Как правильно установить зажигание на МТЗ-80, 82?


В белорусских тракторах марки МТЗ зажигание изначально выставляется прямо на заводе-изготовителе и впоследствии практически не регулируется. Однако в жизни трактора могу произойти различные изменения, требующие подобного вмешательства тракториста (например, если хотя бы раз снималось магнето) и тогда необходимо знать следующие правила и грамотный ход действий.

Грамотно и точно установить зажигание можно только одним, нижеследующим способом:

  1. Выключатель зажигания МТЗСнимите со свечи зажигания электрический провод, а затем открутите саму свечу.
  2. В отверстие для свечи зажигания требуется загнать металлический стержень (обязательно чистый) чуть меньшего диаметра, нежели само отверстие, а дальше прокручивать коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока поршень не замрёт в ВМТ (верхней мёртвой точке).
  3. Теперь, прокручивая коленвал уже против часовой стрелки, опустите поршень на 5-6 мм ниже максимума (ВМТ).
  4. Сняв с магнето крышку прерывателя и развернув маховик, установите его немного до кулачкового разрыва контактов.
  5. Выступы полумуфты магнето, находящуюся в этом положении, нужно задвинуть в пазы шестерёнки привода и затянуть фиксирующими болтами само магнето.
  6. Установив в исходное положение крышку магнето, к свече можно подключать электрический провод.

Что из себя представляет магнето на тракторе МТЗ и как действует

Магнето от МТЗНа этих видах тракторов, как правило, устанавливается прибор М124 - Б1, именуемый магнето и вращающийся в правую сторону, с выставленным углом опережения зажигания в 27 градусов. В движение магнето приводится жёсткой полумуфтой от шестерёнки "пускача" - ПД - 10.

Состоит М124 - Б1 из трёх основных узлов:

  • роторного;
  • тансформаторного;
  • прерывательного.

Ротор, будучи генерирующим устройством, создаёт переменный ток и направляет его в прочный трансформатор, который повышает этот ток до очень высокого напряжения (от 10 до 15 кВт), а затем передаёт в прерыватель.

Теперь немного точнее. Вращающийся ротор, создавая обычный переменный ток, передаёт его в виде магнитного потока на трансформатор, где во вторичной обмотке генерируется ток высокого напряжения, поступающий в свою очередь на прерыватель. Когда сила тока приближается к максимальной величине, прерыватель с первичной обмотки его "снимает", после чего магнитный поток мгновенно снижается и в электродах свечей зажигания образуется электрический разряд - та самая искра, от которой происходит зажигание горючей смеси.

Осмотр и регулировка

Двигатель Д-240Чтобы тракторы с двигателем Д -240 и его поздними версиями работали бесперебойно, грамотно, без потерь и пробуксовок из-за ремонта, необходимо элементарно осматривать магнето, проводя иногда обычные профилактические мероприятия.

  1. Каждые 960 моточасов работы двигателя осматривайте контакты прерывателя магнето и ширину зазоров между ними.
  2. При обнаружении накипи, нагара, грязевого налёта немедленно зачищайте контакты, особенно если трактор какое-то время простаивал и не работал. (Для зачистки пользуйтесь специальным напильником, не оставляющим абразива и металлической пыли).
  3. После каждых 1440 моточасов работы требуется проверять смазку на кулачках. Это можно делать папиросной бумагой. При отсутствии или недостатке смазки капайте несколько капель турбинного масла.
  4. Ширина зазоров на контактах проверяется специальным щупом (обычно находится на другом конце напильника для чистки контактов), при вращении вала "пускача" - ПД - 10, чтобы развод контактов доходил до максимума.

На тракторах МТЗ 80, 82 для для регулировки зазора в магнето ослабляют крепёжный винт контактной стойки и проворачивают стойку отверстий, вставленную в паз эксцентрика.

В независимости от того, работал трактор или нет, каждые 2 года требуется смазывать подшипники ротора магнето, для чего само устройство снимают, разбирают, ликвидируют остатки старой смазки, протирают и промывают хотя бы в бензине.

Смазывают ротор магнето специальной смазкой - УН (ОСТ 38,156-74), а проверяют исключительно на стенде, хотя отдельные умельцы используют свои способы. Тем не менее, в результате стендовой или самодельной проверки устройство должно в обязательном порядке выдавать искру.


Поделитесь полезной статьей: