Трактора МТЗ и ЮМЗ — Коробка передач — § 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50

Евгений Токарев
Евгений Токарев

Сохраните сейчас

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp

Оглавление

МТЗ-50 «Беларусь», МТЗ-52 «Беларусь»
Проект, г 1957
Конструктор Группа инженеров
Выпускался, гг. 1962 — 1985
Производитель МТЗ
Экземпляры 1 256 800 (на 1995 г.)[1]
Назначение универсальный
Тип движителя колёсный
Тяговый класс, тс 1,4
Рабочая скорость, км/ч 22
Транспортная скорость, км/ч 33
Полная масса, т 3,66
Эксплуатационная масса, т 3,43
Кабина: сзади трактора, закрытая
Двигатель: расположение переднее
Длина, мм 3810
Ширина, мм 1970
Высота, мм 2470
База, мм 1200
Колея, мм 1800
Дорожный (агротехнический) просвет, мм 465
Обозначение по ГОСТ 4Ч11/12,5
Марка двигателя Д-50
Мощность, л.с. (кВт) 55 (41)
Тип подвески балансирная, жёсткая
Способ управления поворотом передними колёсами
Тормоза дисковые
Гидрооборудование раздельно-агрегатная система
Пневмооборудование для привода тормозов прицепа (на части тракторов)
Электрооборудование Напряжение — 12В
Базовая модель МТЗ-5
Последующая модель МТЗ-80
 Медиафайлы на Викискладе

МТЗ-50 «Белару́сь», (МТЗ-52 «Беларусь») — марка колёсных универсальных сельскохозяйственных тракторов, выпускавшихся Минским тракторным заводом с 1962 года по 1985 годы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР полным ходом шло восстановление и модернизация промышленности и сельского хозяйства. В начале 1950-х годов принимаются решения о вводе в сельскохозяйственный оборот обширных целинных земель в Казахстане, Поволжье, Урале, и на Дальнем Востоке. Народное хозяйство страны остро нуждалось в новых образцах надёжной и неприхотливой техники[2].

Весной 1958 года экспериментальный цех Минского тракторного завода им. Ленина представил на рассмотрение научно-технического совета Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний конструкция была одобрена и трактор был рекомендован к серийному производству как колёсный универсальный, класса 1,4 т[3]. Трактор оснащался атмосферным рядным дизельным двигателем, мощностью не менее 55 л. с.

Трансмиссия трактора оснащалась 9-ступенчатой коробкой передач + 2 передачи заднего хода, что обеспечивало выбор потребных режимов движения при скоростях от 1,65 до 25,5 км/ч[3].

В 1959 году были закончены государственные испытания, по результатам которых конструкция была доработана, выпущена необходимая документация и сдана в производство. На базе трактора МТЗ-50 была разработана модификация высокой проходимости с двумя ведущими мостами — МТЗ-52[3].

Трактор строился по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра[4].

Технические характеристики[править | править код]

Оснащённость и технические характеристики трактора МТЗ-50 и его модификаций могут и в настоящее время соответствовать запросам малых фермерских хозяйств и небольших предприятий. Экономичность расхода топлива составит конкуренцию некоторым современным тракторам[5].

Колёсные тракторы «Беларусь» семейства МТЗ-50, МТЗ-52 — это универсальные сельскохозяйственные тракторы класса 1,4 т, на которые устанавливались дизельные двигатели Д-50 (50Л) с электростартёром или пусковым двухтактным бензиновым двигателем соответственно.

Трактор сконструирован по нормальной схеме и имеет полурамную конструкцию. Полурама выполнена из двух швеллеров, соединённых между собой передним литым брусом.

Собственно остов трактора состоит из полурамы и трёх агрегатов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова смонтирован двигатель со вспомогательным оборудованием и радиатор системы охлаждения. Двигатель крепится при помощи шарнирных опор к переднему брусу полурамы и закрыт облицовкой аллигаторного типа с возможностью откидывать её вперёд по ходу трактора[6].

Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления, коробка передач и задний мост, на корпусе которого закреплены механизмы тормозов и установлен вал отбора мощности (ВОМ) а также механизм задней навески гидравлической системы[6].

Гидравлическая система — раздельно-агрегатная. Насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. На корпусе муфты сцепления закреплён масляный бак и корпус гидроагрегатов (распределитель, гидроувеличитель сцепного веса). Для работы с прицепными машинами на продольных тягах задней навески установлена поперечина со стандартной прицепной вилкой[6].

Агротехническая колея переменная и может регулироваться в пределах 1200—1800 мм. Передние малые управляемые и задние колёса большого диаметра защищены крыльями[6].

Двигатель[править | править код]

На трактора семейства МТЗ-50 (50Л, 50X), МТЗ-52 (52Л) устанавливались дизельные атмосферные двигатели Д-50 и Д-50Л номинальной мощностью 41 кВт (55 л. с.). Двигатели различались лишь системами пуска. Д-50 имел систему пуска от электростартера, а Д-50Л — от двухтактного бензинового двигателя (пускача).

Конструкция узлов и механизмов двигателя была рассчитана на работу без капитального ремонта до 5000 мото-часов при условии правильной эксплуатации и своевременного обслуживания[6][7].

Двигатели четырёхтактные, четырёхцилиндровые рядные с водяным охлаждением и вихревой камерой.

Д-50 Д-50Л
Мощность л. с. (номинальная) 55
Число оборотов в мин. (номинальное) 1700
Расход топлива на минимальных оборотах г/э. л. с. ч. 195
Способ смесеобразования вихревая камера-
Порядок зажигания 1-3-4-2
Число цилиндров 4
Диаметр цилиндра, мм 110
Ход поршня, мм 125
Степень сжатия (расчётная) 16
Система пуска электростартёр СТ-212 Пусковой двигатель ПД-10У
Вес сухого двигателя кг 410 470
Применяемое топливо дизельное (ГОСТ 4749-49)
Ёмкость системы охлаждения л. 20 22

Силовая передача[править | править код]

Силовая передача трактора служит для передачи вращения коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам и включает в себя следующие механизмы:

  • муфта сцепления,
  • соединительная муфта,
  • коробка передач,
  • задний мост.

Муфта сцепления сухая, однодисковая, постоянно замкнутая. Коробка передач 9-ступенчатая (9 передач для движения вперёд и 2 передачи для движения назад). Для переключения на пониженные передачи используется специальный вал. Задний мост имеет дифференциал с функцией блокировки. Управление блокировкой механическое с помощью педали расположенной на полу кабины[8].

Ходовая система и рулевое управление[править | править код]

Подвеска задних колес — жёсткая. На передних колесах используется полужесткая подвеска, имеется специальный балансирный мост[4].

Задние колеса соединены с осями при помощи «клеммовидных соединений», что позволяет при необходимости без затруднений отсоединить их и позволяет бесступенчато изменять ширину колеи в пределах 1400—2100 мм[4]. Колея передних колёс также регулируется в пределах 1200—1800, но ступенчато, с шагом 100 мм. Дорожный просвет 465 мм. Тормозные механизмы дисковые. Управление поворотом — передними колёсами. Имеется гидроусилитель рулевого управления[8].

Раздельно — агрегатная гидравлическая система[править | править код]

Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой, включающей в себя шестерёнчатый насос НШ-32, приводимый от двигателя, трёхсекционный золотниково-клапанный гидрораспределитель, гидроцилиндр управления навесным оборудованием[4].

Электрооборудование[править | править код]

Электрооборудование состоит из следующих основных частей и агрегатов:

  • генератор;
  • стартёр;
  • стартёр пускового двигателя постоянного тока, номинальное напряжение на выходе — 12 В;
  • свечи накаливания — СНД-100-Б3[9], максимальный рабочий ток — 50 А, рабочее напряжение, подводимое к свече — 1,4 В, сопротивление — 0,02 Ом;
  • система зажигания[5].
МТЗ-50 (50Л) МТЗ-52 (52Л)
Тип трактора Колёсный универсальный, класса 1,4 т.
Длина (по концам продольных тяг), мм 3815 3930
Ширина (по полуосям задних колёс), мм 1970
Высота (по кабине), мм 2485
Продольная база, мм 2370 2450
Агротехническая колея (по передним и задним колёсам), мм 1200 — 1800
Радиус поворота м 2,5 2,7
Вес трактора (конструктивный) кг 2790 2990
Двигатель Д-50, Д-50Л
Мощность двигателя (номинальная) л. с. 55
Колёсная формула 4×2 4×4
Передний ведущий мост +
Размеры шин передних колёс, мм 200-508 (7,5-20′) 210-508 (8,3/8-20′)
Задних колёс, мм 330-965 (13,6/12-38′)

Модификации[править | править код]

За годы выпуска, конструкция трактора неоднократно модернизировалась[5]. Для нужд народного хозяйства выпускались специальные модификации:

  • МТЗ-60 и МТЗ-62 — с двигателем СМД-12, мощностью 65 л. с. — (выпускалась в основном на экспорт)
  • МТЗ-50Х — высококлиренсная хлопководческая, с одним передним колесом или двумя сближенными колёсами (выпускалась совместно с Ташкентским тракторным заводом)
  • МТЗ-50К (Т-50К) — крутосклонная колёсная, выпускалась в Тбилиси.
  • Т-50В и Т-54В — гусеничная, для работы в виноградниках.
  • МТЗ-50Р — полугусеничная, для работы на рисовых чеках.
  • МТЗ-52Н — низкоклиренсная, (задние колёса уменьшенного размера, балочный передний мост вместо портального).
  • МТЗ-50Л — отличался от МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.

За годы выпуска менялся внешний вид и конструкция кабины, хотя индексация оставалась без изменений[5]:

  • В начале 1960-х годов с полукруглой решёткой радиатора и бескаркасной кабиной с брезентовой крышей
  • С конца 1960-х годов с прямоугольной решёткой радиатора
  • В 1970-х годах — с изменённым внешним видом капота
  • В конце 1970-х годов — с каркасной кабиной увеличенного размера и стеклопластиковой крышей.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Тракторы Беларусь МТЗ-50, МТЗ-59Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л / Составление: В. В. Касперович. — Пятое с доп. и испр.. — Мн.: Ураджай, 1974. — 330 с. — 90 000 экз.
  • Дизельные двигатели Д-50, Д-50Л / Редактор: И. Каршакевич. — Мн.: Урожай, 1969. — 138 с.
  • Керов В. В. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. — M.: Астрель, 2014. — 850 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-083090-9.
  • Соловьёв А. Н. Справочник инженера предприятия технологического транспорта и спецтехники. — М.: Инфра-Инженерия, 2000. — Т. 1. — 1344 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9729-0023-7.
  • Тракторы «Беларусь» МТЗ-50 и МТЗ-50Л : Рук. по эксплуатации и уходу / Отв. ред. П.И.Бойков. — Изд. 2-е , доп. и испр.. — Мн.: Урожай, 1967. — 298 с. — 90 000 экз.
  • Отечественные сельскохозяйственные тракторы. Иллюстрированная история развития за 100 лет. — НАТИ. — М.: Внешторгиздат, 1996. — 54 с. — 1500 экз.
  • Дронг И. И. Трактор «Беларусь» МТЗ-50. — Мн.: Гос. изд-во сельхоз лит-ры БССР, 1963. — 400 с. — 50 000 экз.

Ссылки[править | править код]

МТЗ-52 на сельхозработах

МТЗ-60 первых модификаций

МТЗ-60 последних модификаций

Беларусь МТЗ-60

  1. ↑Отечественные сельскохозяйственные тракторы. Иллюстрированная история развития за 100 лет, 1996.
  2. ↑Керов, 2014.
  3. 123История продукции. Трактор МТЗ-50, 2015.
  4. 1234Дронг, 1963.
  5. 1234Соловьёв, 2000.
  6. 12345Касперович, 1974.
  7. ↑Дизельные двигатели Д-50, Д-50Л, 1969, с. 5,6.
  8. 12Тракторы «Беларусь» МТЗ-50 и МТЗ-50Л : Рук. по эксплуатации и уходу, 1967.
  9. ↑Дизельные двигатели Д-50, Д-50Л, 1969, с. 8.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/МТЗ-50

Еще по теме: устройство переднего моста МТЗ-80

Коробка передач трактора МТЗ-50 и раздаточная коробка трактора МТЗ-52

Тракторы МТЗ-50 и МТЗ-52 имеют взаимозаменяемые коробки передач. Для привода передних ведущих колес на тракторе МТЗ-52 устанавливают еще и раздаточную коробку.

Коробка передач трактора МТЗ-50. Коробка передач девятиступенчатая, четырехходовая, с прямой передачей и редуктором.

Коробка передач трактора МТЗ-50:

1 — корпус коробки; 2, 3, 20, 27, 30, 36 и 39 — подшипники; 4 — маслоразбрызгиваюшая крыльчатка; 5 — внутренний вал привода ВОМ; 5 — промежуточный вал; 7 — валик переключения; 8 шлицы; 9 — первичный вал; 10 — каретка III, VI и IX передач; 11 и 12 — каретка V и VIII IV и VII передач; 13, 15, 41 и 55 — вилки; 14 — поводок; 16 ползуны; 17 -крышка; 18 — корпус механизма переключения; 19 -замковая пластина; 21 пробка; 22 -ведомая шестерня I ступени редуктора; 23 — сапун; 24 — рычаг переключения; 25 -шайбы; 26 — чехол; 28 — ведомая шестерня II ступени редуктора

Ее корпус 1 (рис. выше) соединяется болтами с корпусами муфты сцепления и заднего моста. К корпусу коробки вместо крышки 59 люка можно присоединить корпус бокового ВОМ. К такому же люку с правой стороны на тракторах МТЗ-52 присоединяют раздаточную коробку привода переднего ведущего моста.

Первичный вал 9 вращается на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник установлен в гнезде корпуса коробки, а задний 20 — в расточке вторичного вала 29. Этот вал вращается в конических роликовых подшипниках 27 и 30, запрессованных в приливе корпуса и в стакане 32. Добавлением прокладок 31 под фланец стакана регулируют зазор в подшипниках 27 и 30.

На шлицах вторичного вала закреплены коническая 34 и цилиндрическая 28 шестерни. Под коническую шестерню ставят регулировочную шайбу 33, чтобы расстояние от заднего торца шестерни до привалочной плоскости коробки передач было в пределах 57,85— 58,15 мм.

Ведомая шестерня 22, изготовленная как одно целое с вторичным валом, кроме наружных, имеет и внутренние зубья. Когда с ними соединяют зубья каретки 10, переместив ее назад, первичный и вторичный валы вращаются как одно целое — включается IX прямая передача. На всех остальных передачах вторичный вал получает вращение от промежуточного трубчатого вала 6, в котором пропущен внутренний вал 5 привода ВОМ.

На шлицах промежуточного вала закреплены шестерни 47 и 48 и блок шестерен 49 и 50, а также надета каретка 42 редуктора. Задний конец промежуточного вала через роликовый подшипник 39 опирается на ступицу ведущей шестерни второй ступени редуктора. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с цилиндрической шестерней 28.

Когда включена вторая (замедленная) ступень редуктора, его каретка 42 соединена с шестерней 22. Если теперь зацеплять шестерни 10 и 47, 12 и 48, 11 и 50, то соответственно будут получены III, IV и V передачи.

Если каретку 42 редуктора переместить назад и зацепить ее зубья с внутренними зубьями ведущей шестерни 40, то каретка будет вращаться вместе с промежуточным валом. Число оборотов вторичного вала при этом увеличится, так как вращение к нему будет передаваться через увеличенную ведущую 40 и уменьшенную ведомую 28 шестерни. Зацепляя те же каретки 10, 12 и 11 с шестернями 47, 48 и 50, соответственно получают VI, VII и VIII передачи.

От первичного вала вращение всегда передается дополнительному валу 57 через постоянно зацепленные шестерни 10, 45, 44 и 58. Шестерни 44 и 45 сделаны в общем блоке, свободно вращающемся на промежуточном валу, а шестерня 58 закреплена на шлицах дополнительного вала.

Если каретку 56 переместить по шлицам дополнительного вала и зацепить с шестерней 48, то промежуточный вал будет вращаться

значительно медленнее, чем при непосредственном зацеплении его шестерен с шестернями первичного вала. Поэтому, если каретку 42 редуктора поочередно зацеплять с шестернями 22 и 40, то соответственно будут получены I и II передачи.

Если каретку 56 зацепить с промежуточной шестерней 60, которая свободно надета на ось и находится в постоянном зацеплении с шестерней 49 блока, закрепленного на промежуточном валу, то последний будет вращаться в обратном направлении. Включая ту или иную ступень редуктора, получают две передачи заднего хода.

Механизм переключения состоит из четырех ползунов 16, которые вместе с неподвижными замковыми пластинами 19 смонтированы в корпусе 18. К трем ползунам приварены вилки 13, 55 и 15, а к правому крайнему — поводок 14, соединенный с валиком 7, на котором закреплена вилка 41 переключения редуктора. Валик вставлен в отверстия стенок корпуса коробки. Ползуны удерживаются шариковыми фиксаторами 53. Механизма блокировки в коробке передачи нет.

При переключении передач сначала включают редуктор. Для этого нижний конец рычага 24 заводят в удлиненный паз правого ползуна 16 и включают нужную ступень редуктора. Затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, заводят его нижний конец в паз одного из трех ползунов 16 и включают нужную передачу. Положение рычага при различных передачах видно на рис. выше.

Детали коробки передач смазывают автотракторным маслом АК-15 (летом) и АКп-10 (зимой). Масло наливают в полость корпуса через отверстие в крышке до контрольного отверстия.

Раздаточная коробка трактора МТЗ-52. Такая коробка служит для передачи крутящего момента от коробки передач переднему ведущему мосту. С ее помощью передний мост включается автоматически, когда буксование трактора достигает 5—6%.

Раздаточная коробка трактора МТЗ-52:

1 — корпус; 2 — шестерня раздаточной коробки; 3 — шестерня вторичного вала коробки передач; 4 — промежуточная шестерня; 5 —ось; 6 — лоток; 7— внутренний зубчатый венец ступицы; 8, 13, 19 и 21 — подшипники; 9 — внутренняя обойма муфты свободного хода; 10 — зубчатая муфта; 11 — вал; 12 — фланец; 14 — вилка; 15 — рычаг вилки; 16 — валик; 17 — наружный рычаг; 16 — ролик; 20 — тяга; 22 — пружина; 23 — педаль

Раздаточная коробка крепится с правой стороны корпуса коробки передач и имеет только один вал 11 (рис.), вращающийся в шариковых подшипниках 13 и 21. На его выступающем из корпуса 1 конце закреплен фланец 12, к которому присоединяют карданный вал привода переднего моста.

Внутри коробки на шлицах вала закреплена обойма 9. На ней в двух шариковых подшипниках 8 и 19 вращается шестерня 2. Она входит в зацепление с промежуточной шестерней 4, дополнительно устанавливаемой в коробке передач и получающей вращение от шестерни 3 вторичного вала.

Обойма 9 к шестерня 2 вместе с размещенными между ними роликами 18 образуют муфту свободного хода, которая и обеспечивает автоматическое включение переднего моста. По принципу действия она подобна обгонной муфте, применяемой в системах пуска.

Передаточные числа в механизмах, передающих движение передним и задним колесам, подобраны так, что при отсутствии буксования врущими являются только задние колеса. Это происходит потому, что шестерня 2 вращается несколько медленнее обоймы 9, связанной с передними колесами. Ролики 18 при этом расклиниваются и не препятствуют независимому вращению обоймы и шестерни.

Когда задние колеса начинают буксовать, то вследствие уменьшения поступательной скорости трактора снизится число оборотов передних колес, а значит, и обоймы 9. Шестерня 2, вращаясь с прежней скоростью, догоняет обойму.

В результате ролики заклиниваются и весь узел начинает вращаться как одно целое, передавая крутящий момент от коробки передач к передним колесам. При уменьшении буксования передний мост снова автоматически отключается.

Если возникает необходимость включить передний мост принудительно (при заднем ходе или при работе в особо тяжелых условиях), то нажимают на педаль 23. От нее движение тягой 20, рычагами 17 и 15 и вилкой 14 передается зубчатой муфте 10. Перемещаясь по шлицам вала, эта муфта входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом 7 ступицы и таким образом блокирует шестерню 2 с валом. После прекращения нажатия на педаль пружина 22 возвращает ее в исходное положение.

Детали раздаточной коробки смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями из коробки передач.

Источник: https://www.ya-fermer.ru/korobka-peredach-traktora-mtz-50-i-razdatochnaya-korobka-traktora-mtz-52

См. также: передняя бортовая МТЗ-82

Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Рассмотрим, как быстро сделать ремонт КПП МТЗ 82, 80, 892, 952, 922 и других моделей. Перед выполнение разборки необходимо снять агрегат. Демонтаж коробки МТЗ 80, 82 сделать самостоятельно можно.

Однако:

  1. Прежде, чем снять КПП МТЗ, демонтируйте с корпуса сцепления крышку управления редуктором. Агрегат крепится к заднему мосту трактора 4 внутренними болтами.
  2. Для того чтобы раскрутить их, необходимо снять с коробки крышку управления и раздаточную коробку.

Ниже мы покажем несколько фотографий. Но ваша коробка передач для трактора может немного отличаться по модификации.

Общий принцип разборки и ремонта КПП МТЗ 80,82 и других МТЗ-52 будет схожим.

Разбираем КПП МТЗ 82,80

Для начала нам необходимо демонтировать корпус коробок в сборе с вилками и поводком, аккуратно выкрутив болты 1 и 2.

Далее отворачиваем стопорный винт, валик выбиваем и приступаем к демонтажу вилки переключения ступеней редуктора.

Стопорное кольцо также демонтируем. Снимаем и двухвенцовую шестерню редуктора.

Отсоединяем с первичного вала колобки МТЗ шестерню редуктора, стопорное кольцо.

Демонтируем двухвенцовую шестерню, стопорное кольцо, синхронизатор, с валиком и вилкой. Будьте внимательны – при разборке не потеряйте подпружиненный шарик.

Снимаем стопорное кольцо, шестерню, шлицевую передачу. Штифт и технологическое отверстие совмещаем в гнезде два. Затем выбиваем штифт из вала привода ВОМ и шлицевой втулки. В направлении стрелки также выбиваем внутренний вал привода ВОМ.

Болты крепления к корпусу коробки МТЗ отворачиваем.

Затем демонтируем стакан с ведущей шестерней с подшипниками. Отворачиваем 4 болта. Спрессуйте первичный вал, ввинчивая 2 болта в отверстия стакана первичного вала.

Из корпуса коробки МТЗ 82 демонтируем первичный вал.

После этого фиксируем вал, отворачиваем с него гайку, из подшипника гнезда 3 достаем промежуточный вал. В задней стенке корпуса через отверстие выводим промежуточный вал, снимая втулку и шестерни.

При ремонте коробки передач МТЗ вам будут необходимы новее детали. Все запчасти для трактора вы можете найти в нашем каталоге.

Еще статьи по теме:

Демонтаж и устройство сателлита МТЗ

Технические особенности шкворней

Устройство и неисправности оси качения

Изучаем трансмиссию трактора МТЗ

Устройство и неисправности тормозных камер МАЗ

Источник: https://mtzrostov.ru/blog/razbiraem-korobku-peredach-mtz-kratkoe-rukovodstvo/

Рекомендуем: дифференциал МТЗ-82 переднего моста

Сохраните, чтоб не потерять

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram