Белорусский автозавод, расположенный в городе Жодино Минской области, является крупнейшим мировым лидером по изготовлению карьерной и специальной производственной техники, такой как:
- самосвалы;
- подземные бетоносмесители;
- автопогрузчики;
- экскаваторы-бульдозеры;
- тягачи-эвакуаторы;
- поливооросительные автомобили;
- автобетоносмесители;
- шлако-, углевозы;
- аэродромные тягачи;
- компакторы;
- грузовые подвижные составы.
Широкое распространение на открытых разрабатываемых участках месторождений полезных ископаемых получили карьерные самосвалы. Они быстро и эффективно транспортируют горные разрыхленные породы и любые сыпучие материалы по технологическим и вдольтрассовым дорогам в труднопроходимой местности и при любых погодно-климатических условиях.
Особого внимания заслуживает машина высочайшего уровня — БелАЗ-75600.
Модельный ряд
Предприятие за годы деятельности разработало свыше 600 моделей карьерно-грузовых автомобилей, которые были направлены более чем в 70 стран мира для подземных, горнодобывающих и строительно-технических работ.
Создание техники базировалось на прогрессивных решениях компании, постоянно внедряющих новейшие комплектующие и материалы, улучшающих агрегаты и системы машин, модернизирующих самосвалы раннего производства и выпускающих современные модификации на основе дизелей, трансмиссий и шин разных мировых производителей.
С этой целью в 2003 году был основан научно-технический центр, благодаря которому продукция получила новое развитие. Несущие элементы и узлы агрегатов стали проектироваться на компьютерах по специальным инженерно-конструкторским программам, проходить качественный прочностной анализ и дальнейшие испытания на заводском экспериментальном полигоне, имитирующем трассы и труднопроходимые участки дорог.
В модельный ряд БелАЗов входят работоспособные машины разной грузоподъемности, от 30 до 400 т. Они комплектуются двигателями известнейших брендов, таких как Cummins, MTU, «ЯМЗ» и «ММЗ», мощностью от 360 до 3750 л. с. Модификация самосвалов для карьерных работ определяется с учетом типа и марки мотора и трансмиссионной системы.
БелАЗы обладают такими качествами, как:
- топливная экономичность;
- отличная проходимость по трудным дорогам и бездорожью;
- наименьшие затраты на эксплуатацию и техобслуживание;
- устойчивая и безотказная работа в суровых условиях Крайнего Севера;
- максимальная продуктивность при перевозках.
БелАЗ-75600
Первая экспериментальная модель 75600 вышла с завода в 2005 году. Ее тоннажность составляла 320-360 т. Это была передовая разработка с использованием электромеханической трансмиссии (ЭМТ) переменного тока на базе электронных преобразовательных модулей пускорегулирующего устройства, электронной системы управления (СУ), контрольных и диагностирующих механизмов, телеметрической системы заднего вида.
Карьерная техника имеет тягово-динамические свойства высочайшего уровня и соответствует всем международным нормам безопасности. Скорость передвижения достигает 64 км/ч.
Силовая установка — дизельный 4-тактный Cummins QSK 78-C с газотурбинным наддувом. Мотор приводит в движение генератор переменного тока (ГПТ), имеет раздельные головки блока цилиндров и 6 турбонагнетателей. Коленчатый вал вращается на больших роликовых подшипниках, которые не подвергнуты износу.
Параметры силового агрегата:
- Мощность — 3500 л. с.
- Количество цилиндров — 18.
- Расположение — V.
- Диаметр цилиндра — 170 мм.
- Ход поршня — 190 мм.
- Рабочая емкость — 77,6 л.
- Скорость вращения коленвала — 1900 об/мин.
- Наибольший крутящий момент — 13771 Н*м.
- Класс токсичности — TIER-II.
Топливная система — электронная, позволяющая снижать расход топлива до 201 г/кВт*ч. Резервуар для горючего имеет объем 4360 л. Отработанные газы выпускаются через кузов и глушители.
Трансмиссия — ЭМТ переменного тока с ГПТ Kato, 2 электромоторами Siemens, 2-рядными редукторами электромотор-колес планетарного типа, агрегатами регулирования, микропроцессорной СУ и приборами контроля.
Машина укомплектована рабочей, стояночной, дополнительной и запасной тормозными системами (ТС). Основная ТС:
- переднего хода — диски с 4 тормозными устройствами на каждый диск;
- заднего — 2-дисковые с 1 тормозом на каждый диск зазорной авторегулировкой.
Привод — гидравлический, раздельного типа для передней и задней ходовых систем.
Стояночная ТС — с 2 механизмами на сторону, постоянно-замкнутого типа. Привод — пружина, управление — гидравлика.
Дополнительная ТС — электродинамическое торможение с помощью электромоторов в режиме ГПТ с принудительным охлаждением воздуха тормозных резисторов Siemens.
В качестве запасных тормозов применяется стояночный с рабочим контуром основного.
Гидравлическая система объединяет опрокидывающий механизм платформы, рулевое управление и ТС. Продолжительность подъема кузова составляет 31 с, опускания — 20 с. Максимальная продуктивность 2-секционного насоса для масляной жидкости аксиально-поршневого типа при 1900 об/мин достигает 948 дм³/мин.
Ковшеобразный кузов разработан по безопасной методике FOPS, имеет защитный козырек, механизм для механического стопора в поднятом положении, камневыталкиватели и обогрев мотора отработанными газами.
Емкость кузова:
- на уровне бортов — 139 м³;
- с «шапкой» 2:1 — 199 м³.
Для изготовления рамной конструкции использована низколегированная сталь высокой прочности. В местах максимальных нагрузок используют литые элементы.
Кабина разработана 2-местная с 2 дверьми, подрессоренным на пневмоподвесках, регулируемым водительским сиденьем и регулируемой рулевой колонкой. Вентиляция, обогрев, шумо-, звукоизоляция, защита от вредных веществ и запыленности воздуха выполнены по стандартам ЕН 474-1 и ЕН 474-6.
Самосвал изготовлен по стандартной колесной схеме — 4 колеса, 2 — ведущие. Шины — радиальные, бескамерные, пневматические, с протекторным рисунком карьерного типа. Размерность — 55/80R63, внутреннее давление — 0,6 МПа.
На модель 75600 устанавливается вспомогательное спецоборудование:
- автоматическая комбисистема для тушения пожаров с дистанционным управлением;
- предпусковой подогреватель;
- блок отопитель-кондиционер;
- автоматическая смазочная система;
- контрольно-диагностическое устройство загрузки и горючего;
- телеметрический механизм, контролирующий давление в шинах;
- устройство видеообзорности мертвых зон;
- футеровка дна кузова;
- предупреждающее о приближении к высоковольтной сети сигнализационное устройство.
Массово-габаритные размеры машины:
- длина — 14,9 м;
- ширина — 9,25 м;
- высота — 7,22 м;
- масса без груза — 240 т.
Мощный самосвал больших габаритов никогда не собирается в Жодино. Полная сборка осуществляется в сборочных цехах по месту эксплуатации специальной бригадой с завода или собственными усилиями эксплуатанта при наличии авторизованного сервисного центра.
БелАЗ-75306
BeLaz-75306 на конкурсе лучших белорусских товаров, продающихся на рынках России, в 2007 году стал лидером среди технико-производственной продукции.
Самосвал принадлежит к категории 7530 большегрузных тонников. Грузоподъемность составляет 220 т. Максимальная производительность достигается с экскаваторными или погрузочными машинами с ковшовой оснасткой объемом 30-45 м³.
Параметры силовой установки:
- Модель — QSK 60-C.
- Тип — 4-тактный V-образный 16-цилиндровый с газотурбинным наддувом и непосредственным топливным впрыском, электронной СУ и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
- Мощность — 2300 л. с.
- Крутящий момент — 9053 Н*м.
- Скорость вращения — 1500 об/мин.
- Топливный расход — 208 г/кВт*ч.
- Объем — 60,2 л.
Технические характеристики БелАЗ-75306:
- Трансмиссионная система — ЭМТ.
- Тяговый электромотор ДК-724 — 560 кВт.
- Мощность генераторной установки СГТ 1400-8 — 1600 кВт.
- Бак для топлива — 2900 л.
- Наибольшая скорость машины — 43 км/ч.
- Угол поворота управляемых колес — 39°.
- Поворотный радиус — 15 м.
- Габаритный поворотный диаметр — 34 м.
- Длительность подъема кузова — 22 с.
- Длительность спуска — 33 с.
- Шины — 40.00R57; 46/90-57.
Массово-габаритные показатели:
- Вместительность кузова:
- геометрия — 80, 92, 100, 103, 117 м³;
- с «шапкой» 2:1 — 112, 130, 138, 141, 147 м³.
- Длина — 13,4 м.
- Ширина — 7,8 м.
- Высота — 6,65 м.
- Конструктивная масса — 156,1 т.
- Полная масса — 376,1 т.
Из серии 7530 выделяют также модификации 75307 и 75309. Главным отличием модели 75307 является объемность кузова, которая составляет 89,5 м³, с «шапкой» 2:1 — 131 м³. Самосвал конструктивно увеличен по высоте и достигает 6,72 м. На модель 75309 установлен мощный двигатель MTU DD 16V4000.
БелАЗ-75570
Грузоподъемность самосвальной техники БелАЗ-75570 — 90 т. Данная модель считается машиной высочайшего техуровня с применением гидромеханической трансмиссии (ГМТ), радиально сконструированных шин 27.00R49, дизеля QST 30-C с 1050 л. с., гидросистемы ММОТ задних колес. Ресурс автомобиля — не менее 600 тыс. км пробега.
Карьерная модификация 75570 обладает высокими техническими и экономическими показателями при эксплуатации, отличается надежностью и долговечностью сборочных узлов.
Весит агрегат 74 т. Габаритные размеры — 10,3х5,4х5,3 м.
БелАЗ-7522
Модель 7522 предназначена для перевозки вскрышных пород и грунта больших объемов. Автомобиль разработан на базе модели 540-А в 1985 году и имеет грузоподъемность 30 т. Самосвал укомплектован экономичным двигателем ЯМЗ-240М тягой 360 л. с., ГМТ с повышенным КПД гидравлического трансформатора, модернизированной ТС с рабочими барабанными тормозами и раздельным пневмоприводом, обновленной облицовкой радиатора.
В машине предусмотрен цельнометаллический кузов в виде ковша с откидывающимся задним бортом.
Конструктивная масса карьерного механизма составляет 21525 кг, общая — 51525 кг. Габаритные размеры имеют вид: 7435х3480х3620 мм.
БелАЗ-7548
Серия 7548 рассчитана на 42 т. Агрегаты эффективно работают в паре с экскаваторами и погрузчиками с объемом ковша 6 м³. Главной особенностью является выпуск большого количества разных модификаций в зависимости от установленного дизеля:
- БелАЗ-7548А с мотором ЯМЗ 240НМ-1Б на 500 л. с.;
- BeLaz-75481 с ЯМЗ 8401.10-02 на 550 л. с.;
- BeLaz-75483 с двигателем КТА-19С на 600 л. с.
На основе этих грузовиков производятся другие категории самосвалов для карьерных разработок:
- В виде платформы с задним бортом тоннажностью 42 т:
- Углевозы 40 т в виде платформы без задней стороны с увеличенными боковыми бортами:
Серия 7548 с 2002 года не выпускается, заменена на 7547.
БелАЗ-75581
Модель вышла на рынок в 2013 году и успела стать лидером в классе 90-тонников. Среди технологических особенностей выделяют установку ЭМТ, которая позволяет работать без пробуксовок, и электродинамическое торможение электромоторами в генераторном режиме во время спуска, предотвращающее проскальзывание колес.
Самосвал оборудован дизельным мотором Cummins QST 30-C тягой 1050 л. с. Максимальная скорость достигает 60 км/ч.
БелАЗ-549
BeLaz-549 — советский самосвальный грузовик грузоподъемностью 75 т, выпускавшийся с 1969 по 1985 год. Машина рассчитана на длительную работу с экскаваторами, ковшовые механизмы которых имеют объем 8-12 м³. Все узлы рационально скомпонованы. Платформа изготавливалась из высоколегированной стали и выдерживала большие удары о днище, боковые и передние борта с дном конструкции обогревались выхлопами газов. При желании нагрев отключался.
На модель БелАЗ-549 сначала устанавливался двигатель М-300 тягой 850 л. с., затем дизель от турбомоторного завода из Свердловска 8ЧН 21/21 на 950 л. с.
Высокие тяговые параметры достигались установкой электрической трансмиссии с ГПТ и отсутствием муфты сцепления, шестеренчатых коробок переключения передач и карданных валов.
БелАЗ-75302
Карьерный агрегат 75302 грузоподъемностью 180 т относится к серии 7530, которая способна работать с ковшовой техникой объемом 30-45 м³. Технические характеристики аналогичны модификации 75309, габаритные размеры такие же, как у 75306.
БелАЗ-7513
Самосвал для работы в карьерах БелАЗ-7513 укомплектован дизельными установками MTU, Cummins и ЭМТ. Грузоподъемность модели составляет 110-136 т.
В серию входят следующие модификации:
- 75130 с мотором Cummins QSK 45-C, рассчитанным на мощность 1193 кВт;
- 75131 с дизелем Cummins KTA 50-C на 1194 кВт;
- 75135 тоннажностью до 130 т и агрегатом Cummins KTA 38-C мощностью 895 кВт;
- 75137 — MTU DD 12V4000 мощностью 1193 кВт;
- 75139 — Cummins KTA 50-C на 1194 кВт;
- 7513 А и В с мотором MTU DD 12V4000 на 1194 кВт.
Все БелАЗы категории 7513 могут работать с экскаваторно-погрузочной техникой, имеющей ковш объемом 12-20 м³.
БелАЗ-548
БелАЗ-548 — грузовой автомобиль-самосвал 1962 года выпуска, который считается базой для всех последующих большегрузных моделей. 40-тонник имел 1-местную просторную кабину, изготовленную по схеме «кабина рядом с мотором», при этом уменьшалась колесная база и длина платформы, повышалась маневренность. Геометрическая вместимость кузова — 21,7 м³ (в модификации А — 21 м³).
На испытательных образцах применялся мотор Д12А-525, мощь которого составляла 525 л. с. при 2100 об/мин. Затем его заменили на 12-цилиндровый V-образный ЯМЗ-240Н с углом развала цилиндров 75° и турбонаддувом.
Машина выпускалась в таких версиях:
- БелАЗ-548А (1967-87 — серийное производство);
- БелАЗ-548В (автомобильный поезд 65 т);
- БелАЗ-548С (в северном исполнении);
- БелАЗ-7525 с объемом кузова 27 м³.
БелАЗ-7530
Тоннажность модели БелАЗ-7530 — 200-220 т. Среди преимуществ карьерного агрегата серии 7530 выделяют наличие в комплектации дизельных установок QSK и MTU мощностью 1715 кВт с электронной СУ и центральной отключаемой крыльчаткой системы охлаждения, которые обеспечивают высокое удельное тяговое усилие, максимальную подъемную скорость во время эксплуатации и топливную экономичность, а также ЭМТ и унифицированный гидропривод.
БелАЗ-78231
БелАЗ-7823 — белорусский колесный бульдозер для срезания, перемещения и разравнивания грунтовых слоев, для дорожно-строительных и планировочных работ, а также транспортирования сыпучих грузов, таких как щебень, песок, гравий.
Колесная формула БелАЗа-78231 — 4х4.
Особенности модели:
- дизельный мотор Cummins KTA19-C мощностью 490 л. с.;
- 3-ступенчатый очистительный фильтр с элементами сухого типа;
- водомасляные теплообменники;
- ГМТ с 1-ступенчатым гидротрансформатором, режимом гидромуфты;
- объединенная гидросистема для навесного оборудования, рабочего управления и ТС.
Бульдозер оснащается отвалами таких типов:
- угольный;
- прямой;
- универсальный.
Ширина режущей кромки — 4,9 м, высота отвала — 1,6 м.
БелАЗ-7545
Самосвальная техника 7545 грузоподъемностью 45 т оборудована моторами:
- Cummins QSX 15-C и KTA 19-C мощностью 448 кВт для 450 и 453 моделей;
- Scania DC 16 084A тяговой силой 478 кВт для модели 75454.
Трансмиссия — ГМТ.
БелАЗ-75138
БелАЗ-75138 относится к углевозам 120 т. Колесная формула — 4х2.
Технические параметры тягача:
- мощность мотора — 1622 л. с.;
- скорость передвижения — 40 км/ч;
- снаряженный вес — 110 т;
- полный вес — 230 т;
- вместимость кузова — 103,8 м³;
- длина — 11500 мм;
- ширина — 7940 мм;
- высота — 5900 мм.
БелАЗ-75501
Модель выпущена в 1991 году грузоподъемностью 280 т и отличается от предыдущих версий размещением двигателя и ГПТ. Механизмы расположены перед 2-скатными колесами машины. Рамная конструкция советского самосвала — шарнирно-сочлененная, поэтому радиус поворота составляет 16,5 м. Впервые была установлена камера задней обзорности и электронная контрольно-загрузочная система.
Двигатель V12 производства ОАО «Коломенский завод» рассчитан на 3150 л. с. Рабочая емкость — 165,6 л. Трансмиссия — электрическая. Передняя и задняя спарки представляют собой мотор-колеса с электрическими силовыми установками постоянного тока, 2-рядным редуктором и 2-дисковым тормозом размером 600 мм. Скорость езды достигает 40 км/ч.
БелАЗ-75501 — крупнейший одиночный самосвал в мире для карьерной и добывающей промышленности. Габаритные размеры имеют вид:
- длина — 15250 мм;
- ширина — 8000 мм;
- высота — 6770 мм.
БелАЗ-7550
Опытный образец 7550 был создан и испытан в 1991-93 годах. Он оборудовался двигателем мощностью 3150 л. с. При изготовлении применялись мотор-колеса 180-тонника.
БелАЗ-7571
БелАЗ-7571 — мощный и габаритный карьерный самосвал, грузоподъемность которого составляет 450 т. Его модификацией является 75710, выпущенная в 2013 году. Машина работает на угольном разрезе «Черниговец» в Кемеровской области. Цена техники составляет 630 млн рублей.
Мотор установлен дизель-электрический — MTU Detroit Diesel 16V4000 мощностью 2330 л. с. В качестве тягового оборудования — Siemens MMT500 с 2 ГПТ и 4 мотор-колесами. Топливные баки в количестве 2 единиц имеют объемы 2800 л каждый.
Максимальная скорость модели — 67 км/ч. Расход горючего — 1300 л на 100 км.
Габариты:
- длина — 20,6 м;
- ширина — 9,75 м;
- высота — 8,17 м.
БелАЗ-7523
Серия 7523 производилась в 1986-91 годах, имела схему колес 4х2 с задним приводом и тоннажность 42 т. На базе техники была выпущена модель 7527 с большей платформой и задним бортом.
Геометрический объем кузова составлял 21 м³, номинальный — 26 м³. Мощность силовой установки ЯМЗ -240НМ с рабочей емкостью 22,3 л доходила до 500 л. с.
БелАЗ-75310
BeLaz 75310 является самосвалом высокой тоннажности, до 240 т, и рассчитан на совместную работу с погрузочно-экскаваторной техникой, оборудованной ковшами емкостью 30-45 м³.
Машина имеет габариты 13390х8450х6720 мм, размер шин — 40.00R57 или 46/90R57.
На автомобиль устанавливается мощный 16-цилиндровый дизель QSK 60-C на 2500 л. с. Трансмиссия — ЭМТ. Топливный бак разработан на 2900 л.
Максимальная скорость машины — 64 км/ч.
БелАЗ-75440
Самосвал 75440 отличается малой грузоподъемностью, до 30 т, и большим ресурсом, доходящим до 150 тыс. км.
Преимущества модели:
- установка мотора QSХ15-С с электронной СУ;
- наличие предпускового подогревателя;
- 5-уровневая ГМТ с автоматической СУ;
- унифицированная объединенная гидросистема.
Конструктивно самосвал создан так, что может выполнять работы экскаватора или фронтального погрузчика.
БелАЗ-7821
БелАЗ-7821 — 1-ковшовый фронтальный погрузчик, который производился в период с 1994 по 1999 годы для захвата и погрузки разных материалов, для землеройных и карьерных работ. В этой серии выделилась модель 78211, выполненная по колесной формуле 4х4. Машина комплектовалась двигателем КТА 19-С с 497 л. с., имела снаряженную массу 49,6 т и габариты — 11080х3940х4090 мм.
Емкость ковша — 6 м³.
БелАЗ-74306
БелАЗ-74306 относится к категории тягачей-буксировщиков, способных эвакуировать неисправные самосвалы весом 100-170 т по технологическим дорогам в ремонтные цеха. Кроме стандартного опционального набора, машина оборудована централизованной смазочной системой, противовесом, автономным дизель-генератором, сварочным выпрямителем и пневматическим компрессором.
БелАЗ-7519
Серия БелАЗов-7519 производилась в 1978-91 годах. На основе опытного образца в 1986 году был изготовлен дизель-троллейвоз 75195 на 110 т в 2 экземплярах.
Параметры модели 7519:
- колесная схема — 4х2;
- мощность двигателя — 1300 л. с.;
- снаряженный вес — 85 т;
- общий вес — 195 т;
- скорость передвижения — 50 км/ч;
- вместимость кузова — 41 м³.
БелАЗ-75485
В модельную линейку входят версии грузоподъемностью 40-42 т:
Технические параметры самосвалов:
- вес снаряженного грузовика — 30 т;
- общая масса — 72 т;
- скорость — 50 км/ч;
- колея передних колес — 2800 мм;
- колея задних колес — 2540 мм;
- поворотный радиус — 10200 мм;
- емкость платформы — 21 м³;
- контрольный топливный расход — 124 л на 100 км.
БелАЗ-75601
БелАЗ-75601 разработан к юбилею главного инженера-конструктора завода в 2010 году. Благодаря высоким динамическим и эксплуатационным качествам, поставляется на мировые рынки в качестве строительной и карьерной техники.
Машина оборудована мощным дизелем MTU 20V400 на 3807 л. с., имеет ЭМТ, объединенную гидросистему, автоматический механизм смазки и предпусковой подогреватель. Модель соответствует всем нормам ROPS/FOPS.
Остальные модели
На отечественных разработках часто используют модели средней грузоподъемности:
- 80-тонник БелАЗ-7549;
- 110-тонник БелАЗ-75135;
- БелАЗ-75137 на 136 т.
Эти современные машины выделяются комплектацией сборочных единиц высочайшего уровня, более приемлемой ценой, хорошей проходимостью и маневренностью на сложных участках технологических и автомобильных дорог.
«Краснобродский Угольный Разрез» — БелАЗ-75306
Эти современные машины выделяются комплектацией сборочных единиц высочайшего уровня, более приемлемой ценой, хорошей проходимостью и маневренностью на сложных участках технологических и автомобильных дорог.