В большинстве своем Камский Автозавод производит большегрузные автомобили, в том числе и повышенной проходимости, грузоподъемность которых начинается с 10 тонн. С учетом этого, а также немалой длины транспортного средства наличие дополнительной оси, которая принимала бы на себя часть нагрузки, можно рассматривать как технологическую необходимость и способ обеспечить более долгий срок автомобиля, а также повышения его характеристик. При этом средний мост у КамАЗов может быть не один и даже иметь различное устройство, а потому поговорить о нем подробней будет весьма познавательно и полезно…
Принцип работы
По поводу размещения все достаточно просто – если у автомобиля больше двух осей, то первая по ходу движения это передняя, последняя – задняя, а все остальные между ними это средние. Все остальные, потому что в Набережных Челнах делают не только двухосные и трехосные большегрузы, но и четырехосники. И в таком случае два «внутренних» моста можно рассматривать как «первый-средний» и «второй-средний». Кстати, совсем необязательно, чтобы их устройство и техническое предназначение было одинаковым (не считая приема веса) даже на одной модификации.
Дело в том, что мосты-оси в принципе делятся на три вида:
- Исключительно с несущей функцией, то есть, кроме балки и деталей для установки колес, креплений подвески и, возможно, элементов для установки каких-то других узлов-механизмов не имеющие
- Ведущие – обустроенные набором деталей-узлов для передачи крутящего момента и обеспечивающие возможность работы колес как движителей
- Управляемые – с необходимым для выполнения поворотов оснащением
При этом несущая функция присуща и двум последним видам, а детали поворота-передачи могут быть представлены в «чистом» виде или присутствовать одновременно (чаще всего речь идет о передних осях полноприводных моделей). Если же взять конкретно средний мост КамАЗ, то он бывает любым, но практически никогда на него трансмиссия и рулевое одновременно не «завязываются», то есть, либо так, либо этак.

Для понимания. В Татарстане не делают машин с формулой 6х2, так что у всех трехосников если есть дополнительный мост, то он всегда ведущий. У КамАЗ-6540 колесная формула 8х4(4), означающая то, что «средний1» у нее как передний управляемый, а «средний2», как и задний ведущий. И только у четырехосного «армейского» полноприводника КамАЗ-6350 вторая по счету, то есть «средняя-1» ось загружена функционалом по максимуму (несущая-ведущая-управляемая). Ввиду скорее исключения, чем правила и специфичности самих машин с управляемыми средними колесами, заострять на них внимание не будем, а перейдем к самому распространенному варианту.
УСТРОЙСТВО
Основные составляющие здесь те же, что и на задних:
- пустотелая балка-картер;
- главная передача (редуктор);
- полуоси;
- межколесный дифференциал.
Существенным отличием является то, что картер редуктора сопряжен с межосевым диффером, и в конструкции присутствуют отдельные детали, предназначенные для этого, а также механизм блокировки. Исключение представляет как раз вторая ось пресловутых «Мустангов» — из-за большой массы и обычно очень тяжелых условий езды на передние оси блокираторы не ставят, так как в активированном состоянии они делают это вездеход неуправляемым.
Главная передача двойная, причем в ней используются две разных пары шестерен – конические со спиральными зубьями и цилиндрические с косыми. Размер-количество шестерен и зубцов определяют передаточное число редуктора, и в зависимости от потенциального назначения возможны варианты с такими числами:
- для автомобилей-одиночек – 5.94 либо 5.43;
- для машин, рассчитанных на работу в составе автопоездов (под прицепы и полуприцепы) – 7.22 или 6.53.
Необходимо учитывать при выборе не только тип транспортного средства, но и превалирующие категории дорог, на которых планируется его использование!
Для КамАЗов характерна в общем-то унификация многих деталей, например конические-ведущие шестерни одинаковы на всех мостах, но конические-ведомые при этом отличает друг от друга конфигурация хвостовика. Межколесный дифференциал ставиться в сборе с коническими подшипниками (после установки закрываются крышками) в специальные гнезда картера и состоит из пары чашек и шестеренчатого привода. Как уже сказано, имеется механизм блокировки (очень нужная штука на скользкой дороге) дифера, состоящий из зубчатых муфт, пневмокамеры диафрагменного типа, штока, вилки и крана управления.
Балка является составной, и сваривается из штампованных элементов. В готовом виде, к ней дополнительно приваривают крышки картеров, а также кронштейны под опоры рессор и реактивные штанги, цапфы ступиц, фланцы для суппортов и креплений главной передачи. Общая прочность конструкции и долговечность эксплуатации очень даже неплохие, но нужно помнить, что сохранить их таковыми можно только при соблюдении рекомендаций по использованию и обслуживанию.
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ
Ежедневное ТО здесь можно ограничить визуальным осмотром, очисткой в случае сильного загрязнения и проверкой работы (нет ли посторонних или возросших шумов, стуков, сбоев и так далее). Каждые 15-16 тысяч пробега стоит проверить картера на герметичность, проверить достаточность объема и состояние трансмиссионного масла, прочистить сапуны и проверить подшипники в шкворневых соединениях. При сезонном тех обслуживании (два раза в год) следует заменить масло на соответствующее периоду, подтянуть болты фланцев (степень затяжки уточняем для конкретной модификации), специально проверить функционал дифферов. Крайне желательно убедиться в нормальности состояния подшипников ступиц.
Кроме ухода очень важна правильная эксплуатация, так на большинстве моделей блокировку дифферов разрешается включать только при остановленной машине. А длительная работа межосевого дифференциала на высокой скорости может стать причиной его поломки, так что после преодоления трудного участка его нужно сразу отключать.
Обнаруженные неисправности должны устраняться незамедлительно, так как игнорирование дефектов привод к их усугублению и проблемам с сопряженными деталями-узлами. Особое внимание необходимо уделять как раз достаточности смазочного материала, так как ускоренное понижение уровня может свидетельствовать о дефектах передачи и трещинах картера. Ремонт составляющих узлов и восстановление отдельных деталей должны проводиться с соблюдением технологических норм и очередности операций.
Не допускается использовать для демонтажа и при сборке подручные средства или инструмент, способные нанести повреждения. И вообще, если у вас нет соответствующего опыта и инструментария, то лучше потратится на специализированный сервис – да, это дополнительные траты, но в сравнении с возможными расходами устранения последствий неквалифицированного ремонта они вполне приемлемы и оправданы. Само собой, при необходимости замены комплектующих новые стоит покупать только у проверенных изготовителей-поставщиков.
Например, работая с нашим торговым домом «СпецМаш» вы можете быть на 100 % уверены в качестве предлагаемой продукции (все товары, представленные в каталоге проверены в НАМИ и МАДИ, сертификация – РосТест). И при этом, никто не требует от вас платить лишнее, наоборот, цены на наши изделия существенно ниже, чем розничных магазинах и могут поспорить по привлекательности с теми, что предлагает большинство наших конкурентов. К тому же, если вы станете нашим постоянным клиентом или просто сделаете оптовый заказ, то стоимость единицы будет ниже прайсовой за счет предусмотренной для таких случаев скидки.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Заявки принимаются по телефону, через Е-мэйл, форму обратной связи на сайте и в центральном офисе (кроме оформления заказов операторы проводят консультации по применяемости запчастей и другим тематическим вопросам). Работаем с безналичными и наличными формами оплаты, возможно предоставление отсрочек. Покупки выдаются у нас на складе в руки клиенту или организовывается доставка по названному адресу (только по России, до офисов ТК, а также в порядка ста населенных пунктов бесплатно).
Схема моста

15320,2401114Клапан со штуцером
253229-2501007Картер промежуточного моста в Сборе
353205-2502011-40Передача главная среднего моста
465115-3104010Ступица заднего колеса с барабаном тормоза в сборе
553205-3104040-10Манжета с пружиной в сборе
86540-3502010-13Тормоз задний правый в сборе
96540-3502011-13Тормоз задний левый в сборе
115320-2402034Прокладка картера редуктора
125320-2403048Прокладка полуоси
1365115-2403070Полуось с фланцем
1465115-2403071Полуось с фланцем
155320-2403072Втулка разжимная шпильки полуоси
155320-2403072Втулка разжимная шпильки полуоси
1653205-3104044Кольцо проставочное
1753205-3104045Пробка
1853205-3104077Гайка подшипника
1955111-3104079Шайба замковая
2055111-3104082Шайба замковая
227517АПодшипник роликовый конический однорядный ГОСТ 520-89
236-7815АПодшипник роликовый конический однорядный ГОСТ 520-89
241/21640/11Гайка М14х1,5-6Н
251/21641/21Гайка М16х1,5-6Н
251/21641/21Гайка М16х1,5-6Н
261/05171/77Шайба 14 пружинная
271/05172/77Шайба 16 пружинная
271/05172/77Шайба 16 пружинная
281/18004/31Шпилька М16х1,5х22х35
291/18006/31Шпилька картера М16х1,5х22х45
291/18006/31Шпилька картера М16х1,5х22х45
30853063Болт фланцевый М14х1,5-6gх40
31853303Шпилька М16х1,5х22х35
32864341Пробка КГ 1/8″
32864341Пробка КГ 1/8″
362101-2401046Пробка магнитная в сборе
Картер

153229-2501011Картер промежуточного моста (сварка)
255102-2409016Вилка блокировки в сборе
35320-2509024Крышка корпуса механизма блокировки (сварка)
8740.1003439Кольцо уплотнительное
955102-2409019Поршень механизма блокировки
1055102-2409020Стержень механизма блокировки
1155102-2409033Пластина опорная
1255102-2409034Прокладка
1353229-2409053Муфта блокировки межколесного дифференциала
145320-2509017Диафрагма механизма блокировки межосевого дифференциала
191/09020/21Болт М6-6gх12
201/13069/21Болт М10х1,25-6gх30
211/61015/11Гайка М12х1,25-6Н
221/61036/11Гайка М12х1,25-6Н
231/02785/50Прокладка регулировочная 16х22х0,5
241/02813/80Прокладка уплотнительная 16х22х1
251/05168/77Шайба 10 пружинная
261/05170/77Шайба 12 пружинная
30Выключатель света заднего хода ВК 403БВыключатель света заднего хода ВК 403Б
Передача главная

153205-2402015Картер редуктора заднего моста в сборе
253205-2402136Фланец ведущего вала
353205-2402064-40Шестерня ведомая коническая и ведущая цилиндрическая в сборе
45320-2402108Стакан подшипников в сборе
553229-2403011-40Дифференциал заднего моста
65320-2502012Шестерня ведущая коническая в сборе
75320-2502208Крышка заднего подшипника с сальником в сборе
853205-2506010Дифференциал межосевой промежуточного моста в сборе
115320-2402041Маслоотражатель
125320-2402047Прокладка
145320-2402096Прокладка регулировочная
145320-2402096Прокладка регулировочная
155320-2402097Прокладка регулировочная
155320-2402097Прокладка регулировочная
165320-2402098Прокладка регулировочная
165320-2402098Прокладка регулировочная
175320-2402099Прокладка регулировочная
175320-2402099Прокладка регулировочная
185320-2402100Прокладка регулировочная
185320-2402100Прокладка регулировочная
195320-2402126Крышка стакана подшипника
205320-2402225Прокладка крышки
215320-2402249Шайба опорная
2253205-2402269Гайка подшипника
2353205-2402288..318Втулка регулировочная
545320-2402371Скоба редуктора
5553205-2403040Гайка подшипника
565320-2403043Стопор гайки
575320-2502201Вал задний промежуточного моста
585320-2506115Прокладка картера межосевого дифференциала
62310АПодшипник шариковый радиальный однорядный ГОСТ 520-89
636-7516А1Подшипник роликовый конический однорядный ГОСТ 520-89
6427310НАПодшипник роликовый конический однорядный с большим углом конуса ГОСТ 520-89
65У-27911АПодшипник роликовый конический однорядный с большим углом конуса ГОСТ 520-89
661/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
661/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
671/55408/21Болт М12х1,25-6gх50
681/42376/21Болт М8-6gх12
691/42749/31Болт самоконтрящийся М12х1,25-6gх50
701/05168/77Шайба 10 пружинная
701/05168/77Шайба 10 пружинная
711/05170/77Шайба 12 пружинная
721/07350/01Шплинт 4,7х50
73262515Пробка КГ 1/4″ ОСТ 37.001.178-82
74853522Гайка прорезная МЗЗх1,5-6Н
75862500Шайба плоская 34х60х6
Шестерня ведущая коническая

15320-2502063Гайка подшипника ведущей конической шестерни промежуточного моста в сборе
25320-2502017Шестерня промежуточного моста ведущая
35320-2502049Стакан подшипников ведущей конической шестерни
45320-2502067Шайба замочная контргайки
553205-2502088..111Втулка регулировочная (подбор)
295320-2502175Шайба опорная
326-7214АУПодшипник роликовый конический однорядный ГОСТ 520-89
336-7516А1Подшипник роликовый конический однорядный ГОСТ 520-89
34853550Гайка М68х1,5-6Н
Дифференциал межосевой

15320-2506026Крышка подшипника в сборе
253205-2506037Фланец межосевого дифференциала
353212-2506054Сателлит межосевого дифференциала с втулкой в сборе
353212-2506054Сателлит межосевого дифференциала с втулкой в сборе
45320-2509010Механизм блокировки межосевого дифференциала в сборе
65320-2506018Чашка межосевого дифференциала передняя
75320-2506019Чашка межосевого дифференциала задняя
85320-2506029Прокладка крышки подшипника
95320-2506041Маслоотражатель
105320-2506051Шайба опорная
115320-2506058Шайба сателлита
115320-2506058Шайба сателлита
125320-2506060Крестовина межосевого дифференциала
135320-2506065Шайба опорная
145320-2506111Картер межосевого дифференциала
1553212-2506126Шестерня привода заднего моста
1653212-2506130Шестерня привода среднего моста
175320-2506131Муфта шестерни привода среднего моста межосевого дифференциала
185320-2509049Вилка блокировки
195320-2509053Муфта блокировки межосевого дифференциала
205320-2509157Прокладка уплотнительная
24311АПодшипник шариковый радиальный однорядный ГОСТ 520-89
251/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
251/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
261/42344/31Болт самоконтрящийся М10х1,25-6gх70
271/07910/11Гайка М10х1,25-6Н
281/01589/00Заглушка 22 расширяющаяся
291/02785/50Прокладка регулировочная 16х22х0,5
301/02813/80Прокладка уплотнительная 16х22х1
311/05168/77Шайба 10 пружинная
311/05168/77Шайба 10 пружинная
32262515Пробка КГ 1/4″ ОСТ 37.001.178-82
33864341Пробка КГ 1/8″
34853350Винт установочный М10х1,25-6gх25
35853538Гайка М33х1,5-6Н
36862500Шайба плоская 34х60х6
37862809Кольцо упорное
40Выключатель света заднего хода ВК 403-БВыключатель света заднего хода ВК 403-Б
Разница между Евро корпусом редуктора Камаз и обычным!!!
Схема среднего редуктора КАМАЗ 5320
Редуктор КамАЗа — важный элемент трансмиссии, который служит для передачи крутящего момента из коленчатого вала на ходовую часть. Он приводит в движение мосты грузового автомобиля, при этом испытывает большие нагрузки. Техника Камского производства имеет много модификаций: автомобили с задним приводом, самосвалы, вездеходы. Механические устройства бывают передними, средними и задними.
Характерными показателями агрегата являются:
- КПД;
- передаточное отношение;
- мощность;
- угловая частота вращения валов;
- количество валов;
- тип передачи.
Как устроен редуктор
Агрегат постоянно вращается. Основное значение в устройстве редуктора имеют подшипники и зубчатые шестеренки, которые претерпевают постоянное трение. Для обеспечения нормального функционирования деталей в картер необходимо добавлять смазочное вещество.
Уровень масла в редукторе проверяется так:
- Поднимается крышка картера.
- Заливается жидкость.
- При вытекании жидкости из отверстия процедуру останавливают.
Все механизмы трансмиссии одинаково собраны, кроме переднего в полноприводных КамАЗах с колесной формулой 6х6. Межосевой элемент расположен в отдельном корпусе среднего моста и передает момент под углом 90° к ведущим колесам. Если КамАЗ 2-осный, средний редуктор не предусматривается. Сборочные единицы межколесного дифференциала заднего моста представлены в схеме заднего редуктора.
Для крепления к карданному валу используются карданные фланцы. На старых моделях они квадратные, на новых — круглые со шлицевой нарезкой на стыке и полуосевыми шестернями («Евро») на 20 шлицов. Многие грузовики оснащены межколесной блокировкой среднего или заднего моста; для переднего она не применяется.
В устройство КамАЗа также входит угловой редуктор, который обеспечивает крутящий момент от карданного вала и его подачу на рулевой механизм.
Объемно-весовые характеристики:
- Для модификаций 5320, 53205, 5511, 4310:
- редуктор заднего моста весит 140 кг, объем — 0,097 м³;
- средний мост — 180 кг, объем — 0,24 м³.
- Для моделей КамАЗ-6520, 6522:
- вес агрегата для заднего моста — 115 кг, объем — 0,09 м³;
- средний мост — 220 кг, емкость — 0,158 м³.
- Для КамАЗа-4310, 43118 масса редуктора переднего моста — 132 кг при 0,14 м³.
Какой редуктор лучше
Главные характеристики механизма — количество зубьев по отношению к шестерне коленвала и мощность машины. Чем больше мощность, тем больше зубьев у редуктора.
Цилиндрические пары имеют вид:
- 46/16 с передаточным числом 4,98;
- 47/15 — 5,43;
- 48/14 — 5,94;
- 49/13 — 6,53;
- 50/12 — 7,22.
От количества зубьев зависит передаточное число, от числа — эксплуатационные характеристики грузовика. Цифры обозначают следующее: 4,98 — это 46 зубьев ведомой и 16 ведущей шестерни.
Редукторы всех мостов должны иметь одинаковое передаточное число, которое выбирается индивидуально для каждой модели с учетом условий эксплуатации:
- на грузовики, передвигающиеся на малых и средних скоростях, устанавливают пониженные параметры: 7,22 (50/12) или 6,53 (49/13);
- для седельных тягачей, бортовых КамАЗов подходят повышенные: 5,94 (48/14), 5,43 (47/15) либо 4,98 (46/16).
На бортовые машины, самосвалы, технику узкой специализации производства КамАЗ автовладельцы ставят редуктор с передаточным числом 4,98. Цилиндрическая пара имеет самую высокую цену, поэтому устройство стоит дорого.
Каждый агрегат имеет информационную площадку с серийным номером, датой изготовления и передаточным числом.
Неисправности и их устранение
Редуктор отличается надежностью, редко выходит из строя при условии выполнения своевременных профилактических мер.
Определяют поломку механизма следующим образом:
- При скорости 20 км/ч появляется посторонний шум, при увеличении ее до 80 км/ч он исчезает.
- При езде со скоростью 80 км/ч включают нейтралку и выключают зажигание — если шум появился, то проблема в редукторе.
В работе Камазовского агрегата чаще всего встречается 3 вида неисправностей:
- Перегрев главной передачи. Причинами могут быть:
- недостаток или избыток масла в картере;
- усиленное натяжение подшипников;
- неточные настройки зубьев.
- Повышение шума. Причины:
- износ подшипников;
- неправильно отрегулированное сцепление;
- слабое крепление подшипников.
- Течь масляной жидкости может быть в результате:
- износа манжет;
- загрязнения сапуна.
При выявлении неполадок техники выполняют ремонт. Автовладельцы обращаются на СТО или делают его своими руками.
Как отрегулировать
Регулировка редуктора моста в КамАЗах заключается в настройке таких параметров, как:
- натяжение кольца конических роликоподшипников;
- дифференциал;
- боковой зазор в зацеплении пары шестерен;
- пятно контакта.
При ремонте среднего редуктора технические данные должны быть соблюдены; номинальные значения зазоров и допусков выдержаны.
Для точной регулировки натяга необходимо:
- Уменьшить размеры шайбового пакета на величину осевого сдвига с допуском 0,04-0,06 мм.
- Затянуть крепежную гайку.
- Проверить силу поворота стакана.
- Установить в корпус.
Для регулировки бокового зазора с допустимым значением 0,2-0,35 мм требуются регулировочные шайбы разной толщины.
Дифференциал устанавливают так, чтобы зубчатый венец ведомого колеса находился симметрично ведущему. Настройка производится равномерным затягиванием регулировочных гаек и закручиванием соединительных болтов.
Как снять, разобрать и собрать
Этапы разборки и сборки среднего или заднего редуктора:
- Слив масла.
- Демонтаж ведущего моста в сборе.
- Разборка его на составляющие последовательно:
- ведущая и ведомая шестерни;
- картер;
- коробка дифференциала;
- оси сателлитов.
- Проверка состояния:
- крестовин;
- шеек;
- полуосевых шестеренок;
- привода.
- Замена изношенных изделий.
- Проведение регулировки.
- Сборка моста в обратном порядке.
- Проведение испытания собранного моста на отсутствие скрежета, течи в местах соединения.
После выполнения всех операций собранный механизм устанавливают в рабочее положение.
Разборка заднего редуктора Камаз!
Редукторные подшипники КАМАЗ


Схема среднего редуктора КАМАЗ 5320
№ | Описание |
1 | Дифференциал межосевой моста промежуточного в сборе |
2 | Прокладка картера |
3 | Подшипник |
4 | Шайба опорная |
5 | Гайка подшипника |
6 | Прокладка крышки стакана подшипников |
7 | Крышка стакана |
8 | Скоба редуктора |
9 | Шайба пружинная 12 |
10 | Болт м12 — 1, 25 – 6q -50 |
11 | Передача Главная промежуточного моста в сборе |
12 | Шайба регулировочная |
13 | Стакан подшипника |
14 | Прокладка регулировочная |
15 | Кольцо наружное |
16 | Шестерня ведомая коническая и ведущая цилиндрическая в сборе |
17 | Кольцова внутреннее с сепаратором и роликами в сборе |
18 | Шестерня ведущая цилиндрическая |
19 | Шпонка 14 — 9 — 45 точка |
20 | Шестерня ведомая коническая |
21 | Подшипники в сборе |
22 | Пробка КГ-1 1/4 |
23 | Вал задний промежуточного моста |
24 | Шплинт 4,7 на 50 |
25 | Гайка М33 -1,5 6A |
26 | Шайба плоская 34-60-6 |
27 | Фланец ведущего вала в сборе |
28 | Болт М10-1,25-6q-35 |
29 | Манжета в сборе |
30 | Шайба пружинная 10. / Крышка подшипника в сборе |
31 | Крышка |
32 | Прокладка крышки |
33 | Маслоотражатель |
34 | Подшипник |
35 | Картер главной передачи |
36 | Прокладка картера |
37 | Шестерня ведомая цилиндрическая |
38 | Штифт |
39 | Крышка подшипника |
40 | Пластина стопорная |
41 | Болт М18-1,5-6q-110 |
42 | Шестерня промежуточного моста ведущего |
43 | Подшипник |
44 | Втулка распорная |
45 | Шайба регулировочная |
46 | Стакан подшипников ведущей конической шестерни |
47 | Шестерня ведущая коническая в сборе |
48 | Подшипник |
49 | Болт M12-1,25-6q-50 |
50 | Гайка подшипника в сборе |
51 | Шайба опорная |
52 | Шайба Замочная |
53 | Гайка М68 |

Схема среднего редуктора
Средний редуктор КАМАЗ