ТНВД трактора МТЗ: Устройство, регулировка, советы


Трактор МТЗ-80Состоящая из двух баков для топлива, двух фильтров (грубой и тонкой) очистки, топливного насоса высокого давления (ТНВД) топливная система этой марки тракторов достаточно проста и стандартна для большинства как дизельных, так и бензиновых двигателей. Рассматривая ТНВД МТЗ - 80 на схеме далее и зная подробное устройство со всеми составляющими деталями, можно практически не сомневаться в возможности самостоятельного ремонта этой техники. В топливном насосе трактора МТЗ - 80, 82 и его поздних модификациях всего более 70 деталей.

Устройство ТНВД для МТЗ - 80, 82

УТН - 5, как называется топливный насос для белорусской марки тракторов, изготавливается из прочного сплава алюминия и выпускается в двух возможных вариантах установки - левом и правом, в зависимости от конструктивных особенностей крепления фланца. По всему корпусу он разделён на две полостные части специальной перегородкой, где в нижней полости находится вал с приводом насоса, а в верхней отдельные секции этого насоса.

Полное детальное устройство топливного насоса высокого давления двигателя Д-240 вы можете прочитать далее

Топливный насос высокого давления трактора МТЗ

Топливный насос с регулятором:

1 - нажимной штуцер; 2 - зажимы; 3 - пружина; 4 - нагнетательный клапан; 5 - седло клапана; 6 - прокладка; 7 - втулка плунжера; 8 - плунжер; 9 - пробка; 10 - зубчатый венец; 11 - поворотная втулка; 12 - крышка регулятора; 13 - тяга рейки; 14 - рычаг пружины; 15 - пружина регулятора; 16 - пружина обогатителя; 17 - основной рычаг; 18 - корпус корректора; 19 - шток корректора; 20 - винт регулировочный; 21 -промежуточный рычаг; 22 - болт номинала; 23 - болт; 24 - корпус регулятора; 25 - ось груза; 26 - пята; 27 - муфта; 28 - ось пяты; 29 - ось рычага; 30 - грузы регулятора; 31 - упорные шарикоподшипники; 32 - спускная пробка; 33 - ступица грузов; 34 - сухарь амортизатора; 35 - шайба; 36 - стакан подшипника; 37 - маслоотражатель; 38 - рычаг управления; 39 - кулачковый вал; 40 - заглушка; 41 - эксцентрик привода подкачивающего насоса; 42 - фланец для крепления подкачивающего насоса; 43 - регулировочная шайба; 44 - плита крепления; 45 - корпус насоса; 46 - маслоподводящее отверстие; 47 - гайка валика; 48 - шлицевая втулка; 49 - установочный фланец; 50 - толкатель с роликом; 51 - регулировочный болт толкателя; 52 - тарелка пружины (нижняя); 53 - пружина плунжера; 54 - тарелка пружины; 55 - зубчатая рейка; 56 - болт для спуска воздуха; 57 - канал для отвода топлива; 58 - перепускная трубка; 59 - корпус перепускного клапана; 60 - пробка; 61 - шарик-клапан; 62 - отверстие для подвода топлива; 63 - канал для подвода топлива; 64 - отсечное отверстие; 65 - впускное отверстие втулки плунжера; 66 - штифт; 67 - крышка люка; 68 - регулировочный винт; 69 - прокладка; 70 - заливная пробка; 71 - регулировочный винт; 72 - пружина корректора; 73 - стяжной винт.

Здесь же, вы можете увидеть всю топливную систему белорусского трактора целиком:

Система питания дизеля МТЗ

Система питания дизеля (схема):

1 - глушитель; 2 - воздухоочиститель; 3 - фильтр грубой очистки воздуха; 4 - впускной коллектор; 5 - электрофакельный подогреватель; 6 - топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 - дренажная трубка; 8 - трубка высокого давления; 9 - заливная горловина; 10 - топливные баки; 11 - сливной кран; 12 - трубка топлива; 13 - фильтр грубой очистки топлива; 14 - фильтр тонкой очистки топлива; 15 - трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 - трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 - регулятор топливного насоса; 18 - топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 - подкачивающий насос; 20 - перепускная трубка; 21 - топливный насос; 22 - форсунка; 23 - выхлопной коллектор; 24 - нижний фильтрующий элемент; 25 - средний фильтрующий элемент; 26 - верхний фильтрующий элемент.

В верхней полостной точке УТН - 5 двигателей Д-240 расположены два продольных канала, образующих собой каре, один конец которого к фильтру тонкой очистки топлива, а другой, соответственно, к самой подкачке в насосе, где в штуцере вмонтирован пропускной клапан.

Принцип работы УТН - 5

К корпусу топливного насоса снаружи прикреплён насос подкачки, крепёжная плита с фланцем и регулятор, а к каждому из штуцеров подключён топливопровод высокого давления, через которые к форсунке и подаётся необходимое горючее. Привод насоса осуществляется шестерёнкой коленвала, которая соединяется с промежуточной шестерёнкой и шестерёнкой самого насоса.

Если в насосе когда-либо производился ремонт, то после каждой разборки/сборки необходимо точно выверять угол соединений шестерёнок, ибо при неверном наклоне сбой в работе неизбежен. Градус угла наклона всегда должен соответствовать 22°30" и проверяться, конечно, желательно мотористами, а не самостоятельно.

Проверка (регулировка) топливного насоса

ТНВД МТЗ-80Прежде, чем осуществить проверку, необходимо убедиться в плотности запирающего конуса клапана нагнетания и в достаточном давлении насосной секции, находящейся в верхней полости. Вращая коленчатый вал, нужно сдвигать регулятор до тех пор, пока стрелка на манометре не остановится на цифре 15 МПа. Двигатель после этого останавливают и отключают подачу горючего регуляторным рычагом. При падении давления на манометре менее, чем за 10 секунд, клапан соответствует исправности и дальнейшему использованию.

Чтобы отрегулировать точный угол начала поступления горючего вам потребуется вкручивать/выкручивать специальный регулировочный болт. При откручивании болта угол будет увеличиваться, а при обратном вкручивании, соответственно, уменьшаться. Обратите внимание, что один виток (оборот) вкручивания/раскручивания регулирует скорость оборотов двигателя приблизительно на 30-50 оборотов. При раскрутке болта производительность и пропускная способность насоса пропорционально уменьшается, а при закрутке, наоборот, увеличивается.

Теоретические рекомендации

Вы можете логически вычислить, что при увеличении подачи горючего в мотор увеличивается и его крутящий момент, который, естественно, повышает номинальную мощность двигателя Д-240. К тому же, до пределов своих возможностей повышается и скоростной режим работы.

Замена масла в насосе УТН - 5 необходима только после разборки и ремонта, а в повседневной эксплуатации трактора не нужна. Заливка дизельного масла должна производиться через картер ТНВД в объёме 150-200 мл.


Поделитесь полезной статьей: