"Сталинец-80" - послевоенный трактор


"Сталинец-80" - послевоенный тракторПосле окончания в 1945 г. Великой Отечественной войны вся европейская часть страны лежала в разрухе. Города в руинах, заводы, мосты, дороги разрушены. Экономические и человеческие ресурсы были предельно источены, а работа по восстановлению предстояла титаническая. Поэтому возникла необходимость в универсальной, надежной и неприхотливой машине для механизации трудоёмких земляных работ. В 1946 г. с конвейеров Челябинского тракторного завода сошла новая модель – «Сталинец-80».

Он обладал хорошей тягой, большим запасом мощности и повышенной производительностью. Прочная универсальная конструкция позволяла массово использовать С-80 для различных видов работ – сельскохозяйственных, строительных, дорожных, используя его как трактор, бульдозер или корчеватель, существовала даже болотоходная модификация трактора С-80Б-2, снабженная более широкими гусеницами. «Сталинец-80» стал поистине народным трактором, использовавшимся для нужд Красной Армии, при создании судоходных каналов и распашке залежных земель, с его помощью восстанавливали сельское хозяйство, поднимали из руин города и возводили новые социалистические стройки.

Первый «Сталинец-80» был собран в январе 1946 г., а уже в июне началось его массовое производство. Он был оборудован дизельным двигателем КДМ 46 мощностью 92 лошадиные силы при 1000 оборотов в минуту с расчетной силой тяги 8800 кгс и мог развивать скорость до 9,65 км/ч. С-80 оснастили полноценной кабиной. Первоначально она была упрощенной, с деревянными рамками для передних стекол и брезентовыми вставками – для боковых. но уже с 50-х годов кабина стала штампованной, стекла крепились в резиновых профилях. Общая масса трактора составляла 11,4 тонны.

Трактор «Сталинец-80» выпускался до 1958 г. За это время было произведено более 200 тысяч единиц, которые массово эксплуатировались до середины 1970-х. Именно с С-80 Челябинский тракторный завод начал разработку целого семейства тракторов промышленного назначения.