Устройство и регулировка топливного насоса трактора Беларусь


Топливный насос – один из важнейших и наиболее сложных агрегатов, которые присутствуют в топливоподающей системе дизельных двигателей. Его качественная и сбалансированная работа во многом определяет и эффективное функционирование всей двигательной системы. О том, что являет собой топливный насос на тракторах МТЗ, каков принцип действия и основные регулировки агрегата, мы сегодня и побеседуем.

Топливный насос – его устройство и назначение

ТНВД для трактора МТЗГлавное предназначение ТНВД – подача топлива напрямую в камеру сгорания сквозь форсунки. Данный процесс проходит под высоким давлением, в строго определённые моменты и в том количестве, которое требуется двигателю для работы. Строение ТНВД, помимо непосредственно самого насоса, включает в себя и подкачивающий насос, а также центробежный регулятор всережимного типа, которые объединены в единый корпус.

Сам же агрегат состоит из достаточно большого числа деталей и элементов, основными из которых являются:

  • Корпус агрегата;
  • Пары плунжерные;
  • Клапан нагнетательного типа;
  • Вал кулачковый;
  • Система толкателей;
  • Приводной механизм на плунжерах.

Помимо этого, передняя часть устройства оснащена чугунной плитой, используемой для крепления к двигателю, а задняя – монтажным фланцем для фиксации регулятора.

Стоит заметить, что изготавливают ТНВД из прочнейшего алюминия, долговечного и устойчивого к весьма существенным нагрузкам, а установка топливного насоса предусматривает две вариации его крепления – с правой или левой стороны, исходя из крепёжных особенностей фланца.

Топливный насос высокого давления трактора МТЗ

Топливный насос с регулятором:

1 - нажимной штуцер; 2 - зажимы; 3 - пружина; 4 - нагнетательный клапан; 5 - седло клапана; 6 - прокладка; 7 - втулка плунжера; 8 - плунжер; 9 - пробка; 10 - зубчатый венец; 11 - поворотная втулка; 12 - крышка регулятора; 13 - тяга рейки; 14 - рычаг пружины; 15 - пружина регулятора; 16 - пружина обогатителя; 17 - основной рычаг; 18 - корпус корректора; 19 - шток корректора; 20 - винт регулировочный; 21 -промежуточный рычаг; 22 - болт номинала; 23 - болт; 24 - корпус регулятора; 25 - ось груза; 26 - пята; 27 - муфта; 28 - ось пяты; 29 - ось рычага; 30 - грузы регулятора; 31 - упорные шарикоподшипники; 32 - спускная пробка; 33 - ступица грузов; 34 - сухарь амортизатора; 35 - шайба; 36 - стакан подшипника; 37 - маслоотражатель; 38 - рычаг управления; 39 - кулачковый вал; 40 - заглушка; 41 - эксцентрик привода подкачивающего насоса; 42 - фланец для крепления подкачивающего насоса; 43 - регулировочная шайба; 44 - плита крепления; 45 - корпус насоса; 46 - маслоподводящее отверстие; 47 - гайка валика; 48 - шлицевая втулка; 49 - установочный фланец; 50 - толкатель с роликом; 51 - регулировочный болт толкателя; 52 - тарелка пружины (нижняя); 53 - пружина плунжера; 54 - тарелка пружины; 55 - зубчатая рейка; 56 - болт для спуска воздуха; 57 - канал для отвода топлива; 58 - перепускная трубка; 59 - корпус перепускного клапана; 60 - пробка; 61 - шарик-клапан; 62 - отверстие для подвода топлива; 63 - канал для подвода топлива; 64 - отсечное отверстие; 65 - впускное отверстие втулки плунжера; 66 - штифт; 67 - крышка люка; 68 - регулировочный винт; 69 - прокладка; 70 - заливная пробка; 71 - регулировочный винт; 72 - пружина корректора; 73 - стяжной винт.

Здесь же, вы можете увидеть всю топливную систему белорусского трактора целиком:

Система питания дизеля МТЗ

Система питания дизеля (схема):

1 - глушитель; 2 - воздухоочиститель; 3 - фильтр грубой очистки воздуха; 4 - впускной коллектор; 5 - электрофакельный подогреватель; 6 - топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 - дренажная трубка; 8 - трубка высокого давления; 9 - заливная горловина; 10 - топливные баки; 11 - сливной кран; 12 - трубка топлива; 13 - фильтр грубой очистки топлива; 14 - фильтр тонкой очистки топлива; 15 - трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 - трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 - регулятор топливного насоса; 18 - топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 - подкачивающий насос; 20 - перепускная трубка; 21 - топливный насос; 22 - форсунка; 23 - выхлопной коллектор; 24 - нижний фильтрующий элемент; 25 - средний фильтрующий элемент; 26 - верхний фильтрующий элемент.

Принцип действия

Схема устройства топливного насосаПринцип действия насоса прост и эффективен одновременно – вращение кулачкового вала приводит к смещению кулачка на толкатель и его сдвигу, с последующим поднятием плунжера. Он, в свою очередь, сначала закрывает выпускной канал, после чего начинает постепенное вытеснение топлива, находящегося под ним, с его последующим выходом сквозь клапан нагнетательного типа, после чего топливо поступает на форсунки.

При движении плунжера вверх и смещении винтового канала с каналом сливного типа, находящегося в гильзе, осуществляется слив излишков топлива через имеющиеся в них каналы. Когда же плунжер движется вниз, происходит открытие впускного канала и подкачивающий насос заполняет топливом весь свободный объём под плунжером. Вращение плунжеров позволяет также проводить и регулировку тех объёмов топлива, которые впрыскиваются в систему.

ТНВД и основные регулировки агрегата

Среди главных настроек особо выделяется регулировка скоростного режима, коррекции и количества топлива.

Легендарный трактор МТЗ-80Выполнять регулировку скоростного режима следует посредством специального винта, откручивание которого увеличивает частотность вращения регулятора, а закручивание, соответственно, уменьшает. Минимально допустимое число вращений при движении на холостых оборотах регулируется в автоматическом режиме при переводе регулирующего рычага в соответствующую позицию.

Отрегулировать объём поступающего топлива можно за счёт вращения эксцентрикового пальца – его поворот вниз увеличивает подачу, вверх – уменьшает её.

Провести регулировку топливной коррекции можно за счёт изменения подкладок под штоком (оптимальная величина хода составляет 0,38-0,64 мм). За счёт поворота винта, можно отрегулировать натяжение пружины, которое должно соответствовать отметке в 0,3 кгс. Увеличение хода штока и снижение натяжного параметра пружины, увеличивает подачу топлива от насоса, смена параметров приводит к обратной реакции.

Заключение

Топливный насос, несмотря на всю сложность своей конструкции, обладает достаточно длительным эксплуатационным сроком, что, впрочем, не избавляет его от диагностики и обслуживания. Периодический осмотр позволит не только продлить срок службы агрегата, но и обезопасит водителя от внештатных ситуаций на дороге. 


Поделитесь полезной статьей: