Принцип работы и регулировка рулевой колонки МТЗ-80


Эксплуатация любого транспортного средства, и трактор здесь не исключение, невозможна без его рулевого управления. Данный узел не обладает сверхсложной конструкцией, но вместе с тем состоит из большого числа отдельных элементов, каждый из которых выполняет свои функции. Именно о том, что являет собой этот механизм, из чего состоит и по какому принципу действует, мы и поговорим сегодня.

Рулевое управление и его устройство

Элемент рулевой колонки МТЗРулевое управление предназначено для преобразования вращательного движения, поступающего от рулевого колеса в угловое, передаваемое на сошку, благодаря чему и происходит поворот ведущих колёс в горизонтальной плоскости. Помимо этого, элемент способствует и снижению усилий, прилагаемых водителем для совершения какого-либо манёвра или поворота.

Управление состоит из таких компонентов:

  • Рулевой привод;
  • Управляющая трапеция;
  • Рулевой механизм.

За счёт рулевого механизма, усилие от колеса отправляется на привод, который, в свою очередь, переадресует его на направляющие колёса. Что же касается трапеции, то она отвечает за поворот правого и левого ведущего колеса на определённый, зачастую разный, угол. При этом все колёса поворачиваются таким образом, что оказываются по центру поворота, который находится на продолжении оси задних колёс. Такое решение позволяет выполнять качение колёс по концентрической окружности, избегая при этом даже малейшего бокового скольжения.

Рулевая колонка и принцип её действия

Трактор Беларусь 1985 годаДанный механизм обеспечивает качественное соединение рулевого колеса и механизма, а его устройство включает в себя вал с большим числом деталей шарнирного типа. Помимо этого, колонка на случай опрокидывании трактора оснащена функцией аварийного складывания, что позволяет снизить риск травматизма у водителя.

Принцип действия агрегата следующий – в процессе поворота рулевого колеса, идущее от него вращение проходит следующий путь: вал – червяк – ролик - вал сошки – сошка – продольная тяга. Посредством системы шарниров, установленных на левом поворотном рычаге, движение отправляется на цапфу левого колеса и кулак поворотного типа, после чего, минуя рулевую тягу, переходит на правый поворотный рычаг, кулачный шкворень и цапфу правого колеса. Вследствие этого, направляющие колёса и совершают поворот на требуемый угол. Левое и правое колесо в момент поворота проходят различное расстояние, поэтому во избежание бокового скольжения, угол их поворота делают совершенно разным, что достигается за счёт использования управляющей трапеции, предоставляющей требуемые показатели. Она являет собой тягу поперечного типа, соединённую с балкой передней оси, поворотные рычаги которой расположены на её боковых сторонах. Крепление поворотных рычагов и сошки проводится за счёт шаровых механизмов из пластика с обрезанными вкладышами, которые в процессе сборки должны быть в обязательном порядке обработаны смазкой.

Обслуживание системы и её регулировка

Схема устройства рулевого механизмаОт того в каком состоянии находится управление трактора, зависит не только качество его работы и безопасность выполнения операций, но и утомляемость водителя. Именно поэтому техосмотр и следующий за ним ремонт следует проводить с максимально возможной тщательностью.

Заключается ТО в проверке качества затяжки всех имеющихся резьбовых соединений, промывке масляного фильтра, а также в периодическом смазывании системы шарниров на карданном валу.

Фильтр рекомендуется промывать 1 раз на 960 часов работы, а сама процедура проводится в такой очерёдности:

  • С крышки и редукционного клапана снимается маслопровод;
  • Выворачиваются крепёжные болты, и поднимается его верхняя крышка;
  • Отсоединяется и выворачивается клапан, после чего освобождается фильтр;
  • Фильтр промывается в бензине или солярке, вплоть до полного удаления грязи с его внутренних полостей и устанавливается на своё место.

Что касается положения рулевой колонки, то её регулировка выполняется в диапазоне примерно 120 мм. Для установки руля в максимально удобное и комфортное положение, следует отвернуть маховик против часовой стрелки, примерно на 5 оборотов, передвинуть руль соответственно своим потребностям и закрутить маховик обратно.

Основные неисправности

Рассматривая те неисправности, которые встречаются наиболее часто, стоит выделить такие из них:

  • Изнашивание передающей пары;
  • Проблемы с сохранением герметичности в рулевом механизме;
  • Изнашивание шарнирной системы на наконечнике рулевой тяги;
  • Разрушение подшипников на рулевом валу или их изнашивание.

Рулевое колесо трактора БеларусьКак показывает практика, зачастую причиной возникновения подобных проблем является плохое состояние отечественных дорог, нарушение основных правил эксплуатации агрегата, некачественное выполнение комплекса работ по ТО и ремонту системы, а также предельный срок её эксплуатации. Впрочем, достаточно часто проблему можно вовремя диагностировать и исправить, избежав, таким образом, достаточно серьёзных последствий. Для этого следует обращать внимание на такие факторы:

  • Посторонние звуки и люфт в рулевом колесе;
  • Подтекание рабочей жидкости;
  • Затруднённое вращение руля;
  • Стук и посторонний шум в рулевом управлении. 


Поделитесь полезной статьей: