Самостоятельная регулировка муфты сцепления МТЗ-80


Муфта сцепления МТЗВ белорусских тракторах марки МТЗ используется вариант система сцепления хорошо известного постоянно-замкнутого образца, прекрасно зарекомендовавшего себя на тракторной и мото-технике. Одной из важнейших деталей всей системы остаётся муфта сцепления, передающая крутящий момент к трансмиссии от дизельного мотора, отключения его же от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на тракторах марки МТЗ - 80 и МТЗ - 82 с одним диском и сухая, что позволяет догадаться, об основных частях этой детали.

Верно. Это нажимной диск и маховик, установленные в пазах опорного диска на трёх выступах. Крепление нажимного диска с маховиком осуществляется дистанционными втулками, пальцами и гайками. В специальных стаканах, между нажимным диском и опорным, расположены двенадцать нажимных пружин, приводящих муфту в движение. При помощи осей на выступах нажимного диска устанавливают отжимные рычаги, при воздействии на которые и осуществляется включение всего механизма.

Муфта сцепления - принцип действия

Регулировка муфты сцепления осуществляется за счёт освобождения её хода. Делается это регулировочными винтами, изменяющими положение отжимных рычагов. Сами винты упираются в опорные штифты и ввёрнуты в рычаги, которые в свою очередь прижимаются к штифтам пружинами.

Так называемый, гаситель крутящего колебания (демпферное приспособление крутящего вала) соединяется с ведомым диском, состоящим из ступицы со шлицами для подвижности соединения и закреплённого тремя накладками. Одна из накладок латунными заклёпками закреплена прямо на диске, другая стальными заклёпками через пружинные пластинки крепится к нажимному диску.

Эта хитрая конструкция ведомого диска способна достаточно плавно и аккуратно включать сцепление за счёт осевой податливости при вращении. К ступице от ведомого диска крутящий момент дизельного мотора передаётся через пружины, а включение или выключение сцепления производится отводкой с выжимным подшипником. Отводка двигается по собственному кронштейну, соединённому рычагом, тягой и двумя вилками, закреплёнными на валу с помощью шпонок и клемм.

Муфта сцепления трактора МТЗ, схема

Схема муфты:

1 - маховик; 2 - ведомый диск в сборе; 3 - нажимной диск; 4 - стакан пружины сцепления; 5 – пружина нажимная сцепления; 6 - опорный диск; 7 - ступица ведомого диска; 5 - демпфер; 9 - диск поддерживающий; 10 - пластина пружинная; 11 - накладка фрикционная; 12 - диск ограничительный; 13 - рычаг отжимной; 14 - штифт опорный; 15 - ось; 16 - палец; 17 - втулка; 18 - гайка корончатая; 19 - пружина; 20 - контргайка; 21 - винт регулировочный; 22 - подшипник; 23 - отводка муфты сцепления; 24 - кронштейн отводки; 25 - шестерня промежуточная; 26 - вал ведущий привода ВОМ; 27 - вал силовой передачи; 28 - кронштейн отводки тормозка; 29 - вал вилок включения; 30 - вилка включения; 31 - отводка тормозка; 32 - диск ведущий тормозка с накладкой; 33 - пружина фиксатора; 34 - шарик; 35 - рычаг переключения понижающего редуктора; 36 - крышка люка редуктора; 37 - рычаг вилки; 38 - шестерня ведущая понижающего редуктора; 39 - подшипник игольчатый; 40 - муфта зубчатая; 41 - подшипник игольчатый; 42 - вал ведомый привода ВОМ; 43 - муфта соединительная; 44 переключения привода ВОМ; 45 - втулка бронзовая; 46 - шестерня ведомая привод ВОМ II ступени; 47 - шестерня ведомая привода ВОМ I ступени; 48 - вилка; 49 - рычаг сцепления; 50 вал выключения сцепления; 51 - масленка; 52 - пробка; 53 - корпус сцепления.

Непосредственная регулировка муфты сцепления

Муфта сцепления в белорусских тракторах марки МТЗ - 80 и МТЗ - 82 регулируется свободным ходом педали и длиной блокировочной тяги тормозка, а при полной взаимосвязи этих элементов регулировку необходимо осуществлять параллельно и одновременно, в такой последовательности:

  1. Вытащите палец, отключив тягу от тормозка.
  2. Закрутив до конца упорный болт, чтобы кронштейн свободно перемещался, от действия пружины у вас должна освободиться педаль и муфта сцепления.
  3. Свободный ход педали (это от 40 до 45 мм) выставляете, изменив длину тяги.
  4. Возвращаете кронштейн в самую верхнюю точку, проворачивая его вокруг оси, пока он не упрётся в болт, а затем закручиваете крепёжные болты.
  5. Открутив упорный болт, возвращаете педаль на место, до упора в пол. Выжимная пружина в этом случае должна мгновенно вернуть педаль обратно.
  6. Если появился не возврат педали, необходимо снова пошевелить кронштейн вокруг оси и немного ослабить болты.
  7. Выставив рычаг по часовой стрелке до упора и соединив с ним тягу тормозка, немного (на 7 мм подтяните его длину.
  8. После окончания всех действий надёжно закрепите узел контргайками.

Схема управления муфтой:

1 - стержень подушки; 2 - болт; 3 - педаль сцепления; 4 - ось; 5 - пружина; 6 - болт упорный; 7 - кронштейн; 9 - тяга; 10 - вилка; 11 - рычаг; 12 - вилка; 13 - тяга; 14 - пружина; 15 - контргайка; 16 - рычаг; 17 - болт.

Советы и рекомендации по уходу во время эксплуатации

Жировой солидолСмазывать узел необходимо каждые 60 моточасов работы, а проверять свободный ход педали не реже каждых 240 моточасов. Для смазки используется солидол, применяемый согласно смазочной таблице. Свободный ход может со временем уменьшаться из-за естественного износа деталей, причём максимальное уменьшение хода при износе не должно превышать 30 мм.

Ну и главное:

  1. Не держите ногу на педали во время работы трактора (это увеличивает скорость износа).
  2. Муфта сцепления включается плавно. Не нужно оставлять её в промежуточном состоянии.
  3. Муфта выключения сцепления не должна быть долго выключенной.


Поделитесь полезной статьей: