Ремонт водяного насоса (помпы) трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Ремонт водяного насоса (помпы) трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Ремонт водяного насоса (помпы) трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Среди основных элементов конструкции тракторов МТЗ, особого упоминания заслуживает водяной насос (помпа), создающий необходимое давление в системе за счет энергии силового агрегата. Он имеет множество особенностей, используется для охлаждения двигателя при его работе, что позволяет избежать перегрева.

Разборка и ремонт помпы

Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 указывают на неисправность системы водяного охлаждения (рис. 1).

Рис. 1. Водяной насос (помпа) Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе

1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников водяного насоса (помпы) Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.

Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса (С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-240/243 устанавливаются водяные насосы с уплотнением и усиленным подшипниковым узлом).

При появлении неисправностей снимают водяную помпу с дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 2.) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 3-7).

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.

При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют (рис. 9).

Рис. 3. Взаимное расположение деталей водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная
пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2. Снятие водяной помпы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шкив; 2 — водяной насос; 3 — патрубок



Рис. 4.

Отворачивание гайки крепления шкива Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — гайка; 2 — шкив; 3 — стопорная пластина

Рис. 5. Опрессовка шкива помпы

1 — шкив; 2 — двухлапчатый съемник

Рис. 6. Снятие стопорного кольца подшипника

Рис. 7. Отворачивание болта крепления крыльчатки помпы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — корпус водяного насоса; 2 — крыльчатка; 3 — болт

Рис. 8. Выпрессовка валика водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1— корпус водяного насоса; 2 — выколотка; 3 — крыльчатка

Рис. 9. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — подшипник; 2 — валик водяного насоса; 3 — шток пресса

На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

При наличии трещин корпус водяного насоса Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема: номинальное — 47,0—47,3 / допустимое — 48,5

Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники: Подшипник 305 — 62,07 / Подшипник 304 — 52,06

Если на торцовой поверхности опорной втулки корпуса помпы Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 имеются следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм, то втулку выпрессовывают и заменяют новой.

При оборке насоса резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников. Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16—19 Нм.

После сборки насоса валик должен вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.

Источник: https://aquariumfan.ru/ремонт-помпы-мтз/

Комментировать
0
12 235 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит