Генератор МТЗ-80: Схема подключения и профилактика неисправностей


Генератор МТЗ-82Практически в любом транспортном или рабочем средстве на колёсах существует два источника питания - аккумулятор и генератор. Автомобили нас не интересуют, а вот генератор МТЗ очень даже интересен, и именно его мы подробно рассмотрим.

Как абсолютно любой генератор, тракторный строго придерживается тех же целей - преобразование одного вида энергии в другой. Конкретно, механической в электрическую, что успешно выполняет от вращения коленвала, как и на другой технике.

Принцип работы этого устройства в тракторной технике

Если говорить откровенно, то он вообще ничем не отличается, кроме внешнего вида, габаритов (размеров), способов подключения и ещё несколькими нюансами.

Генератор МТЗ - 80 - это всегда трёхфазное устройство с односторонним возбуждением электромагнита, которое называется Г306 - Д (прочие модификации: Г - 306А, Г - 304А).

Для адекватной работы генератору Г306 - Д требуется постоянный ток, именно поэтому в самом генераторе ток проходит через трёхфазный выпрямитель, превращаясь в постоянный из переменного. Основные детали Г306 - Д, устанавливаемых на белорусских тракторах марки МТЗ - 80, 82 и аналогичных моделях - это статическое устройство и роторное (статор и ротор).

Статор этой модели изготавливается из нескольких электротехнических стальных листов, а трёхфазная катушка с обмоткой крепится изнутри к выступу. Ротор выполнен по аналогичной технологии и выглядит, как звезда с шестью углами, напрессованная на вал, где и крепится.

Подробную детальную схему генератора Г306 - Д вы можете увидеть на рисунке:

Детальная схема генератора Г306

1 - Крышка регулирующего устройства; 2 -  Винт; 3 - Шайба; 4 - Шайба; 5 - Гайка; 6-  Шайба; 7 -  Шайба; 8 - Гайка; 9 - Шайба; 10 - Шайба; 11 - Шайба изоляционная; 12 - Изолятор; 13 - Крышка задняя; 14 - Панель выводов; 15 - Болт М6х53; 16 - Выпрямитель; 17 - Втулка распорная; 18 - Болт М4х27,5; 19 - Изолятор фазный; 20 - Втулка разрезная; 21 - Катушка возбуждения; 22 - Болт стяжной; 23 - Шарикоподшипник; 24 - Винт; 25 - Гайка; 26 - Шайба; 27 - Шкив (одноручьевой); 28 - Вентилятор; 29 - Винт; 30 - Крышка подшипника; 31 - Шарикоподшипник; 32 - Болт; 33 - Крышка передняя; 34 - Щиток; 35 - Болт; 36 - Шайба; 37 - Втулка ротора; 38 - Гайка; 39 - Шайба; 40 - Шайба; 41 - Болт; 42 - Гайка; 43 - Болт; 44 - Кронштейн генератора; 45 - Растяжка; 46 - Ротор; 47 - Гайка; 48 - Статор; 49 - Планка; 50 - Болт; 51 - Шайба упорная; 52 - Винт М8х28; 53 - Регулирующее устройство.

Схема подключения электроцепи трактора МТЗ - 80, 82 и его модификаций:

Схема подключения электроцепи трактора МТЗ - 80, 82 и его модификаций

Профилактический осмотр генератора

Основным условием правильной и надёжной работы этого устройства всегда остаётся внимательный осмотр и генератор МТЗ здесь не исключение. Необходимо постоянно следить за качественным креплением проводов и самого генератора, натяжением ремня и даже банальной чистотой деталей.

Иными словами, требуется чистить от грязи и пыли корпус, если таковые обнаружены на нём. Смотреть за приборным щитком, где присутствует световой индикатор (лампочка). Перед пуском двигателя лампочка, естественно, должна загораться. При появлении неисправностей замыкание массы ничего не даст, ибо лампочка индикатора либо совсем не будет гореть, либо загорится в пол силы (индикация и яркость зависит от конкретной модели трактора).

На исправность генератор МТЗ проверяется исключительно при заглушённом и остывшем моторе трактора, предварительно отключив от него все провода и клеммы. Проверка осуществляется лампой на 12 вольт и аккумуляторной батареей.

Признаки неисправности обмотки статора

Приборная панель МТЗДля начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме "М" генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме "Ш".

  1. Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
  2. Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
  3. Меняем подключение. Клемму "минус" АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму "плюс" снова через лампочку индикатора к клемме "В" генератора.

Загораться при таком подключении лампа не будет, но... Если она умудрилась включиться, значит:

  • коротнул один диод или сразу несколько;
  • между теплопроводом и выпрямителем пробило изоляцию;
  • на корпусе генератора замкнуло провод "плюс".

Рекомендации

Как говорится, не уверен - не обгоняй. Если вы не можете гарантировать свои познания в электротехнике, то браться за проверку (а тем паче, за ремонт) не следует.

Ни в коем случае (даже на одну секунду, в виде проверки искры) не соединяйте клеммы "Ш" и "В" с регулятором массы - возможен окончательный сбой и поломка. 


Поделитесь полезной статьей: