ООО «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» производит пожарные автоцистерны АЦ на шасси УРАЛ практически с момента своего становления. Само предприятие было организовано совместно с ОАО «УралАЗ» в 1996 году для решения задач производства автотехники специального назначения для предприятий нефтегазового комплекса и имело название ООО «УралАзСпецмаш». ООО «УСПТК» и ОАО «УралАЗ» связывают давние и плодотворные отношения.
«Диапазон применения автомобилей «Урал» очень широк. Техника уральского автозавода способна работать на высоте до 4500 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха от –50 до +50°С, способна преодолевать снежную целину до 1 м, ров шириной от 0,6 до 1,2 м, вертикальную стену высотой до 0,55 м, высоту до 31°, косогор до 20°, водные препятствия глубиной до 1,75 м. Способность автомобилей «Урал» двигаться по бездорожью обеспечивается мощным двигателем, специальной конструкцией ведущих мостов, централизованной системой регулирования воздуха в шинах. Модельный ряд «Уралов» имеет высокую степень унификации по агрегатам и комплектующим, что позволяет снизить затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию».
Обзор пожарных автоцистерн УСПТК на шасси КАМАЗ-43118
Пожарные АЦ «Урал»
9.3. Основные пожарные автомобили
Основные пожарные автомобили (ОПА) – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные автомобили в зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной деятельности подразделяются на ПА общегоприменения и ПАцелевогоприменения.
Основные пожарные автомобили общегоприменения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:
-
пожарные автоцистерны.
-
пожарные автоцистерны с лестницей (при числе мест боевого расчёта более 3-х человек).
-
пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником (при числе мест боевого расчёта более 3-х человек).
-
автомобили пожарно-спасательные.
-
автомобили пожарно-спасательные с лестницей.
-
пожарные автомобили первой помощи.
-
пожарные насосно-рукавные автомобили.
-
пожарные автомобили с насосом высокого давления.
Основные пожарные автомобили целевогоприменения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:
-
пожарные автомобили порошкового тушения.
-
пожарные автомобили пенного тушения.
-
пожарные автомобили комбинированного тушения.
-
пожарные автомобили газового тушения.
-
пожарные автомобили газоводяного тушения.
-
пожарные автонасосные станции.
-
пожарные пеноподьемники.
-
пожарные аэродромные автомобили.
9.4. Тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения
9.4.1. Пожарные автоцистерны.
Пожарная автоцистерна (АЦ) – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
Таблица 80
Технические характеристики эксплуатируемых пожарных автоцистерн
(советского периода)
Показатели |
АЦС-40 (131) (модель 42Б) |
АЦ-40 (130Е) (модель 126) |
АЦ-40 (130) (модель 63А) |
АЦ-40 (130) (модель 63Б) |
АЦ-40 (131) (модель 137) |
АЦ-40 (131) (модель 153) |
АЦ-40 (133Г1) (модель 181) |
АЦ-40 (375) (модель 94) |
АЦ-40 (ЭДМУ1Л (модель ПМ 102А) |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
86 |
90 |
90 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
Число мест для боевого расчета, включая водителя |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5 |
Масса с полной нагрузкой, кг |
11160 |
9525 |
9100 |
9600 |
11050 |
11500 |
14970 |
14200 |
14928 |
Наименьший радиус поворота, м |
10,2 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
10.2 |
10,2 |
11,0 |
10,5 |
10,5 |
Расход горючего на 100 км, л |
40 |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
40,0 |
40,0 |
36,0 |
55 |
46 |
Емкость бака для горючего, л, |
150 |
170 |
150 |
150 |
170 |
170 |
125+125 |
170 |
170 |
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
Напор, м |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Емкость, л: цистерны для воды бака для пенообразователя |
2400 150 |
2150 150 |
2100 150 |
2350 165 |
2400 150 |
2300 56 |
5000 180+180 |
4000 180 |
4000 180 |
Время всасывания воды с высоты 7 м, с |
30 |
35 |
30 |
35 |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Производительность пеносмесителя, м3/мин |
4,7 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4; 8; 12 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
Автоцистерны пожарные лёгкого типапредназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, подачи воды (из цистерны, открытого водоёма, гидранта) и воздушно-механической пены к очагу пожара.
Таблица 81
Технические характеристики современных легких пожарных автоцистерн
Характеристика |
Полноприводные |
Неполноприводные |
||
АЦ 0,8-4 (5301 ФБ) |
АЦ 1,5-30/2 (5301) |
АЦ 1,5 5-40/4 (5301) |
АЦ 2-4 (5301) |
|
Шасси |
ЗиЛ-5301ФБ (4×4) |
ЗиЛ-5301ФБ (4×4) |
ЗиЛ-5301ФБ (4×2) |
ЗиЛ-5301ФБ (4×2) |
Мощность двигателя, л. с. |
105 |
105 |
105 |
108 |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
90 |
90 |
90 |
Запас огнетушащих веществ, л: воды пенообразователя |
800 50 |
1500 90 |
1500 125 |
2000 200 |
Число мест для боевого расчета, чел. |
7 |
7 |
7 |
3 |
Насос |
НЦПН 4/400 |
НЦПК 40/100- 4/400 |
НЦПК 40/100-4/400 |
НЦПН 4/400 |
Напор, м вод. ст. |
100(400) |
100(400} |
100(400) |
100(400) |
Подача, л/с |
40(4) |
30(2) |
40(4) |
40(4) |
Высота всасывания, м |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
Габаритные размеры, мм, не более: длина ширина высота |
7100 2500 3100 |
6195 2265 2885 |
6140 2265 2885 |
7100 2500 3100 |
Полная масса, кг |
8620 |
7770 |
7040 |
8600 |
Автоцистерны пожарные среднего типапредназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, подачи воды (из цистерны, открытого водоёма, гидранта) и воздушно-механической пены к очагу пожара.
Таблица 82
Технические характеристики средних пожарных автоцистерн
Показатели |
Полноприводные |
Неполноприводные |
||||||||||||
АЦ-40 (131) 1-ЧТ |
АЦ 2,5-40 (131Н) |
АЦ-40 (131Н) |
АЦ 3-40/4 (4325) |
АЦ 3-40 (4326) |
АЦ-40 (43202) 001-ПС |
АЦ-40, 001-ИР |
АЦ 2,5-(433) |
АВД 20/200 (4331-04) |
АЦ 3,0-40/4 (4331-04) |
АЦ 3,0-40 (4331-04) |
АЦ 4-40 (4331-04) |
|||
Шасси |
ЗиЛ-131 (6×6) |
ЗиЛ-131 (6×6) |
ЗиЛ-131 (6×6) |
Урал-4325 (4×4) |
КамАЗ -4326 (4×4) |
Урал-43202 (6×6) |
КамАЗ -43101 (6×6) |
ЗиЛ-433 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
||
Мощность двигателя, л. с. |
150 |
150 |
150 |
180 |
210 |
210 |
210 |
210 |
210 |
185 |
185 |
185 |
||
Максимальная скорость, км/ч |
90 |
80 |
80 |
90 |
80 |
80 |
85 |
80 |
90 |
95 |
95 |
95 |
||
Запас огнетушащих веществ, л: воды пенообразователя |
2480 165 |
2550 170 |
3000 180 |
3000 200 |
3000 300 |
4000 200 |
4000 250 |
2500 300 |
3000 180 |
3000 200 |
3000 200 |
4000 400 |
||
Число мест б/р., чел. |
7 |
7 |
3 |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
||
Насос |
ПН- 40У |
ПН-40 |
ПН- 40УВ |
НЦПК 40/100-4/400 |
НЦПН -40/100 |
ПН-40 |
ПН-40 |
ПН-40УВ |
НЦПВ 20/200 |
НЦПК 40/100-4/400 |
ПН-40 |
ПН- 40УВ |
||
Напор, м.в.ст. |
100 |
100 |
100 |
100/400 |
100 |
100 |
100 |
100 |
200 |
100/400 |
100 |
100 |
||
Подача, л/с |
40 |
40 |
40 |
40/4 |
40 |
40 |
40 |
40 |
20 |
40/4 |
40 |
40 |
||
Высота всасывания, м |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
||
Габаритные размеры, мм, не более: длина ширина высота |
7640 2500 2950 |
7640 2500 2970 |
7640 2500 3000 |
8000 2600 3200 |
7900 2500 3200 |
7615 2500 2645 |
7770 2510 3360 |
6900 2500 3100 |
7800 2500 3000 |
7800 2500 3000 |
7800 2500 3000 |
7800 2500 3000 |
||
Полная масса, кг |
11100 |
11100 |
11100 |
13200 |
11600 |
14850 |
15000 |
11100 |
12000 |
11780 |
11780 |
11780 |
Автоцистерны пожарные тяжёлого типапредназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, подачи воды (из цистерны, открытого водоёма, гидранта) и воздушно-механической пены к очагу пожара.
Таблица 83
Технические характеристики пожарных автоцистерн тяжелого типа
Характеристика |
Полноприводные |
Неполноприводные |
||||||||
АЦ 5-40 (4925) |
АЦ 5.0-40 (4310) |
АЦ 6.0-40 (5557) |
АЦП 6/6-40 (5557-10) |
АЦ 8.0-40 (5557) |
АЦП 8/6-40 (55571-30) |
АЦ 8.0-40/4 (4320) |
АЦП 9/3-40 (55571-30) |
АЦ 6.0-40/4 (5321-1) |
АЦ 7.0-40 (53213) |
|
Шасси |
КамАЗ -4925 (4×4) |
КамАЗ -4310 (6×6) |
Урал-5557 (6×6) |
Урал-5557-1152-10 (6×6) |
Урал-5557-1152-10 (6×6) |
Урал-5557 (6×6) |
Урал-4320 (6×6) |
Урал-55571-30 (6×6) |
КамАЗ -53211 (6×4) |
КамАЗ – 53213 (6×4) |
Мощность двигателя, л. с. |
210 |
210 |
240 |
180 |
240 |
240 |
240 |
240 |
260 |
210 |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
80 |
80 |
75 |
80 |
80 |
80 |
80 |
90 |
80 |
Запас огнетушащих веществ, л: воды пенообразователя |
5000 500 |
5000 500 |
5800 360 |
6000 300 |
8000 300 |
8000 300 |
8000 300 |
9000 300 |
6000 360 |
7000 700 |
Число мест боевого расчета, чел. |
7 |
7 |
6 |
6 |
3 |
6 |
7 |
3 |
7 |
7 |
Насос |
НЦПН- 40 |
ПН-40 |
ПН- 40УВ |
ПН- 40УВ |
ПН-40 |
ПН-40УВ |
НЦПК 40/100-4/400 |
ПН- 40УВ |
ПН-30 |
ПН-40 |
Напор, м. в. ст. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100/400 |
100 |
100 |
100 |
Подача, л/с |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40/4 |
40 |
40 |
40 |
Высота всасывания, м |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
Габаритные размеры, мм, не более: длина ширина высота |
7600 2500 3200 |
8500 2500 3400 |
8150 2650 3320 |
8000 2500 3080 |
7990 2500 3080 |
8383 2500 3600 |
9020 2500 3350 |
8342 2500 3220 |
8000 2500 3250 |
8400 2500 3400 |
Полная масса, кг |
15200 |
15600 |
17200 |
16650 |
19232 |
19500 |
19737 |
19500 |
21800 |
17500 |
Автомобиль пожарно-спасательный АПС-6,0-40/4 (4320) на базе УРАЛ NEXT
9.3. Основные пожарные автомобили
Высокая проходимость – это основная особенность автомобилей на шасси «УРАЛ». Это возможно благодаря односкатным колесам, отличающимся высоким уровнем дорожного просвета (40 см), балансирной подвеске задних мостов, применению системы регулировки давления воздуха в шинах, современным грунтозацепам, рамам, которые производятся из специальных марок стали, а также многоступенчатым трансмиссиям, которые имеют блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.
Любые грузовые машины, в том числе и пожарные автоцистерны «УРАЛ», способны преодолевать рвы, имеющие ширину до 1,2 м, снежную целину глубиной 1 м, подъем, с крутизной до 31 градуса и уклон до 22 градусов, а также вертикальные стены высотой до 55 см. Благодаря наличию системы герметизации всех элементов авто, имеется возможность форсирования водоемов глубиной до 1,75 м.
Шасси «УРАЛ» 4320 — это длиннобазовое шасси с тремя осями. Его колесная формула – 6х6.
Такое шасси – хороший вариант для установки крупногабаритного оборудования для пожаротушения, цистерн, а также специальных агрегатов. «Урал» пожарный на данном шасси имеет возможность эксплуатации по всем типам дорожного покрытия и местности.
У данного шасси имеются реальные «плюсы» если сравнивать его с другими авто. Оно способно преодолевать подъемы по 58 градусов, рвы, песчаные участки, болота, канавы. Пожарная машина «Урал» на таком шасси способна проезжать водные преграды, а также снежные заносы.
Ввиду большой монтажной базы (до 6 м), на данном шасси обычно устанавливается цистерна, рассчитанная на 8 тонн воды, а также пожарная надстройка. При этом общая монтажная протяженность оснащения на шасси «УРАЛ» — от 3 до 6 метров. Все зависит от вида кабины и расположения крепежа запасного колеса.
Кроме обычных кабин, данное шасси для пожарного автомобиля может оснащаться и увеличенными, отличающимися наличием спального места, а также спаренными двойными кабинами для транспортировки боевого расчета, сопровождающих лиц или же технических специалистов.
Шасси «Урал» 43206 с короткой базой – это машина с двумя осями, имеющая колесную формулу 4х4. Она может быть в модификации с грузоподъемностью до 5,5 т и допустимой полезной нагрузкой 4,2 т.
На данном шасси монтируется емкость для воды или смеси для тушения пожаров до 4 тыс. литров, а также дополнительное пожарно-техническое оснащение. Данное шасси пожарной машины Урал предназначено для езды по всем типам местности дорожных покрытий.
Пожарная АЦ на базе «УРАЛ»-43206 является легким внедорожным. При этом оно имеет полную унификацию с трехосными модификациями машин по всем узлам. По примеру всех внедорожных модификаций авто, данное короткобазное шасси способно преодолевать любые внедорожные условия. Именно потому, изготовители специальной техники для пожаротушения обратили на него свое внимание.
«УРАЛ» 5557 – это полноприводное шасси, отличающееся колесной формулой 6х6. От вышеупомянутого шасси «УРАЛ»-4320 оно отличается широкими шинами с низким профилем, с регулируемой подкачкой. Это позволяет повысить внедорожные качества машины. Особенно это касается песчаных, болотистых и мягких грунтов, а также снежной целины в северных районах страны.
На эту пожарную машину «УРАЛ» может быть смонтировано разнообразное пожарное оснащение с спецустановки. Данное шасси предназначено для езды по всем типам местности и дорожного покрытия.
Монтажная длина базы составляет больше 4 метров. Потому на пожарную АЦ на данном шасси отлично устанавливается пожарное оборудование и надстройка. Причем надстройки могут быть различных монтажных размеров – от 3 до 4,5 метров. Все зависит от вида кабины и места крепежа запасного колеса. Возможен монтаж дополнительной кабины.
Такая пожарная автоцистрена «УРАЛ» обычно имет 5-6 тонную емкость для воды, бак для пены на 0,5 тонны, пожарный насос НПЦ 40 или 60 и прекрасно себя чувствует на пресеченной местности. Автоцистерна пожарная (АЦ) «Урал» обладает повышенной проходимостью и подходит для эффективной работы на сельской и пресеченной местности.