Рулевая колонка и блокировка дифференциала МТЗ-80, 82

Рулевая колонка и блокировка дифференциала МТЗ-80, 82

Рулевая колонка и блокировка дифференциала МТЗ-80, 82

Информация о видах, механизмах и других тонкостях блокировки дифференциала трактора МТЗ-80.

Дифференциал – один из основных компонентов трансмиссионного узла в транспортном средстве. Он предназначен для передачи вертящего момента, смены его параметров между имеющимися потребителями и обеспечения, в случае надобности, их вращения с несовпадающей угловой скоростью. О том, что являет собой этот узел и как устроен механизм блокировки дифференциала МТЗ и пойдёт речь в рамках этой статьи.

Устройство агрегата

Дифференциал трактора БеларусьДифференциал имеет довольно-таки сложное строение. Корпус у него разъёмный, вращающийся посредством конусоподобных подшипников роликового типа. Крестовина агрегата зафиксирована между половинками его корпуса. Имеющиеся отверстия для осей крестовины и призонных болтов промаркированы одинаковыми значениями и выполнены при их совместной обработке. Эти детали нельзя подвергать разукомплектации ни в коем случае. Крестовина включает в себя четыре сателлита, половина из которых имеет фиксированное соединение с шестерёнками полуосевого типа. В некоторых случаях устройство может оказывать негативное влияние на тяговые параметры трактора, особенно при прохождении поворотов. Виной всему недостаточно качественное сцепление с почвой одного из колёс, вследствие чего происходит его пробуксовывание. В это же время, второе колесо, изначально имеющее чуть более лучшее сцепление, неспособно самостоятельно его реализовать, вследствие чего показатели силы тяги в нём сравниваются с буксирующим колесом.

Схема ГУРа и блокировки дифференциала МТЗ

Схема ГУРа и блокировки дифференциала:

1 — муфта блокировки; 2 — щуп;. 3 — маховичок управления; 4 — золотник; 5 — корпус; 6 — шток; 7 — поршень; 8 — цилиндр; 9 — маслопровод блокировки; 10 — редукционный клапан; 11 — крышка; 12 — сферическая гайка; 13 — распределитель; 14 — клапанная крышка; 15 — сливной фильтр; 16 — масляный бак; 17 — насос ГУР; 18 — пружина; 19 — предохранительный клапан; 20 — бустер; 21 — регулировочная втулка; 22 — червяк; 23 — сектор; 24 — поворотный вал; 25 — сошка; 26 — рейка; 27 — упор рейки; 28 — маслопровод датчика блокировки.

Блокировка дифференциала и её виды

Непосредственно сама блокировка состоит из такого перечня компонентов:

  • Блокировочная муфта;
  • Редукционный клапан;
  • Блокировочный датчик.

Задний мост трактора МТЗ-80Муфта блокирующего типа находится в кожухе, прикреплённом к корпусу заднего моста с его левой стороны посредством крышки и подшипников стакана. Редукционный клапан и блокировочный датчик, имеющий особый щуп для настройки управляющей сошки, вмонтированы в корпус гидроусилительного устройства. Исходя из степени воздействия, блокировка может быть частичной и полной. Первая имеет ограничение по времени отправляемого усилия между элементами агрегата и отличается повышенным вертящим моментом на колесе, имеющем лучшее сцепление. Для второй характерно максимально жёсткое соединение компонентов агрегата, в процессе которого крутящий момент в полной мере отправляется на колесо с лучшими показателями сцепления.

Блокировка может проводиться двумя способами:

  • Принудительно – по команде водителя и посредством кулачковой муфты, предоставляющей жёсткий контакт между полуосью и корпусом агрегата;
  • Автоматически – за счёт применения особых приспособлений (дифференциалов с возможностью самостоятельной блокировки), что позволяет с максимальной эффективностью использовать возможности, присущие полному блокировочному циклу и дифференциалам свободного типа.

Схема управления блокировкой дифференциала

Схема управления блокировкой дифференциала:

1 — кран; 2 — кронштейн; 4 — трос управления; 4 — винт; 5 — кронштейн; 6 — рукоятка.

Блокировочный процесс и его контроль

Крестовина дефференциала заднего мостаУправление блокировочным процессом проводится посредством особой рукоятки, имеющей три положения:

  • I – рукоятка находится в крайне-переднем положении, соответствуя значению «Блокировка дифференциала отключена»;
  • II – рукоятка находится в промежуточном состоянии, с фиксацией её под углом в 90 градусов и совпадением с отметкой «ВКЛ.», нанесенной на крышку датчика. В этом случае масло переходит в диафрагменную полость блокирующей муфты под давлением примерно в 8 кгс/см2, что вызывает блокировку агрегата. Если имеет место поворот колёс на угол более чем 13 градусов, рейка и головка золотника смещаются, вплоть до совмещения блокирующей муфты со сливом, вследствие чего происходит разблокировка дифференциала;
  • III – рукоять находится в крайне-заднем положении, без фиксации, соответствуя значению «Принудительное блокирование, вне зависимости от состояния направляющих колёс», а кран отвёрнут по часовой стрелке до самого конца. При опускании рукояти, она одновременно с краном переходит в I положение (под воздействием специальной пружины), что приводит к разблокировке дифференциала.

Еще по теме: Рс 502 реле стартера

Для увеличения проходимости и снижения пробуксовки колес на тракторах используются блокираторы дифференциала и тормоза. Включение выполняется механическим способом вручную или автоматически от отдельного привода. Такую схему имеет блокировка МТЗ-80, в устройство которой входит гидравлическая система.

Устройство и принцип работы блокировки МТЗ

На минских тракторах встречается 2 привода блокировки:

  • механическая;
  • гидравлическая.

Механический блокиратор состоит из пары кулачковых муфт, которые расположены на внутренних концах валов привода бортовых передач. Концы валов имеют шлицевую нарезку, которая обеспечивает подвижность элементов блокировки. Первая муфта установлена жестко и зафиксирована от осевых люфтов винтом. Вторая муфта имеет возможность перемещения по шлицам.

Для движения используется регулируемая тяга, которая соединена с отдельной педалью, установленной в кабине оператора. Нажатие на педаль вызывает перемещение муфты. После того как кулачки подвижной муфты войдут в зацепление с кулачками неподвижного узла, произойдет соединение валов бортовых передач. Для отключения блокировки требуется отпустить педаль.

При использовании гидравлического привода на левом валу конечной передачи в трансмиссии установлена муфта фрикционного типа. Управление ведется при помощи распределительного крана. Диски муфты соединены со шлицами вала бортовой передачи и пазами на корпусе муфты. Корпусная деталь муфты жестко соединена со специальным блокирующим валом, который пропущен через отверстие в ведущей шестерне привода бортовой передачи. Другая сторона муфты соединена шлицами с крестовиной дифференциала.

Жидкость подается на раздаточный узел датчика включения блокировки через клапан сливной магистрали гидроусилителя рулевого управления. Клапан настроен на поддержание постоянного давления 0,8 МПа. Раздаточный узел представляет собой кран с ручным управлением и двумя положениями — «включено» и «выключено». В рабочих положениях рукоятка управления фиксируется стопором (шариком с пружиной).

При открытии крана жидкость подается в полость, имеющуюся внутри фрикционной муфты. Давление жидкости на диски муфты соединяет в единую цепь ведущую шестерню (соединенную шлицами с валом левой полуоси), вал блокиратора и крестовину дифференциала. Полученная цепь представляет собой единую ось, поскольку сателлиты дифференциала не имеют возможности вращения относительно шестерен привода полуосей.

Отклонение направляющих колес трактора от прямолинейного движения на 8° (на некоторых машинах на 13°) и более перемещает золотниковый клапан, расположенный в датчике включения. При открытии клапана жидкость в полости муфты получает сообщение с расходным бачком гидроусилителя. Давление снижается, и крестовина дифференциала начинает вращаться. При положении крана в позиции «выключено» полость муфты постоянно соединена с расходным бачком усилителя рулевого механизма. Дифференциал в этом случае заблокироваться не может.

С 2004 года тракторы МТЗ-80 стали оснащаться насосом-дозатором вместо гидроусилителя руля. В системе применяется общий масляный бак для гидросистемы задней навески и привода управления поворотом колес. Принцип переключения режимов блокировки не изменился, но в схеме применяется измененный датчик.

МТЗ-50

Работа блокиратора дифференциала ведущего моста на тракторах модели МТЗ-50 основана на механическом принципе. Управление осуществляется педалью, расположенной рядом с выключателем массы.

МТЗ-80

На тракторах применяется гидравлическая схема блокировки. С валов в коробке передач убрали шлицы для установки муфт механического привода. Управление датчиком может вестись тросом или педалью.

Тросовый привод оснащается рукояткой и обеспечивает 3 режима работы:

  1. Система отключена. Рукоятка находится в крайнем переднем положении и удерживается фиксатором.
  2. Автоматический режим работы при повороте колес на угол 8°. Рукоятка фиксируется в промежуточном положении.
  3. Принудительное включение, независимо от угла поворота передних колес. Режим включается вытягиванием рукоятки до упора и удерживанием ее в этом положении. При отпускании рукоятки система автоматически отключится.

Управление педалью обеспечивает 3 режима. Принудительное включение осуществляется нажатием на педаль до упора и удержанием. После снятия ноги с педали происходит отключение блокировки.

МТЗ-82

Трактор МТЗ-82 представляет собой вариант машины модели 80 с приводом на все колеса. Передний мост оснащается дифференциалом самоблокирующегося типа. Включение происходит в автоматическом режиме при появлении пробуксовки любого из колес.

Схема блокиратора заднего моста и способы управления не отличаются от узлов, применяемых на МТЗ-80.

Самодельная блокировка МТЗ

Ряд владельцев оснащает трактора МТЗ самодельными механическими блокирующими устройствами.

Механизм блокировки дифференциала заднего моста МТЗ-80/82

Детали механизма блокировки дифференциала заднего моста МТЗ-82/80

70-2409035 Кожух

70-2409060 Корпус со штифтом в сборе

70-2409010-Б Муфта блокировочная в сборе

70-2409050-Б Переходник в сборе

1 — 70-2409015-А Корпус муфты

2 — Штифт 5 Пр 2ах25 ГОСТ 3128-70

3 — 50-1702148-А Пружина фиксатора

4 — 50-3502040-А Диск

5 — 70-2409016 Диск промежуточный

6 — 70-2409028 Диск отжимной

7 — 70-2409020 Вал блокировочный

8 — 70-2409018 Диск нажимной

9 — 70-2409029 Прокладка

10 — 70-2409021-А Диафрагма

11 — 70-2409030-Б Крышка диафрагмы

12 — Шайба 8Т65Г 06 ОСТ 37.001-115-74

13 — Болт М8-6gх36.88.35.019 ГОСТ 7796-70

14 — 70-2409035-А Кожух

15 — Шайба 12ОТ 65Г 06 ОСТ 37.001-115-74

16 — Болт М12-6gх200.88.35.019 ГОСТ 7795-70

17 — 70-2409026-Б Переходник

18 — 70-2409037 Штуцер

19 — Кольцо 020-025-30-1-4 ГОСТ 9833-73

20 — 54-06-448-А Пружина

21 — 70-2409027 Втулка

22 — 70-2409033-Б Кольцо

23 — Штифт 8Пр 2ах36 ГОСТ 3128-70

24 — 82Р-2409036 Уплотнитель

25 — Кольцо 2В40-1 ГОСТ 13940-68

70-2409035, 70-2409060, 70-2409010-Б, 70-2409050-Б, 70-2409015-А, 50-1702148-А, 50-3502040-А, 70-2409016, 70-2409028, 70-2409020, 70-2409018, 70-2409029, 70-2409021-А, 70-2409030-Б, 70-2409035-А, 70-2409026-Б, 70-2409037, 54-06-448-А, 70-2409027, 70-2409033-Б, 82Р-2409036

Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) заднего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из исполнительного механизма, выполненного в виде фрикционной муфты, установленной на валу левой ведущей шестерни конечной передачи, и механизма управления, куда входит датчик с краном управления и редукционным клапаном, которые расположены в гидроусилителе рулевого управления.

Гидросистема усилителя связана с муфтой блокировки маслопроводами. Управление краном датчика блокировки, который имеет три позиции, осуществляется из кабины.

Ведущий и ведомый диски муфты блокировки дифференциала заднего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82 соответственно соединены с шлицами наружного конца левой ведущей шестерни конечной передачи и пазами корпуса муфты блокировки.

С корпусом муфты жестко связан блокировочный вал, который проходит через внутреннее отверстие ведущей шестерни и шлицевым концом соединен с крестовиной дифференциала.

При подаче рабочей жидкости (масла) под давлением от гидроусилителя рулевого управления в полость между крышкой и диафрагмой усилие через нажимной диск передается на диски муфты.

Сжатые диски за счет сил трения объединяют левую ведущую шестерню, связанную с ней шлицами левую полуосевую шестерню дифференциала, блокировочный вал и крестовину. В результате этого дифференциал блокируется, то есть уподобляется сплошной оси, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно полуосевых шестерен.

Рукоятки управления АБД заднего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в кабине и кран датчика на гидроусилителе рулевого управления имеют три положения: первое положение — АБД выключено, второе — АБД включено, третье — принудительная блокировка дифференциала.

При выключенной АБД заднего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82 масло к диафрагме не подается, диски муфты не сжаты и разблокированный дифференциал работает, как обычный.

При втором положении обеспечивается автоматическое включение и отключение блокировки в зависимости от положения передних управляемых колес: при повороте колес на угол более 13° от прямолинейного движения АБД отключается, при меньшем угле поворота, а следовательно, и при прямолинейном движении — включается.

АБД заднего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82 целесообразно использовать на полевых работах. Особенно эффективна АБД на пахоте и при работе на склонах.

На этих работах АБД не только снижает буксование трактора, но и способствует поддержанию прямолинейного движения. В хороших дорожных условиях АБД надо обязательно отключать для предотвращения износа шин.

На скользких дорогах нужно работать с включенной АБД, но только на скорости не более 10 км/ч (при большой скорости АБД может вызвать опасные заносы трактора). Принудительное блокирование применяется только кратковременно для преодоления очевидных дорожных препятствий, когда по условиям движения угол поворота управляемых колес может превышать 13°.

Источник: https://specsts.ru/katalog_mtz82_blokirovka_differentsiala.html

Еще по теме: отвал поворотный на МТЗ-82

Устройство блокировки трактора МТЗ-80 и других моделей

Для принудительной блокировки дифференциала используется специальная муфта. Она обеспечивает соединение корпуса агрегата с одной из полуосей. В этой статье мы расскажем об устройстве такого оборудования и особенностях его действия.

Устройство муфты блокировки МТЗ

Дифференциалы могут быть:

  • Блокируемыми;
  • Коническими;
  • Закрытыми.

Надежный агрегат состоит из корпуса с крышкой, соединенных при помощи болтов. В его состав входят также несколько крестовин, четыре саттелита и полуосевые шестерни. Блокировка дифференциала происходит при помощи муфты на трактор, останавливающей крестовину и саттелиты.

Данная деталь очень крепкая МТЗ-80 надежная, сертифицирована, имеет гарантию качество от производителя.

Современная муфта блокировки дифференциала МТЗ 80 многодискового вида относится к гидроуправляемому типу. Располагается в специальном кожухе, отмеченном на схеме цифрой 9. К узлам заднего моста деталь крепится болтами посредством кожуха левого тормоза, а также через стакан подшипников.

Муфта блокировки МТЗ состоит из следующих частей:

  • Вала (4), присоединенного к крестовине дифференциала шлицами;
  • Корпуса (8);
  • Диска нажимной (3);
  • Диафрагмы (5);
  • Крышки (2);
  • Переходника (1);
  • Дисков (7).

Монтаж дисков муфты блокировки МТЗ производится на шлицы, которые являются частью ведущей шестерни. Как правило, устройство к конечной передаче слева.

Особенности и функции муфты блокировки дифференциала МТЗ 80

К рабочей полости подводится масло, далее поступает от гидросистемы управления блокировкой дифференциала. За счет давления диафрагма сдвигается (5), происходит перемещение нажимного диска (3). Данные узлы прижимают диски (7) корпусу (8).

В итоге происходит блокировка моста МТЗ 80 за счет дифференциала. Это относится к крестовине, оснащенной полуосевой шестерней слева. При повороте передних колес на некоторый угол в отношении движения по прямой, дифференциал разблокируется за счет сообщения полости перед диафрагмой и слива.

Принудительную блокировку с помощью муфты на тракторе применяют в определенных ситуациях. Это касается, например, преодоления труднопроходимых участков.

Источник: http://mtzrostov.ru/blog/mekhanizm-blokirovki-mosta-mtz-80/

Читайте дополнительно: регулировка вала отбора мощности МТЗ-80

Комментировать
0
14 080 просмотров
Это интересно
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит