья написана по материалам сайтов: specnavigator.ru, maz-auto.info, autoruk.ru.
«