Затяжка головки блока цилиндров Д-240

Евгений Токарев
Евгений Токарев

Сохраните сейчас

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp

Оглавление

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ремонт поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80

____________________________________________________________________________________________

Детали цилиндро-поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами. Если диагностические параметры достигли значений, превышающих допустимые, то дизель разбирают.

Для проведения технической экспертизы деталей снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.

При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников, извлекают поршни в сборе с шатунами из гильз цилиндров.

Среди деталей цилиндро-поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80 износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров (рис. 2.1.29, 2.1.30).

Диаметр гильзы замеряют (рис. 2.1.31) в месте наибольшего износа верхнего пояса гильзы сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна. Гильзу заменяют при износе ее рабочей поверхности более 0,4 мм на диаметр или при овальности и конусности, превышающих 0,06 мм.

Диаметр юбки поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной к отверстию под поршневой палец (рис. 2.1.32). Кроме диаметра юбки, у поршня контролируют зазоры по высоте между канавками поршня и поршневыми кольцами (рис. 2.1.33). Если зазор между канавкой поршня и новым поршневым кольцом превышает допустимый размер, поршень заменяют.

Рис. 2.1.29. Взаимное расположение деталей блока цилиндров Д-240

1 — блок цилиндров; 2 — болт; 3 — рым-болт; 4, 10, 14 — прокладки; 5 — корпус сальника; 6 — задний лист дизеля; 7 — опора картера; 8 — крышки; 9 — крышка коренного подшипника; 11 — щит; 12 — крышка шестерен; 13 — опора; 15 — втулки; 16 — пробка; 17 — гильза цилиндра; 18 — кольца гильзы

Рис. 2.1.30. Взаимное расположение деталей кривошипно-шатунной группы

1 — поршень; 2 — поршневые кольца; 3 — поршневой палец; 4 — втулка верхней головки шатуна; 5 — шатун; 6 — коренной вкладыш; 7 — маховик; 8 — крышка шатуна; 9 — вкладыш шатуна; 10 — коленчатый вал; 11 — противовес; 12 — болт

Рис. 2.1.31. Измерение диаметра гильзы цилиндра МТЗ-80

1 — индикаторный нутромер; 2 — гильза цилиндра; 3 — блок цилиндров

Рис. 2.1.32. Измерение диаметра юбки поршня

1 — микрометр; 2 — поршень

Рис. 2.1.33. Измерение зазора между канавкой поршня и поршневым кольцом

1 — кольцо; 2 — поршень; 3 — пластинчатый щуп

Основные показатели поршневой группы двигателя Д-240 трактора МТЗ-80

Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра, мм:

— номинальный — 0,18—0,20
— допустимый — 0,26

Зазор в замке поршневых колец, мм:

— номинальный — 0,40—0,80
— допустимый — 4,0

Зазор по высоте между канавкой поршня и поршневым кольцом, мм:

— для компрессионных колец — 0,08—0,12
— для маслосъемных колец — 0,05—0,09
— допустимый — 0,30

Цилиндро-поршневую группу в сборе заменяют при зазоре (разности диаметров) между юбкой поршня и гильзой, превышающем допустимое значение. Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником (рис. 2.1.34).

Рис. 2.1.34. Выпрессовка гильзы из блока цилиндров Д-240

1 — гильза цилиндра; 2 — съемник; 3 — блок цилиндров

Если диаметры гильзы и поршня в пределах нормы, рекомендуется выпрессовать гильзу из блока, повернуть ее вокруг оси на 90°, так как гильза и поршень более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна, и вновь запрессовать гильзу в блок.

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает допустимое значение при установке кольца в неизношенную верхнюю часть гильзы.

Перед оборкой поршневой группы проверяют параметры поршневого пальца, шатуна и состояние втулки верхней головки шатуна. Втулку заменяют при увеличении диаметра отверстия под поршневой палец или ослаблении посадки в верхней головке шатуна.

Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм. Палец заменяют при овальности и конусности более 0,02 мм. Изгиб и скручивание шатуна проверяют на приборе КИ-724. При сборке шатуна в его верхнюю головку вначале запрессовывают втулку (рис. 2.1.36).

Рис. 2.1.36. Запрессовка втулки в верхнюю головку шатуна

1 —втулка; 2 — пресс; 3 — шатун

Чтобы подогнать отверстие втулки верхней головки шатуна под поршневой палец, его обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием втулки верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.

Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленвала МТЗ-80 изготовлены с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала. Поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют
без каких-либо подгоночных операций и только попарно.

Не допускаются: замена одного вкладыша из пары; опиливание или шабрение стыков вкладышей либо крышек подшипников; установка прокладок между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене размерная группа вкладышей должна соответствовать размерной группе шеек коленчатого вала.

Перед установкой новых деталей цилиндро-поршневой группы их подбирают по размерным группам. Гильзы цилиндров сортируют на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки в нижней части. Поршни и гильзы цилиндров, устанавливаемые на один дизель, должны быть одной размерной группы.

Размерные группы цилиндров и поршней дизеля Д-240

Группы/Диаметр гильзы цилиндра, мм/Макс. диаметр юбки поршня в нижней части, мм

М — 110,00—110,02 / 109.88—109,90
С — 110,02—110,04 / 109.90—109,92
Б — 110,04—110,06 / 109,92—109,94

Обозначение размерных групп нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы и на днище поршня. Перед установкой гильзы в блок резиновые уплотнения заменяют. Гильзу устанавливают, нанося легкие удары молотком по ступенчатой оправке (рис. 2.1.37).

Если гильза входит в блок туго, то для ее запрессовки используют специальное винтовое приспособление (рис. 2.1.38). По окончании запрессовки намеряют выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором (рис. 2.1.39). Выступание бурта должно быть в пределах 0,065— 0,165 мм.

Рис. 2.1.38. Запрессовка гильзы цилиндра винтовым приспособлением

1 — приспособление; 2 — блок цилиндров; 3 — гильза цилиндра

Рис. 2.1.39. Проверка выступания бурта гильзы цилиндра

1 — индикатор; 2 — гильза цилиндра; 3 — блок цилиндров

В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под бурт гильзы. При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев; их внутренняя поверхность и бобышка поршня маркированы краской. Поршни и поршневые пальцы Д-240 трактора МТЗ-80 подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой.

Поршневой палец запрессовывают в поршень, предварительно нагрев поршень в масле до температуры 70—80° С. Разность между массами шатунов в сборе с поршнями, устанавливаемых на один дизельный двигатель, не должна превышать 15 г.

Упругость поршневых колец проверяют на приспособлении МИП-100. При зазоре в замках, равном 0,3—6,6 мм (рис. 2.1.41), упругость колец не должна превышать: первого (верхнего) — 60—82 Н, второго и третьего — 58—78 Н.

Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке с использованием приспособления, которое предохраняет кольца от случайных поломок (рис. 2.1.42). Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при поворачивании поршня и утопать в канавках под действием собственной массы.

Рис. 2.1.41. Измерение зазора в замке поршневого кольца

1 — пластинчатый щуп; 2 — поршневое кольцо

Рис. 2.1.42. Установка поршневого кольца

1 — поршень; 2 — приспособление; 3 — поршневое кольцо

Рис. 2.1.43. Конусная оправка для установки поршня

1 — поршень; 2 — оправка

Рис. 2.1.44. Установка поршня с шатуном в блок цилиндров МТЗ-80

1 — блок цилиндров; 2 — поршень; 3 — оправка

Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого колец.

Поршень в сборе с кольцами и шатуном обильно смазывают дизельным маслом и посредством конусной оправки (рис. 2.1.43) устанавливают в гильзу цилиндра, слегка постукивая по днищу поршня рукояткой молотка (рис. 2.1.44). Болты шатунных подшипников затягивают динамометрическим ключом в два — три приема.

Регулировочные данные при сборке дизеля Д-240

Момент окончательной затяжки гаек крепления головки цилиндров, Нм — 150—170

Момент затяжки шатунных подшипников, Нм — 140—160

Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (тепловой зазор) на холодном дизеле, мм — 0,25—0,30

Поршень при нахождении в ВМТ не должен выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм. После установки поршневой группы и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают поддон картера.

Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой (40% графитного порошка и 60% дизельного масла) или герметиком «Эластосил 137-83»; в цилиндры заливают по 30—50 г дизельного масла. Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной пастой.

Болты крепления головки затягивают динамометрическим ключом (рис. 2.1.45) в определенной последовательности (рис. 2.1.46) в два — три приема. Затем устанавливают штанги и оси коромысел в сборе с коромыслами.

Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при оборке дизеля МТЗ-80.

Рис. 2.1.45. Затяжка болтов крепления головки цилиндров Д-240

1 — динамометрический ключ; 2 — головка цилиндров

Рис. 2.1.46. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2Ремонт МТЗ-80Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320Эксплуатация и сервис тракторов

Источник: http://mtz-sibir.ru/remont_mtz_80_porshnevaya.html

Читайте дополнительно: Как включить вом на МТЗ

Трактор МТЗ-80/82. Ремонт основного двигателя

После установки цилиндропоршневой группы и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают поддон картера. Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой (40% графитного порошка и 60% дизельного масла) или герметиком «Эластосил 137-83»; в цилиндры заливают по 30 — 50г дизельного масла. Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной пастой. Болты крепления головки затягивают динамометрическим ключом (рис. 2.1.45) в определенной последовательности (рис. 2.1.46) в два-три приема. Затем устанавливают штанги и оси коромысел в сборе с коромыслами.

 

Рис. 2.1.45. Затяжка болтов крепления головки цилиндров:
1 — динамометрический ключ; 2 — головка цилиндров.

 

Рис. 2.1.46. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров.

 

Тепловые зазоры регулируют (рис. 2.1.47) в соответствии с порядком работы цилиндров 1-3-4-2.

 

Рис. 2.1.47. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме:
1 — пластинчатый щуп.

 

Тепловой зазор в холодном состоянии дизеля должен быть 0,25 — 0,30 мм.

Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при оборке дизеля Д-240.

Чтобы заменить манжету заднего уплотнения коленчатого вала, предварительно снимают муфту сцепления и маховик (рис. 2.1.48, 2.1.49).

 

Рис. 2.1.48. Отворачивание болтов крепления маховика:
1 — маховик; 2 — болт.

 

Рис. 2.1.49. Спрессовка маховика:
1 — задний лист; 2 — трехлапчатый съемник; 3 — маховик.

 

После снятия корпуса уплотнения коленчатого вала со стороны заднего листа (рис. 2.1.50) ступенчатой оправкой выпрессовывают манжету.

 

Рис. 2.1.50. Снятие корпуса уплотнения коленчатого вала:
1 — корпус уплотнения; 2 — задний лист дизеля; 3 — болт.

 

При замене манжеты переднего уплотнения коленчатого вала снимают переднюю крышку дизеля (рис. 2.1.51).

 

Рис. 2.1.51. Снятие передней крышки дизеля:
1 — передняя крышка; 2 — болт.

Источник: https://vajnovsem.ru/traktor-teh/belapus-mtz-80-82-12.html

Смотрите также: корпус термостата МТЗ

Затяжка головки блока цилиндров Д-240

В чем заключается технический уход за головкой цилиндров?

Необходимо периодически проверять затяжку гаек шпилек головки. Головку цилиндров снимают при появлении течи воды, для смены испортившейся прокладки (при прорыве газов), для притирки клапанов и осмотра деталей поршневой группы.

Необходимо следить за тем, чтобы каналы для прохода воздуха между ребрами головок двигателей Д-16 и Д-37М не были засорены.
До снятия головки нужно спустить воду, чтобы она не попала в рабочие цилиндры.

В МТЗ-80 головке проверяют плотность прилегания клапанов, заливая керосин в каналы головки. При необходимости клапаны притирают пастой ГОИ или притирочной мелкой наждачной пастой. Если состояние гнезда
головки не позволяет притереть к ней клапан, гнездо нужно зачистить шарошкой с направляющим хвостовиком, входящим в отверстие втулки клапана. После шарошки гнезда клапан притирают.

Следует проверить состояние вставок камер сгорания


Следует проверить состояние вставок камер сгорания на головках двигателей Д-28,головках двигателей трактора дт 20, дизелейД-50, дизелейСМД-7, СМД-14 и заменить неисправные. Установленная новая вставка не должна выступать над плоскостью головки более чем на 0,03—0,08 мм.

При затягивании гаек шпилек головки надо соблюдать очередность, переходя постепенно от средних шпилек к расположенным вокруг нее, и заканчивать затяжкой крайних. Затягивать надо в несколько приемов, повторяя ту же последовательность, как это, например, показано на рисунке 7, и применяя динамометрический ключ и ключ с плечом, рекомендованным в заводской инструкции.

Необходимо соблюдать рекомендуемый заводом изготовителем момент затяжки гаек, значения которого приведены в таблице.

Как устроен и каким требованиям должен удовлетворять блок картер?

В коробчатой верхней части блока, которая является водяной рубашкой, имеются обработанные отверстия для установки сменных гильз цилиндров.

В нижней части, отделенной от верхней горизонтальной стенкой, отлиты поперечные перегородки со съемными крышками (бугелями), в которых имеются обработанные отверстия для установки вкладышей подшипников коленчатого вала. В поперечных перегородках имеются обработанные отверстия для установки распределительного вала. С одной стороны блока перегородка отделяет полость для штанг клапанов, в нижней части которой над осью распределительного вала имеются отверстия для толкателей.

Шестерни привода газораспределительного механизма и маховика размещены с торцовых сторон блока в прилитых полостях. В некоторых конструкциях применяются отдельные картеры шестерен и маховикоз, которые крепятся к шлифованным стальным плитам, привернутым к торцовым стенкам блока, или непосредственно к стенкам блока.

В стенках блока размещаются масляная магистраль и каналы для подвода смазки

В стенках блока размещаются масляная магистраль и каналы для подвода смазки к подшипникам коленчатого и распределительного валов. На блоках обычно ставят короткие патрубки-сапуны, которые соединяют внутреннюю полость картера с окружающей средой, чтобы в полости картера не создавалось повышенного давления или разрежения. Отверстие сапуна защищено от попадания пыли сетчатой или проволочной набивкой. На наружных стенках блока имеются площадки для крепления вспомогательных агрегатов (топливных фильтров и др.). В приливы верхней стенки блока завернуты на тугой резьбе шпильки для крепления головки цилиндров. Нижняя плоскость имеет по контуру резьбовые отверстия для крепления масляного картера.

Для блоков тракторных двигателей устанавливается следующая точность обработки основных его элементов

Для блоков тракторных двигателей устанавливается следующая затяжка обработки основных его элементов.
Непрямолинейность верхней плоскости: для блоков длиной до 600 мм не более 0,05 мм, для блоков длиной больше 600 мм — не более 0,1 мм.
Смещение промежуточных отверстий подшипников коленчатого вала относительно двух крайних опор не более 0,03 мм, при взаимном смещении двух соседних отверстий не более 0,02 мм.
Неперпендикулярность осей отверстий для гильз цилиндров к оси отверстий для вкладышей подшипников коленчатого вала не более 0,1 мм на длине 300 мм.
Несоосность отверстий для распределительного момента не более 0,05 мм.
Отклонение от правильной цилиндрической формы отверстий для вкладышей подшипников коленчатого вала не более  /з от допуска на диаметр, который должен выдерживаться не ниже 1-го класса точности; чистота об-работки этих отверстий должна быть не ниже 8-го класса.
Перед сборкой двигателей блоки тщательно очищают, а все масляные каналы продувают и испытывают гидравлически под давлением, превышающим рабочее на 50%. Водяную рубашку блока испытывают обычно под давлением 4 атм.

Источник: http://avto-motor.com.ua/moment-zatyazhki-golovki-bloka-cilindrov/

Читайте также: регулировка плуга на МТЗ

Сохраните, чтоб не потерять

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram