Основы устройства рулевого управления МТЗ-80


ГУР МТЗ-80Для обеспечения возможности маневра во время движения в тракторах марки МТЗ - 80, 82 и их модификациях установлено обычное рулевое управление, как и в любом колёсном транспортном или транспортно-хозяйственном средстве.

Собственно, весь механизм этого управления очень прост и состоит всего из трёх основных элементов, а уж каждый в отдельности - это целый узел разнообразных деталей, кроме первого:

  1. Рулевое колесо.
  2. Привод.
  3. Гидравлический усилитель рулевого колеса.

Если с самим колесом всё предельно понятно, то назначение привода несколько сложнее. Он нужен для того, чтобы прилагаемое водителем усилие при вращении не терялось неизвестно где. Иными словами, если водитель крутит баранку, то и колёса должны реагировать на такое управление, иначе смысла нет. Так, сделав несколько последовательных движений руками, поворачивающими руль, можно направлять технику в любой необходимый вектор. Гидравлический усилитель МТЗ - 80, 82

Чтобы рулевое колесо такой тяжёлой машины, как трактор, вращалось без серьёзно прилагаемых усилий, чтобы управление было лёгким и упрощённым, на МТЗ - 80 предусмотрена установка гидравлической системы рулевого управления.

Устройство тракторного ГУРа, в принципе, схожее с любым автомобильным и состоит из специального датчика автоматической блокировки дифференциала заднего моста, энерго-силового цилиндра, распределителя и нагнетательного насоса высокого давления.

Руль МТЗ-80На МТЗ - 82 гидроусилитель монтируется на переднем стальном брусе и при помощи маслопроводов соединяется со стоящим на дизельном моторе насосом с дозатором. Его внутренняя корпусная часть играет роль ёмкости (резервуара) для масла, которое заливается через горловину, снабжённую сетчатым фильтром.

При движении и при поворотах трактора на очень малых скоростях (а максимальная скорость МТЗ любых модификаций не выше 35 км/ч) гидроусилитель не задействуют, но если скорость превышает 10 км/ч или техника используется в каких-либо тяжёлых дорожных условиях (на вязкой почве), то ГУР мгновенно срабатывает, облегчая маневрирование.

Возможные неисправности и ремонт рулевого управления

Главными средствами обнаружения каких-то неполадок в системе управления по-прежнему являются тактильные ощущения от вождения и маневрирования. Если водитель трактора чувствует слишком лёгкий ход (проворот) рулевого колеса, то необходимо немедленно остановиться и проверить вал руля. В этом случае он либо подвергся повреждениям, либо изношен по сроку эксплуатации.

Осматривать в рулевом управлении нужно буквально всё, подвергнув тщательному вниманию каждую деталь, начиная от любых соединений и заканчивая рулевыми тягами с проверкой на допустимый люфт. Причём, при выявлении практически любых дефектов или обнаружении износа деталей их необходимо сразу менять.

Для проверки гидравлического усилителя на тракторах МТЗ - 80 и его модификациях используют старое, но очень точное устройство НИИАТ - 402, способное выполнять сразу несколько тестовых задач.

  • возможность определения величины зазоров в зацеплениях;
  • вычисление прилагаемого усилия для вращения руля;
  • регулировка рулевых тяг.

Чтобы проверка или регулировка была сделана точно и качественно, нужно всего-навсего прикрепить прибор НИИАТ - 402 к рулевому колесу и, следуя прилагаемой инструкции, установить требуемые значения и параметры. Выполнение всех нормативных действий с этим прибором не требует специальных знаний и самый обычный тракторист может справиться с задачей самостоятельно.

С подробной схемой регулировки гидроусилителя рулевого управления и его детальными составляющими вы можете ознакомиться на примере рисунка №114: http://mtz-80.ru/regulirovka-gidrousilitelya-rulevogo-upravleniya.html

Советы и рекомендации общего характера

Несмотря на то, что некоторые детали и узлы рулевого управления выглядят действительно просто, необходимо обладать набором знаний и навыков для их ремонта. Переделка или некачественный ремонт рулевого управления грозит его выходом из строя. К тому же, после разборки и обратной сборки ГУРа потребуется доскональная проверка всех зазоров и величин, участвующих в работе рулевого управления трактора.


Поделитесь полезной статьей: